О признании незаконным бездействия должностных лиц



Дело № 2-304/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2010 года                                       город Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

судьи Чебыкина В.Л.

с участием истца Варушкина С.М.

ответчика Маляровой Р.Н.

представителя ответчика Вахрушевой Т.В.

при секретаре Ануфриевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чащухина Е. И. к Маляровой Р. Н., Территориальному управлению Минсоцразвития Пермского края по г. Перми о признании незаконным бездействия должностных лиц,

                                                     у с т а н о в и л :

Варушкин С.М. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Минсоцразвития Пермского края по г. Перми, Маляровой Р.Н. о признании незаконным возложения на истца органом опеки и попечительства г. Перми обязанности обеспечения исполнения возложенных на Малярову Р.Н. обязанностей опекуна ФИО1, признании незаконным бездействие должностных лицо органа опеки и попечительства г. Перми по отстранению Малярову Р.Н. от исполнения обязанностей опекуна ФИО1, обязании должностных лиц органа опеки и попечительства г. Перми отстранить Малярову Р.Н. от исполнения обязанностей опекуна ФИО1

Свои требования мотивировал тем, что ФИО1 является <данные изъяты>. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ орган опеки и попечительства г. Перми назначил опекуном ФИО1., <данные изъяты> Малярову Р.Н. Однако, Малярова Р.Н. не выполняет возложенные на нее обязанности опекуна, а именно, не интересуется ее здоровьем и жизнью, получает пенсию ФИО1 и тратит ее на свои нужды. Незаконно удерживает ее паспорт и другие документы. ФИО1 лишена средств к существованию, не может получать лекарства. Несмотря на то, что ответчица не исполняет обязанности опекуна. Орган опеки и попечительства г. Перми бездействует, то есть не отстраняет Малярову Р.Н. от обязанностей опекуна. Вместо этого указывает истцу, что ему подлежит обеспечить исполнение возложенных на Малярову Р.Н. обязанностей опекуна ФИО1

Территориальное управление министерства социального развития Пермского края по г. Перми предъявило иск к Варушкину С.М. об устранении с его стороны пре6пятствий в осуществлении органом опеки и попечительства полномочий и исполнение Маляровой Р.Н. обязанностей опекуна.

Свои требования мотивировало тем, что Малярова Р.Н. на протяжении 8 лет ухаживала за ФИО1, проявляла за ней ежедневную заботу: закупала продукты, готовила еду. Кормила ее. Варушкин С.М. посчитал, что ФИО1 оказывается недостаточный объем медицинской помощи. ДД.ММ.ГГГГ в присутствии Маляровой Р.Н. вызвал бригаду скорой медицинской помощи и госпитализировал ФИО1 в -БОЛЬНИЦА-. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была выписана и привезена Маляровой Р.Н. по месту регистрации по <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ в присутствии Маляровой Р.Н. Варушкин С.М. вновь вызывает для ФИО1 скорую медицинскую помощь и под предлогом отека ног у ФИО1 увозит ее на машине сокрой медицинской помощи из квартиры по <адрес>. Однако, в указанный день ФИО1 Варушкиным С.М. госпитализирована не была. ДД.ММ.ГГГГ решением Свердловского районного суда г. Перми ФИО1 <данные изъяты>. Приказом территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ Малярова Р.Н. назначена опекуном ФИО1 В настоящее время, не являясь <данные изъяты> ФИО1, Варушкин С.М. продолжает фактически удерживать ФИО1, препятствует реализации полномочий органу опеки и попечительства, а также исполнению опекуном своих обязанностей, указанные выше иски были объединены в одно производство.

Чащухин Е.Н. и Варушкин С.М. предъявили исковые требования к Территориальному управлению министерства социального развития Пермского края по г. Перми, Маляровой Р.Н. о признании незаконным возложения на Варушкина С.М. обязанностей опекуна, признании незаконным бездействие должностных лиц органа опеки и попечительства по отстранении Маляровой Р.Н. от обязанностей опекуна и отстранении ее от обязанностей опекуна. (иск подписан Варушкиным С.М.).

Исковые требования Чащухина Е.И. выделены в отдельное производство.

