О признании договора недействительным



Дело № 2- 433\2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2010 года

Свердловский районный суд г.Перми

в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.

при секретаре        Гвоздевой А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми дело по иску Белякова С. Ф., Казюковой М. С., Россихиной И. О., Барановой Н. Г. к Администрации г.Перми, Департаменту земельных отношений, Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства, Администрации Свердловского района г.Перми, МУ « Жилищная служба », ОГУП « ЦТИ « г.Перми о не применении актов органов местного самоуправления и др.

У с т а н о в и л :

Истцы обратились в суд указывая, что являются собственниками квартир в домах по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ они не могут оформить право общей собственности на земельный участок на котором расположены их дома. Согласно решению исполнительного комитета Пермского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ « Об отводе земельного участка электроприборному заводу для строительства жилых домов в Свердловском районе » отведен земельный участок площадью -S1- для строительства двух 9-ти этажных домов по <адрес> Из плана отвода земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ -ОРГАНИЗАЦИЯ1- под строительство их домов было отведено -S2- за счет усадебных участков со сносом - распоряжение Облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, решение облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, решение Исполкома г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с планом отвода от ДД.ММ.ГГГГ. -ОРГАНИЗАЦИЯ2- был предоставлен земельный участок площадью -S3- Иных отводов в соответствии с действующим законодательством не было. Постановлением Главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ МУП « Жилищная служба были предоставлены в аренду на 15 лет земельные участки по <адрес> площадью -S4- и по <адрес> площадью -S5- Постановлением Главы г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ. была прекращена существующая аренда земельного участка в части площади -S6-. и участок был изъят у МУ ЖС « Центр » и этим же Постановлением предоставлен по договору аренды АКОМП. ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.Перми издала новое Постановление о предоставлении АКОМП в аренду на новый срок 2 года земельного участка по <адрес> ранее предоставленный под строительство административного здания, пристроенного к жилому дому постановлением Главы города от ДД.ММ.ГГГГ и заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с. ДД.ММ.ГГГГ АКОМП зарегистрировала право собственности на объект незавершенного строительством, расположенного на земельном участке площадью -S6- Приказом Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ -з земельный участок предоставлен Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства в собственность за плату под незавершенное строительством административное здание. Истцы полагают, что после принятия ЗК РФ только собственники в соответствии со ст. 36 ЗК РФ и ст. 11 ФЗ РФ « О товариществах собственников жилья » вправе приобрести земельный участок в общую долевую собственность домовладельцев. Считают, что нарушен порядок выделения земельного участка т.к. отсутствуют заявление о выборе, акт выбора земельного участка, решение о предварительном согласовании мест размещения объекта, извещения населения и землепользователей о предоставлении земельного участка. Поскольку Постановления о предоставлении земельного участка противоречат требованию закона, а именно ст. 33, 35, 36 ЗК РФ, ст. 268 ГК РФ, с учетом регистрации права на объект недвижимого имущества, которого не существует, истцы просят признать недействительным зарегистрированное Федеральной регистрационной службой по Пермскому краю право собственности на объект незавершенного строительства, находящийся по <адрес> за Ассоциацией коммерческих организаций малого предпринимательства. Признать недействительным приказ Департамента земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в собственность под незавершенное строительство , находящийся по <адрес> за Ассоциацией коммерческих организаций малого предпринимательства.

В ходе рассмотрения дела требования истцами уточнялись и окончательно заявлены в следующем виде :

Истцы просят не применять акты органов местного самоуправления, как противоречащие закону :

- Распоряжение главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ « О разрешении АКОМП производства проектно-изыскательских работ в Свердловском районе»;

-Постановление главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений в распоряжение »

-Заключение главного санитарного врача г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по отводу земельного участка под строительство ;

-Акты выбора от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ для согласования для строительства.

-Постановление главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ « О предоставлении муниципальному учреждению « Жилищная служба « Центр» Свердловского района « земельных участков в Свердловском районе.

-п.п.1,2.3 Постановления Главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ « О предоставлении Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области земельного участка в Свердловском районе недействительным и подлежащим отмене.

-Постановление Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ « О предоставлении Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области земельного участка в Свердловском районе на новый срок».

Признать незаключенным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Перми и МУ ЖС « Центр».

