РЕШЕНИЕ г. Пермь 13 октября 2010 года Свердловский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Коневских О.В., при секретаре Нилоговой Е.М. с участием представителя заявителей Латыпова Д.Н., представителя заинтересованного лица Крайновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Новикова В. С., Новиковой М. В. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми, возложении обязанности, у с т а н о в и л: Новиков В.С., Новикова М.В. обратились с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми в согласовании проекта территориального землеустройства земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, возложении на Департамент земельных отношений устранить допущенные нарушения путем согласования указанного проекта. В обоснование заявленных требований Новиковы указали, что им принадлежит на праве общей долевой собственности (по <данные изъяты> доле) жилой дом по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ Новиковы обратились в Департамент планирования и развития с заявлением об утверждении проекта территориального землеустройства земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в согласовании проекта территориального землеустройства. Решением Свердловского районного суда г Перми от 16.07.2009г. по делу № признан незаконным отказ Департамента планирования и развития территории г.Перми в согласовании проекта, возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем согласования данного проекта. Только на основании данного решения проект был согласован. Новиковы обратились в Департамент земельных отношений администрации г.Перми, который письмом от ДД.ММ.ГГГГ № фактически отказал в согласовании проекта границ земельного участка по тем же основаниям, что и Департамент планирования и развития. Истцы полагают, что данный отказ Департамента земельных отношений является незаконным, противоречит ст. ст.29, 36 ЗК РФ, ст.10 ГК РФ, ст.21 Федерального закона от 13.05.2008г. № 66-ФЗ. В судебное заседание заявители не явились, извещены, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивали. Представитель заявителей на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель Департамента земельных отношений просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к отзыву. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Новикову В.С., Новиковой М.В. принадлежит на праве общей долевой собственности (по <данные изъяты> доле) жилой дом, расположенный по адресу <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Право собственности Новикова В.С., Новиковой М.В. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8 - 11). ДД.ММ.ГГГГ Новиков В.С. заключил с -ОРГАНИЗАЦИЯ1- договор №, в соответствии с которым -ОРГАНИЗАЦИЯ1- обязалось выполнить работы по подготовке и оформлению землеустроительного дела на земельный участок по адресу: <адрес> (л.д.12). ДД.ММ.ГГГГ -ОРГАНИЗАЦИЯ1- направило в Департамент планирования и развития территории г. Перми для утверждения сформированный проект территориального землеустройства земельного участка для согласования. На указанное письмо Департамент направил заключение по проекту границ земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, которым фактически отказано в согласовании проекта территориального землеустройства земельного участка. Решением Свердловского районного суда от 16.07.2009г. по делу № признан незаконным указанный отказ Департамента планирования и развития территории г. Перми в согласовании Новикову В.С. и Новиковой М.В. проекта территориального землеустройства земельного участка по <адрес>, на департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем согласования данного проекта. ДД.ММ.ГГГГ Новиков В.С., Новикова М.В. обратились в Департамент земельных отношений администрации г.Перми, который письмом от ДД.ММ.ГГГГ № фактически отказал в согласовании проекта границ земельного участка, указав при этом, что до ДД.ММ.ГГГГ допускалось вместо схем расположения земельных участков утверждение проектов границ земельных участков в соответствии со ст.21 Федерального закона от 13.05.2008г. № 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", соответственно, после ДД.ММ.ГГГГ у Департамента земельных отношений отсутствуют основания для утверждения проектов границ земельных участков. Пунктами 1, 5 ст.36 Земельного кодекса РФ закреплено право собственников объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, приобрести данные земельные участки в собственность путем подачи соответствующего заявления. Согласно п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В силу п.1 ст.21 Федерального закона от 13.05.2008г. № 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" до 1 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускаются изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, в силу положений п.7 ст. 36 ЗК РФ утверждение проекта границ земельного участка осуществляется органом местного самоуправления. Согласно п.3.2 Положения о Департаменте планирования и развития территории г.Перми, утвержденного Постановлением Администрации г.Перми от 13.02.2003г. № 469, и п.3.3.1 Решения Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 210 «О департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми» проект границ земельного участка подлежит утверждению Департаментом планирования и развития и Департаментом земельных отношений, поскольку указанные лица являются функциональными органами единого органа местного самоуправления - администрации г. Перми. Решением Свердловского районного суда от 16.07.2009г. по делу № установлено, что проект границ земельного участка по адресу <адрес> изготавливался до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ. Заявление об утверждении проекта границ было подано истцами в департамент планирования и развития ДД.ММ.ГГГГ, решение об утверждении проекта должно было состояться согласно закону в месячный срок. В силу ст.61 ГПК РФ указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение для настоящего спора. В связи с изложенным необоснованными являются доводы Департамента земельных отношений о том, что до ДД.ММ.ГГГГ заявители не обращались в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении проекта границ земельного участка. Таким образом, в случае если бы Департамент планирования и развития действовал законно, то проект границ земельного участка, принадлежащего заявителям, был бы утвержден до ДД.ММ.ГГГГ, что позволяло бы до ДД.ММ.ГГГГ утвердить этот же проект Департаментом земельных отношений. Следовательно, подача Новиковым В.С. и Новиковой М.В. заявления в Департамент планирования и развития территории г.Перми об утверждении проекта границ земельного участка в порядке п.7 ст. 36 ЗК РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГсвидетельствует о том, что у соответствующих уполномоченных органов возникла обязанность по утверждению именно проекта границ земельного участка в соответствии с п.1 ст.21 Федерального закона от 13.05.2008г. № 66-ФЗ. Иное толкование п.2 ст.21 Закона от 13.05.2008г.№ 66-ФЗ предоставляло бы соответствующему уполномоченному органу возможность злоупотребления правом путем затягивания рассмотрения заявления об утверждении проектов границ, что противоречит п.3 ст.10 ГК РФ и нарушает принцип равенства участников гражданских правоотношений. Таким образом, изготовленный проект территориального землеустройства земельного участка по адресу <адрес>, подлежит утверждению и согласованию соответствующими органами местного самоуправления (ст.29 ЗК РФ), и согласно п.7 ст.36 ЗК РФ является основанием для осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", а оспариваемый отказ Департамента земельных отношений создает препятствия заявителям в реализации исключительного права на приобретение земельного участка в собственность в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ. Ссылка Департамента земельных отношений на письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении обращения по вопросу подготовки Схем» судом отклоняется, поскольку на момент принятия Департаментом обжалуемого решения об отказе в утверждении проекта границ (ДД.ММ.ГГГГ) указанное письмо отсутствовало. С учетом изложенного суд находит заявление Новикова В.С., Новиковой М.В. подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми в согласовании Новикову В. С. и Новиковой М. В. проекта территориального землеустройства земельного участка по адресу: <адрес>. Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми устранить допущенные нарушения путем согласования проекта территориального землеустройства земельного участка по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: О.В.Коневских