В судебном заседании Варушкин С.М. на своих исковых требованиях настаивал, исковые требования Территориального управления Министерства соцразвития Пермского края по г. Перми не признал.

Представитель Территориального управления Министерства соцразвития Пермского края по г. Перми исковые требовании Варушкина С.М. не признала, на своих требованиях настаивала, просила рассмотреть исковые требования под пунктами 3 и 4, остальные пункты исковых требований просила не рассматривать.

Малярова Р.Н. исковые требования Варушкина С.М. не признала, исковые требования Территориального управления Министерства соцразвития Пермского края по г. Перми поддержала.

Чащухин Е.И. в судебное заседание не явился, извещался.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела , , материалы проверок и медицинские документы ФИО1, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства является защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством. В силу ст. 8 названного закона к полномочиям - органов -опеки л попечительства относится _установление опеки или попечительства. В силу ст. 10 закона требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами. В соответствии со ст. 11 закона опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом.

В соответствии со ч. 1 ст. 31, ч.1 ст. 32 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Закон Пермской области "Об организации работы по опеке и попечительству в Пермском крае" от 26.12,2007 г. определяет принципы организации и деятельности органов исполнительной власти Пермского края по осуществлению опеки и попечительства на территории края в соответствии с полномочиями, предоставленными субъектам Российской Федерации ст. 72 Конституции Российской Федераций, федеральным законодательством. Согласно ст. 7 Закона Пермской области "Об организации работы по опеке и попечительству в Пермском крае" органы опеки и попечительства осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, а также об освобождении или отстранении опекуна от выполнения возложенных на них обязанностей.

Согласно Положению о территориальном управлении Министерства социального развития по Пермскому краю по городу Перми, утвержденному Приказом Министерства социального развития Пермского края от 13.12.2007 г. № 420, Управление осуществляет функции организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними гражданами в порядке, установленном приказом Министерства п. 3.1.4).

В соответствии с п. 1.4. Административного регламента по исполнению государственной функции по опеке и попечительству, утвержденному Приказом Министерства социального развития Пермского края от 19.08.2008 г., задачами органа опеки и попечительства являются, в том числе защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством. Пунктом 1.3 регламента предусмотрена процедура установления опеки или попечительства и назначения опекуна (попечителя). Специалист проводит обследование материально-бытового положения гражданина., нуждающегося в установлении опеки или попечительства. По итогам обследования оформляется акт по форме согласно приложению 7 к Административному регламенту (пп. 1.3.2.). Специалист осуществляет подбор и учет граждан, желающих выполнять обязанности опекуна или попечителя ( пп. 1.3.3). Согласно п. 4.3 регламента основанием для проведения материально-бытового положения подопечного является выдача решения об установлении (снятии) опеки, попечительства, патронажа, доверительного управления имуществом и назначении (отстранении) опекуна, попечителя, помощника, доверительного управляющего. В случае назначения -опекуна,- попечителя, помощника или доверительного управляющего акт обследования материально-бытового положения должен содержать: заключение о возможности исполнять обязанности опекуна, попечителя, помощника или доверительного управляющего кандидатом; оценку жилищно-бытовых условий, в которых будет проживать подопечный; фактическое место жительства подопечного на момент обследования материально-бытового положения подопечного. Кандидат в опекуны или попечители подвергается соответствующей проверке, в ходе которой определяются личные качества кандидата и его способность выполнять обязанности опекуна или попечителя. Кандидат в опекуны или попечители (далее - кандидат) должен представить в орган опеки и попечительства заявление установленной формы, где подтверждает свое согласие в назначении его опекуном или попечителем. К заявлению прикладываются: решение суда о признании гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным (оригинал и копия); паспорта кандидата в опекуны (попечители) и подопечного (оригиналы и копии) (в обязательном порядке страницы, содержащие сведения о месте жительства, семейном положении, детях); письменное согласие близких родственников (родители, совершеннолетние дети, братья, сестры) и супруги подопечного о назначении заявителя опекуном (попечителем); характеристика на кандидата в опекуны (попечители): для работающего - с места работы, при условии, что он работает там свыше 6 месяцев; для неработающего - бытовая характеристика отзывы не менее 3 соседей), заверенная председателем ТСЖ, ЖСК, уличного комитета, управляющей организации; справка о составе семьи кандидата в опекуны (попечители) и подопечного, выписки из домовой книги; документы, подтверждающие законные основания владения и пользования жилым помещением, в котором зарегистрирован по месту жительства подопечный (правоустанавливающие документы, заполненные надлежащим образом: договор социального найма жилого помещения, договор купли-продажи, дарения, мены, договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность и др., свидетельство о государственной регистрации права собственности на имущество (оригинал и копия) и др.); медицинское заключение о результатах освидетельствования лица, желающего стать опекуном или попечителем