Признать недействительными Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о сотрудничестве и организации взаимоотношений по строительству пристройки к жилому дому по <адрес> между Администрацией Свердловского района г.Перми и Ассоциацией коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области, а также Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Перми и ассоциацией коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области; Признать недействительным договор С аренды земельного участка с кадастровым номером площадью -S6-. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Перми и ассоциацией коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области ;

Признать действия ГУП « ЦТИ « по выдаче технического паспорта и технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ. на объект незавершенного строительства, инвентарный номер недействительными.

Признать право общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по <адрес>, <адрес> площадью -S6- с кадастровым номером за собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирных домов № по <адрес>.

Признать недействительным зарегистрированное Федеральной регистрационной службой по Пермскому краю право собственности на объект незавершенного строительства, находящийся по <адрес> за Ассоциацией коммерческий организаций малого предпринимательства.

Признать недействительным приказ Департамента земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в собственность под незавершенное строительство , находящийся по <адрес> за Ассоциацией коммерческих организаций малого предпринимательства.

Указывают, что решение суда является основанием для аннулирования записей о праве собственности на указанные объекты недвижимости ответчика, произведенного Федеральной регистрационной службой по Пермскому краю. \ 396-397 том 2\

Истица Россихина И.О. исковые требования поддержала.

Беляков С.Ф., Казюкова М.С., Баранова Н.Г. в суд не явились, извещались. Просят рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представители истцов исковые требования поддержали.

Представитель Администрации г.Перми, Департамента земельных отношений, Администрации Свердловского района г.Перми, МУ « Жилищная служба «. ОГУП « ЦТИ » не явились, извещались надлежащим образом.

Представитель Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства исковые требования не признала.

Представитель УФРС по Пермскому краю в суд не явились, извещалась.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему :

В соответствии с ч.1 ст.13 ГК РФ,п.1 ст.61 ЗК РФ, ненормативный акт государственного органа или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В силу ст.168 ГК РФ, сделка не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна

    Судом установлено, что в соответствии с Распоряжением ИК Пермского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ , решениями ИК Пермского городского СНД от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ -ОРГАНИЗАЦИЯ1- был отведен земельный участок под строительство двух 9-ти этажных жилых домов по <адрес>, площадью изначально -S1- и дополнительно -S7-.\ л.д.     \

Постановлением Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ у -ОРГАНИЗАЦИЯ1- был изъят земельный участок, площадью -S8- по <адрес> и передан в состав городских земель. Данным Постановлением земельный участок, площадью -S3-. также был предоставлен в бессрочное(постоянное) пользование -ОРГАНИЗАЦИЯ2- под жилые дома № по <адрес> за счет городских земель. Решения горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ признаны утратившими силу в связи с передачей участка.

Постановлением Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ в составе муниципальной собственности были утверждены жилые здания, передаваемые из государственной собственности, с баланса -ОРГАНИЗАЦИЯ1-. Жилые дома были переданы на баланс -ОРГАНИЗАЦИЯ2-. \ л.д.             \

ДД.ММ.ГГГГ Администрация Свердловского района г.Перми и Ассоциация коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области заключили Соглашение О сотрудничестве и организации взаимоотношений по строительству пристройки к жилому дому по <адрес>,по условиям которого, Администрация приняла обязательства ходатайствовать перед Администрацией города о разрешении Ассоциации проектно-изыскательских работ на земельном участке по <адрес> без конкурса, сроком на 1 год и строительства объекта сроком на 2 года. Ассоциация приняла обязательства вести строительство в точном соответствии с согласованным и утвержденным проектом, информировать граждан о предстоящей градостроительной деятельности, приступить к строительству в ДД.ММ.ГГГГ. со сроком окончания в ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальному учреждению «Жилищная служба «Центр» Свердловского района» были предоставлены в аренду на 15 лет под жилые дома в <адрес> земельные участки по <адрес>, площадью -S4-. и по <адрес>,площадью -S5-.Постановление от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу. \ л.д.         \

Постановлением Главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГбыло прекращено право аренды муниципальной службы «Жилищная служба «Центр» Свердловского района» земельного участка, площадью -S9-. по <адрес> с передачей земельного участка в состав городских земель.\ л.д.        \

В ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Перми и Ассоциацией коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области было заключено Соглашение об осуществлении сотрудничества при строительстве административного здания, пристроенного к жилому дому по <адрес>,в соответствии с которым, Ассоциация приняла обязательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить разработку проекта межевания, вести строительство объекта в точном соответствии с согласованным и утвержденным проектом в пределах нормативного срока строительства. Администрация г.Перми приняла обязательства при представлении Ассоциацией проекта межевания, соответствующего законодательству, утвердить его в установленном порядке. После утверждения проекта межевания, предоставить застройщику земельный участок для строительства, площадью -S6-. сроком на 3 года. \ л.д.          \

В Дополнительных условиях Соглашения стороны предусмотрели, что Застройщик принимает участие в развитии общегородской инфраструктуры путем перечисления денежных средств в бюджетный фонд развития жилищного строительства в размере -СУММА1-.. Соглашение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ\ л.д.       \

Постановлением Главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГбыло прекращено право аренды МУ «Жилищная служба «Центр» Свердловского района» земельных участков по <адрес>,площадью -S10- и по <адрес>,площадью -S11- с передачей их в состав городских земель. Земельный участок площадью -S6-. предоставлен Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области в аренду на 3 года под строительство административного здания, пристроенного к жилому дому по <адрес> за счет городских земель, с возложением на Ассоциацию обязанности по оформлению договора аренды и по регистрации права и договора аренды.\ л.д.203\

ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.Перми и Ассоциация коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области (АКОМП )заключили договор аренды земельного участка для строительства по условиям которого, на основании Постановления Главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.Перми передала, а Ассоциация приняла во временное пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером ,площадью -S6-., расположенный на землях поселений и находящийся по <адрес>,для использования под строительство административного здания, пристроенного к жилому дому. Договор был заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Неотъемлемой частью договора являлись приложения: план земельного участка, предоставленного в аренду ; расчет арендной платы на текущий год, акт приема-передачи земельного участка, акт об отводе границ участка. \ л.д. \

Постановлением Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ в Постановление

от ДД.ММ.ГГГГ вносились изменения, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся АКОМП под строительство здания многофункционального назначения с жилым помещениями. В связи с чем, сторонами заключалось Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ.По протесту прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ

Постановление Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ было отменено Постановлением Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ . \ л.д.           \

Из кадастровой выписки о земельном участке, земельный участок по <адрес> был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером , равнозначным кадастровому номеру .\ л.д.                 \

Постановлением Администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области земельного участка в <адрес> на новый срок», Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства был предоставлен в аренду на новый срок 2 года, земельный участок с кадастровым номером ,площадью -S6-. по <адрес>, ранее предоставленный под строительство административного здания, пристроенного к жилому дому, постановлением Главы города от ДД.ММ.ГГГГ .Предоставление произошло в связи с истечением срока договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ На Департамент имущественных отношений Администрации г. Перми и на АКОМП были возложены обязанности по расторжению договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ и по заключению договора аренды на новый срок. \ л.д. 204\

ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.Перми и АКОМП заключили Соглашение о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ С аренды земельного участка, расположенного по <адрес>,которым расторгли договор на основании Постановления Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.Перми и АКОМП заключили договор аренды земельного участка, по условиям которого Администрация передала, а АКОМП приняла во временное пользование на условиях аренды земельный участок, имеющий кадастровый номер ,площадью -S6-. по <адрес> для использования под строительство административного здания, пристроенного к жилому дому. Срок действия договора стороны установили с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

ДД.ММ.ГГГГ Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области выдано Разрешение на строительство ,в соответствии с которым Департамент планирования и развития территории города Перми разрешил Ассоциации строительство объекта капитального строительства - административного здания, расположенного по <адрес>,в соответствии с утвержденной проектной документацией на земельном участке, площадью -S6-..Срок действия разрешения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ\ л.д.             \

Как видно из Акта об установлении адреса от ДД.ММ.ГГГГ ,утвержденного начальником департамента планирования и развития территории города Перми земельному участку площадью -S6- под строительство административного здания установлен <адрес>. Адрес <адрес> в отношении данного объекта считается недействительным. \ л.д.        \

Производственным управлением ГУП «ЦТИ Пермского края» составлены Технический паспорт на домовладение и Технический паспорт нежилого здания(строения) (ЛитерБ) по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, из экспликации площади земельного участка которых следует, что на земельном участке имеется застроенная площадь -S12-.- административное здание - незавершённое строительством (свайное поле).\ л.д.215\

В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о государственной регистрации права собственности АКОМП на незавершенное строительством административное здание (лит.Б), расположенное по <адрес>.Запись актуальна.