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по мест, жительства, при наличии (оригинал и копия); документы, подтверждающие законные основания владения и пользования жилыми помещениями, в котором зарегистрирован по месту жительства кандидат в опекуны (попечители) (правоустанавливающие документы, заполненные надлежащим образом: договор социального найма жилого помещения, договор купли-продажи, дарения, мены, договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность и др., свидетельство о государственной регистрации права собственности на имущество (оригинал и копия) и др.); справка медико-социальной экспертизы, при наличии (оригинал и копия); другие документы, необходимые для подтверждения тех или иных обстоятельств в отношении кандидата в опекуны (попечители) и(или) подопечного на усмотрение органа опеки и попечительства (пп. 1.3.5). В силу п. 4.6 регламента при необходимости рассмотрения сложных вопросов, связанных с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, руководитель органа опеки и попечительства ставит на заявлении резолюцию о рассмотрении заявления на комиссии по опеке и попечительству. Комиссия рассматривает поступившее заявление граждан и выносит решение. На основании решения комиссии формируется приказ органа опеки и попечительства.

В соответствии со ст.35 ГК РФ опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

Органы опеки и попечительства после поступления соответствующего заявления выясняют, обладает ли претендент на роль опекуна или попечителя соответствующими (прежде всего нравственными) качествами, необходимыми для выполнения обязанностей по опеке или попечительству.

Как установлено в судебном заседании, 24 ноября 2008 года решением Свердловского районного суда г. Перми ФИО1 <данные изъяты>. Решение вступило в законную силу.

Приказом Территориального управления Министерства соцразвития Пермского края по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении опеки над ФИО1Малярова Р.Н. назначена опекуном ФИО1 ( л.д. 40).

Варушкин С.М. обратился в Ленинский районный суд г. Перми с иском к Территориальному управлению Министерства соцразвития Пермского края по г. Перми о признании незаконным, необоснованным и недействительным решение комиссии по опеке и попечительству Территориального управления Министерства соцразвития Пермского края по г. Перми о назначении опекуном ФИО1 Малярову Р.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, отмене приказа Территориального управления Министерства соцразвития Пермского края по г. Перми «Об установлении опеки над ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и назначения опекуном ФИО1 Малярову Р.Н., о возложении обязанности назначить его опекуном ФИО1

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 13.11.2009 года в исковых требованиях Варушкину С.М. отказано в полном объеме.

Решение суда вступило в законную силу.

Как установлено в судебном заседании, данное также установлено вышеуказанным решением Ленинского районного суда г. Перми от 13.11.2009 года, не оспаривается истцом, Варушкин С.М. в ДД.ММ.ГГГГ перевез ФИО1 из квартиры по <адрес> к себе в дом по <адрес>, то есть до назначения Маляровой Р.Н. опекуном ФИО1

Как указано выше, в назначении его опекуном ФИО1 ему отказано.

Следовательно, с момента назначения Малярову Р.Н. опекуном ФИО1 истец незаконно удерживает ФИО1 по своему месту жительства. Препятствует по указанному адресу реализацию полномочий органа опеки и попечительства, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 8 Закона РФ от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительству», а именно: проверке условий жизни подопечной, соблюдение прав и законных интересов подопечной, обеспечение сохранности ее имущества, по препятствованию исполнению опекуном своих обязанностей по содержанию подопечной, по обеспечению ее надзором, уходом и лечением, по защите ее прав и законных интересов.