ДД.ММ.ГГГГ Ассоциации выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности на незавершенное строительством административное здание по <адрес> за . \ л.д.             \

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Департамента земельных отношений Администрации г.Перми « О предоставлении Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства Пермского края земельного участка в Свердловском районе » прекращено право Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства Пермского края аренды земельного участка с кадастровым номером ,площадью -S6-. по <адрес>. Указанный земельный участок предоставлен АКОМП в собственность за плату под незавершенное строительством административное здание, принадлежащее владельцу на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за счет земель населенных пунктов. \ л.д.211\

На АКОМП возложена обязанность расторгнуть договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; заключить договор купли-продажи земельного участка ; предоставить документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Представитель АКОМП пояснила в суде, что право собственности на земельный участок не зарегистрировано.

Заявляя требования о не применении актов органа местного самоуправления представитель истца ссылается на положения ст. 12 ГК РФ и полагает, что они не подлежат применению, поскольку противоречат закону.

Так, Распоряжение Главы г.Перми -р от ДД.ММ.ГГГГ которым было разрешено производство проектно- изыскательских работ на земельном участке площадью -S14-. по <адрес> на основании акта выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и последующее Постановление от ДД.ММ.ГГГГ которым разрешено проводить проектно-изыскательские работы, акты выбора от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не предполагают права ответчика на принятие решения о предоставлении земельного участка по п.8 ст.31 ЗК РФ. В соответствии с Указом Президента РФ № 1263 от 26.11.1997г. продажа земельных участков и право аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности осуществляются по решению органа местного самоуправления в порядке исключительно на торгах \ аукционах, конкурсах \. Процедура аукциона по предоставлению на праве краткосрочной и долгосрочной аренды регулируется Постановлением губернатора Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, исходя из ст. 28 ЗК РФ после обращения заинтересованной в строительстве организации с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, Совет народных депутатов обеспечивает выбор земельного участка для размещения объекта. Результаты работ оформляются актом выбора земельного участка.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ при уточнении места расположения объекта или увеличении площади участка предприятие, учреждение, организация проводят дополнительные согласования с собственником земли, землевладельцем, землепользователем, арендатором. В акте от ДД.ММ.ГГГГтаких согласований нет, также акт не согласован с собственником электрических и тепловых сетей, МП « Водоканал», отделом развития инженерной инфраструктуры и др. лицами

Заключение главного санитарного врача г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ противоречат действующему законодательству, а именно ст. 1 « О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения », т.к. данные органы не наделены правом определять является ли земельный участок свободным от застройки. Приказом Минздрава РФ от 27.10.2000 года № 381 утверждена форма санитарно -эпидемиологического заключения на проектную документации а п.3 Приказа запрещено с ДД.ММ.ГГГГ выдача санитарно-эпидемиологических заключений на бланках иной формы. Заявители полагают, что данное заключение противоречит действительности т.к. участок не был свободен для застройки, поскольку на спорном земельном участке находилась замощенная площадка под мусор, коммуникационные сети, деревья и кустарники.

Заявляя требования о не применении указанных актов истцы ссылаются на положения ст. 12 ГК РФ, которые предусматривают такой способ защиты права как не применение актов органов местного самоуправления, противоречащих закону. Исходя из характера заявленных требований суд считает, что истцы заявляя требования о неприменении актов органов местного самоуправления фактически оспаривают их законность т.к. не могут быть применены только акты, которые противоречат требованиям закона.

Предоставление спорного земельного участка осуществлялось с предварительным согласованием места размещения объекта в ДД.ММ.ГГГГ т.е. в период действия Земельного кодекса РСФСР. Порядок предоставления земельных участков предприятиям, заинтересованным в строительстве объекта, устанавливался ст. 28 ЗК РСФСР согласно которой предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов обладающий в соответствии со ст. 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.

Совет народных депутатов или по его поручению местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре \ на местности \. При выборе участка обязательное участие принимают сельские \ поселковые \ Советы народных депутатов, собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, представители соответствующих государственных служб, предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в отводе земель… Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются решением соответствующего Совета народных депутатов, которое является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.

Как видно из акта выбора земельного участка для согласования условий строительства \ проектирования \ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с письмом Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства на рассмотрение Главы города был поставлен вопрос о разрешении Ассоциации проектно - изыскательских работ на земельном участке площадью -S14-. в <адрес> в целях строительства на нем пристройки для размещения административных помещений с салоном- магазином. Ассоциации был выдан акт выбора земельного участка для согласования условий строительства , который был согласован со всеми службами ДД.ММ.ГГГГ В ходе согласования начальником Отдела развития инженерной инфраструктуры комитета по архитектуре и градостроительству было дано Заключение о согласовании отвода земельного участка под проектно-изыскательские работы АКОМП. Главным государственным санитарным врачом было дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ о пригодности земельного участка по <адрес> для производства проектно-изыскательских работ под строительство пристройки к жилому дому при условии восстановления хоккейной коробки и спортивных площадок с отметкой о том, что участок является свободной от застройки территорией.

Распоряжением Главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ АКОМП было разрешено производство проектно-изыскательских работ на земельном участке по <адрес> площадью -S14-. для строительства пристройки к жилому дому для размещения административных помещений с салоном-магазином на землях -ОРГАНИЗАЦИЯ2-. При этом на АКОМП возлагалась обязанность уточнить проектом площадь и границы участка.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с письмом АКОМП от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Перми Ассоциации был выдан Акт выбора земельного участка для согласования условий строительства в целях продления проектно-изыскательских работ по строительству пристройки к жилому дому под административные помещения. Постановлением Главы города Перми внесены изменения в соответствии с которым АКОМП разрешено продолжить проведение проектно-изыскательских работ до ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы представителя истца о том, что распоряжение Главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ и последующее постановление от ДД.ММ.ГГГГ которыми разрешено проведение проектно - изыскательских работ, акты выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не предполагают права ответчика на принятие решения о предоставлении земельного участка     суд находит несостоятельными.

С 1917 года в Российской Федерации земля являлась государственной собственностью. Со вступлением в силу ЗК РФ и ФЗ « О разграничении государственной собственности на землю » начался процесс перехода земли в собственность к иным субъектам права. Согласно п.п. 10 п.3 Федерального закона « О введении в действие Земельного кодекса РФ» до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Таким образом, орган местного самоуправления г.Перми в соответствии со ст. 23 Устава г.Перми, ст. 29 ЗК РФ и п. 10 ст. 3 ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации » был вправе распорядиться спорным земельным участком.

Ссылка представителя истцов на Указ Президента от 26.11.1997г. № 1263 где указано, что конкурсы или аукционы проводятся в случаях предоставления земельных участков на праве собственности или праве долгосрочной аренды является необоснованной, поскольку распоряжение главы г.Перми о разрешении производства проектно-изыскательских работ, акты выбора, заключения главного санитарного врача изданы во исполнение соблюдения порядка предоставления земельного участка и решения о предоставлении земельного участка не заменяют. Таким образом, проведение конкурса или аукциона при издании распоряжений о разрешении производства проектно-изыскательских работ, выбора земельного участка не требуется. Следует также учесть, что Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении АКОМП земельного участка, он был предоставлен не в собственность, не в аренду, а на нормативный срок строительства- 3 года, следовательно проведение конкурса не требовалось. Требований действовавшего в период возникших правоотношений законодательства, а именно нормы Земельного кодекса РСФСР, ЗК РФ, Градостроительного кодекса РФ проведения торгов не требовали.

Несостоятельны утверждения представителя истца о противоречии заключения главного санитарного врача от 1.12.1999 года и от 10.02.2003г. № 47 ст.1 « О санитарно - эпидемиологическим благополучии населения », которой предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющие соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг ; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления предусмотренных ст. 40 Закона видов деятельности ; проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

Из заключения главного санитарного врача по поводу земельного участка под строительство от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок в <адрес> по санитарно-гигиеническим условиям пригоден для производства проектно-изыскательских работ под строительством пристройки к жилому дому с размещением салона-магазина и административных помещений, при условии восстановления хоккейной коробки и спортивных площадок с установкой малых форм с учетом проектного решения. Заключение действительно до ДД.ММ.ГГГГ

Из заключения по отводу земельного участка под строительство от ДД.ММ.ГГГГ. \ л.д. 200\ видно, что земельный участок в <адрес> по санитарно - гигиеническим условиям пригоден под строительство административного здания, пристроенного к жилому дому при условии : посадку здания произвести с соблюдением Сан ПиН 2.2. 1\2.1.1.1076-01 « Гигиенические требования к инсоляции солнезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий».

Приведенные заключения соответствуют требованиям ст.1 ФЗ РФ» О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку удостоверяют соответствие санитарным правилам проведение проектно-изыскательских работ, осуществления строительства административного здания. То обстоятельство, что в заключениях санитарного врача от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что земельный участок свободен от застройки не свидетельствует об их незаконности, тем более, что в опровержение этому доказательств не представлено. Не соответствие Бланка заключения санитарного врача требованиям действующей форме, как указывают истцы в иске, является формальным нарушением, не влияющим на содержание заключений.