Специалисты органа опеки и попечительства в связи с тем, что Варушкин С.М. чинить им препятствия по реализации их полномочий, не имели возможности провести проверку условий жизни ФИО1. с составлением соответствующего акта обследования материально- бытового положения ФИО1 по месту ее фактического проживания. Малярова Р.Н., опекун ФИО1., также не имела возможности реализации свои прав и обязанностей опекуна в соответствии Закона РФ «Об опеке и попечительству» ( ст. 35, 36 ГК РФ).

И лишь по указанию Свердловского районного суда г. Перми сотрудники Территориального управления Министерства соцразвития Пермского края по г. Перми были допущены Варушкиным С.М. в жилое помещение, где проживает ФИО1, составили ДД.ММ.ГГГГ акт обследования материально - бытового положения ФИО1 по месту ее фактического проживания по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 14) Варушкину С.М. от Территориального управления Министерства соцразвития Пермского края по г. Перми был направлен ответ на его заявление, в котором было указано, что в настоящее время Малярова Р.Н. не имеет возможности приступить к исполнению обязанностей опекуна над ФИО1., в связи с тем, что истец чинить ей в этом препятствия. У органа опеки и попечительства нет оснований для отстранения Маляровой Р.Н. от обязанностей опекуна, следовательно истцу надлежит обеспечить исполнение обязанностей опекуна, которые были возложены на Малярову Р.Н.

Данный ответ не является приказом Территориального управления Министерства соцразвития Пермского края по г. Перми, изданным в соответствии с ГК РФ, Законом РФ «Об опеке и попечительству», о возложении обязанностей опекуна, а носит рекомендательный характер временно исполнять возложенные на Малярову р.Н. обязанности опекуна - истцом, поскольку в связи с тем, что она не может исполнять обязанности опекуна, так как истец чинит ей в этом препятствия.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 ГК РФ в случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований Варушкина С.М., поскольку он с момента назначения Маляровой Р.Н. опекуном ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ незаконно удерживает ее у себя дома, препятствует исполнению Маляровой Р.Н. обязанностей опекуна, препятствует органу опеки и попечительства реализовать свои полномочия по проверке условий жизни подопечной, соблюдение прав и законных интересов подопечной, обеспечению сохранности ее имущества.

В соответствии со ст. 36 ГК РФ ( п. 1,2, 3) обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Согласно ст. ст. 8 Закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительству», к полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

- осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

- освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

- выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

- заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

- выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенного выше, исковые требования Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми об обязании истца не чинить препятствий органу опеки и попечительству и опекуну Маляровой Р.Н. в обеспечении проживания ФИО1. по месту регистрации по <адрес> и не совершать действий, препятствующих исполнению опекуном ФИО1. - Маляровой Р.Н. обязанностей предусмотренных гражданским кодексом РФ и Законом РФ «Об опеке и попечительству».

К доводам истца по событиям, предшествующим ДД.ММ.ГГГГ, когда истец увез ФИО1 из ее квартиры к себе домой, суд относится критически, поскольку им была дана оценка в решении Ленинского районного суда г. Перми от 13.11.2009 года. Кроме того, даже если они и могли иметь место это событие произошло до назначения Маляровой Р.Н. опекуном ФИО1

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Варушкина С. М. не совершать действий, препятствующих исполнению опекуном ФИО1 - Маляровой Р. Н. обязанностей, предусмотренных гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 49-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в том числе, по обеспечению уходом, надзором, лечении, защите прав и законных интересов подопечной, не чинить препятствий органу опеки и попечительства и опекуну в обеспечении проживания ФИО1 по месту регистрации по <адрес>.

В исковых требованиях Варушкину С. М. к Маляровой Р. Н., Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по городу Перми о признании незаконным возложения обязанностей опекуна, признании незаконным бездействия должностных лиц органа опеки и попечительства по отстранению от обязанностей опекуна и отстранение от обязанностей опекуна отказать.

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми.

Судья/подпись/

Копия верна.

Судья:          В.Л. Чебыкин