В исковом заявлении истцы просят не применять акт выбора от ДД.ММ.ГГГГ и по тем основаниям, что данный акт не согласован ни с собственником электрических, тепловых сетей, МП « Водоканал», отделом развития инженерной инфраструктуры и другими лицами в нарушение требований ст. 29 ЗК РСФСР.

Статьей 29 ЗК РСФСР предусматривалось, что при уточнении места расположения объекта или увеличения площади участка предприятие, учреждение, организация проводят дополнительные согласования с собственником земли, землевладельцем, землепользователем, арендатором.

Из акта выбора земельного участка следует, что оно было согласовано администрацией Свердловского района г.Перми и другими службами \ л.д.202\, что также опровергает доводы представителя истца.

В исковом заявлении истцы просят не применять как противоречащие закону Постановление Главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГ « О предоставлении муниципальному учреждению « Жилищная служба « Центр» Свердловского района «, п.п.1,2,3 Постановления Главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ « О предоставлении Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области земельного участка, Постановление Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области земельного участка в <адрес> на новый срок». В обоснование данных требований истцы в исковом заявлении и представитель истца в судебном заседании указывают, что данными актами нарушено исключительное право домовладельцев на приватизацию земельного участка. После принятия ЗК РФ только собственники имели исключительное право в соответствии с п.2 ст. 36 ЗК РФ и ст. 11 ФЗ «О товариществах собственников жилья» на приватизацию земельного участка. Земельный участок в силу прямого указания закона относится к общему имуществу жилого дома, предназначенному для его обслуживания \ ст. 289, 290 ГК РФ\, а поэтому у ответчика отсутствовали правовые основания для распоряжения спорным имуществом.

Согласно ст. 25 Земельного Кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами. В соответствии с п.1 ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Таких документов, суду не представлено.

В соответствии с п. 1 постановления администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома по <адрес> были переданы в муниципальную собственность. Исходя из п.4.4 были внесены изменения на право землепользования.

Право на земельный участок у АКОМП возникло в период действия ЗК РСФСР. В соответствии со ст. 7 ЗК РСФСР, граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имеют право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для : ведения крестьянского \ фермерского хозяйства ; индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах ; садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.

Передача земельных участков в собственность граждан производится местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно.

Бесплатно земельные участки передаются в собственность граждан : для крестьянского \ фермерского \ хозяйства - в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве \ включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, также лиц, занятых в социальной сфере на селе \; для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности - в пределах норм, устанавливаемых в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса; для садоводства и животноводства - все ранее представленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.

За плату земельные участки передаются в собственность граждан для садоводства и животноводства при предоставлении для этих целей продуктивных сельскохозяйственных угодий, а также для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах и поселках. Городские, поселковые Советы народных депутатов вправе устанавливать льготы или освобождать от платы отдельные категории граждан \ пенсионеров, очередников на получение жилой площади и других категорий граждан\ при передаче им земель для строительства жилых домов усадебного типа.

За плату также передаются земельные участки в собственность для крестьянского \ фермерского \ хозяйства сверх средней земельной доли до норм, устанавливаемых в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса.

Таким образом, ЗК РСФСР не предусматривал передачу земельных участков в собственность под существующими многоквартирными жилыми домами собственникам жилых \ не жилых\ помещений

Ссылка истцов, что у них возникло право пользования спорным земельным участков несостоятельна. Ст. 37 ЗК РСФСР, на которую ссылаются истцы, предусматривает, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю. Как следует из материалов дела, истцами не представлено документа, удостоверяющего право пользования землей.

Истцы вправе претендовать на земельный участок исходя из положений п.1 ст. 36 ЗК РФ если имеют на нем в собственности, в безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или в оперативном управлении здания, строения и сооружения. На спорном земельном участке, объектов, принадлежащих истцам на таких правах, не имеется.

Изложенные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что постановление Главы г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ « О предоставлении МУ « Жилищная служба « Центр» Свердловского района земельных участков в <адрес>, п.п.1.2.3 постановления Главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют требованиям закона, а поэтому при разрешении настоящего дела не могут быть не применены судом и не приняты во внимание.

Кроме того, анализ вышеперечисленных нормативных актов и документов позволяет суду сделать вывод о том, что правоотношения по предоставлению земельного участка АКОМП возникли в период действия Земельного Кодекса РСФСР. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ не является первичным документом, на основании которого Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области имела возможность реализовать свое право на строительство административного здания, пристроенного к жилому дому по <адрес>, а является результатом ранее возникших длительных правоотношений по соблюдению процедуры предоставления земельного участка.

Суд считает, что перечисленные акты органов местного самоуправления права о не применении которых просят истцы, их права не нарушают, поскольку положения ЗК РСФСР не предусматривали возможности признания за собственниками жилого дома право на приобретение земельного участка в собственность. Указанные акты вынесены во исполнение соблюдения процедуры предоставления АКОМП земельного участка, а поэтому их не применение при разрешении дела не представляется возможным, тем более что их незаконность в судебном заседании не установлена. Исходя из положений ст. 11 ГК РФ суд производит защиту нарушенных прав т.е. разрешение требований должно порождать юридические последствия. В рассматриваемом случае указанные требования адресованы фактически суду, их разрешение для самих истцов правовых последствий не порождает, а следовательно в удовлетворении требований о не применении актов органов местного самоуправления, указанных в исковом заявлении следует отказать.

Следует отказать и в признании права общей долевой собственности на земельный участок площадью -S6- за собственниками жилых домов по <адрес>, поскольку положения ЗК РСФСР как уже указывалось судом не предусматривали возможности признания за собственниками многоквартирных домов собственности права собственности на земельный участок. Предоставление спорного земельного участка осуществлялось с предварительным согласованием места размещения объекта в ДД.ММ.ГГГГ т.е. в период действия Земельного Кодекса РСФСР. Как видно из акта выбора земельного участка для согласования от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с письмом Ассоциации на рассмотрение Главы г.Перми был поставлен вопрос о разрешении ответчику проектно-изыскательских работ на земельном участке площадью -S14-., был выдан акт выбора земельного участка для согласования условий строительства , который был согласован со всеми службами. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ответчику разрешено проведение проектно-изыскательских работ на указанном участке. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Письмом АКОМП Ассоциации был выдан Администрацией г.Перми акт выбора земельного участка в целях продления проектно-изыскательских работ. Постановлением Главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ в Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в соответствии с которым АКОМП до ДД.ММ.ГГГГ разрешено производство проектно-изыскательских работ. В соответствии с требованиями п.2 ст. 18 Градостроительного кодекса ДД.ММ.ГГГГ в газете « Вечерняя Пермь от ДД.ММ.ГГГГ была опубликована заметка о том, что -ОРГАНИЗАЦИЯ3- приступил к разработке проекта здания в районе <адрес>.Заказчик -АКОМП. В дальнейшем в соответствии с требованиями п.8 ст.31 ЗК РФ ДД.ММ.ГГГГ выдается Акт выбора для согласования условий строительства. При проведении проектно-изыскательских работ площадь земельного участка была увеличена до 1290, 01 кв.м. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что требований законодательства, действовавшего в период данных правоотношений были соблюдены. На момент разрешения дела на спорном участке каких-либо объектов недвижимости, принадлежащих собственникам многоквартирных домов по <адрес> не находится в связи с чем признание за ним права общей долевой собственности на спорный земельный участок не представляется возможным.

Таким образом, в иске истцам о признании права общей долевой собственности на земельный участок площадью -S6-.следует отказать. В исковом заявлении истцы заявляют о признании за ними права общей долевой собственности на землю площадью -S6-. т.е.на спорный участок находящийся по <адрес>, тогда как он находится по <адрес>.

Поскольку оснований для признания за собственниками жилых и нежилых помещений права общей долевой собственности на спорный участок площадью -S6-. не имеется, оснований для признания незаключенным договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Перми и МУ ЖС « Центр», признания недействительным соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о сотрудничестве и организации взаимоотношений между Администрацией Свердловского района и АКОМП, а также соглашения от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Перми и АКОМП, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, признании действий ГУП» ЦТИ по выдаче технического паспорта и технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ на объект незавершенного строительства, признании недействительным зарегистрированное УФРС по Пермскому краю право собственности на объект незавершенного строительства по <адрес>, признании приказа Департамента земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ не имеется т.к. они права истцов не нарушают, разрешение данных требований каких-либо юридических последствий для истцов не порождает.

Кроме того, в признании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Перми и МУ ЖС « Центр» незаключенным в связи с отсутствием государственной регистрации договора аренды следует отказать и по тем основаниям, что Постановлением Главы г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено право аренды МУ « Жилищная служба « Центр» Свердловского района г.Перми земельных участков по <адрес> площадью -S10-.и по <адрес> площадью -S11-. с передачей их в состав городских земель. Поскольку аренда МУЖС « Центр» спорного земельного участка прекращена в этой части иска следует отказать и по этим основаниям.

Оспаривая Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о сотрудничестве и организации взаимоотношений по строительству пристройки к жилому дому по <адрес> по условиям которого Администрации приняла на себя обязательства ходатайствовать перед Администрацией города о разрешении Ассоциации проектно-изыскательских работ на земельном участке по <адрес> без конкурса на 1 год и строительства объекта сроком на 2 года, а также Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Перми и Ассоциацией в соответствии с которым Ассоциация приняла обязательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить разработку проекта межевания, вести строительства объекта в точном соответствии с согласованным и утвержденным проектом в пределах нормативного срока строительства, а Администрация приняла обязательства по утверждению при предоставлении ответчиком проекта межевания утвердить его в установленном порядке представитель истца утверждает, что указанные соглашения не соответствуют требования закона, а именно ст. 572 ГК РФ \ договору дарения \, что влечет их недействительность.

Вместе с тем приведенные доводы основанием для признания указанных Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ недействительными не являются, поскольку указанные Соглашения и не должны соответствовать положениям, регулирующим правоотношения, связанные с заключением договора дарения. Исходя из положений ст. 412 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договоров, в связи с чем Администрация г.Перми, Администрация Свердловского района г.Перми и АКОМП вправе были заключать между собой Соглашения о сотрудничестве, не противоречащие закону и принципу свободы договора. При таких обстоятельствах, в иске о признании Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Свердловского района г.Перми и Ассоциацией коммерческих организаций малого предпринимательства по Пермской области, Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Перми и Ассоциацией коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области следует отказать также и по этим основаниям.

В признании договора аренды земельного участка площадью -S6-. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г.Перми и АКОМП следует также отказать. Указанный договор был заключен во исполнение обязанностей, возложенных Постановлением Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ « О предоставлении Ассоциации коммерческих организаций малого предпринимательства Пермской области земельного участка в Свердловском районе на новый срок » в связи с истечением срока аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ . Указанное Постановление Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ не отменено, было издано на основании п.3 ст.22 ЗК РФ, п.1 ст. 621 ГК РФ предоставляющих преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка.

Оспаривая действия ГУП ЦТИ» по выдаче технического паспорта и сам технический паспорт истцы указывают, что несмотря на отсутствие объекта недвижимости, а именно свайного поля, сотрудниками ЦТИ был выдан неправомерно технический паспорт. Суд считает, что действия, связанные с выдачей технического паспорта и сам технический паспорт, также как и государственная регистрация права собственности на объект незавершенный строительством \ свайное поле \ за ответчиками права истцов не нарушают т.к. оснований для признания за ними права общей долевой собственности на спорный земельный участок не имеется. Кроме того, как следует и пояснений истицы Россихиной в начале ДД.ММ.ГГГГ сваи на спорном участке забивались, что также подтвердила свидетель ФИО1, допрошенная в судебном заседании.

Как следует из Приказа Департамента земельных отношений Администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ указанным приказом Администрация г.Перми предоставила Ассоциации в собственность за плату спорный земельный участок площадью -S6- под незавершенное строительством административное здание, принадлежащее владельцу на праве собственности по <адрес> за счет земель. Оспаривая данный Приказ истцы указывают, что приобретение права на земельные участки в соответствии со ст. 36 ЗК РФ происходит, если только граждане и юридические лица имеют в собственности в собственности здания, сооружения. Применение к объектам незавершенного строительства положений ст. 36 ЗК РФ исключается. Кроме того, АКОМП на земельном участке в собственности зданий, сооружений, объекта незавершенного строительством не имеют. Из материалов дела видно, что земельный участок был предоставлен под незавершенное строительством административное здание \ свойное поле \, принадлежащее АКОМП на праве собственности. Предоставление указанного участка в собственность за плату АКОМП права истцов не нарушает, не затрагивает, положениям ст. 36 ЗК РФ не противоречит, принимая также во внимание, что стороной указанных правоотношений истцы не являются, Приказ Департамента земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан недействительным.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в удовлетворении исковых требований истцам следует отказать в полном объеме. Дело разрешено на основе представленных суду доказательств. Положения ст. 56 ГПК РФ судом разъяснены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении иска БЕЛЯКОВУ С. Ф., КАЗЮКОВОЙ М. С., РОССИХИНОЙ И. О., БАРАНОВОЙ Н. Г. отказать в полном объеме.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский райсуд г.Перми.

.

.

Судья        Суднева В.Н.