О взыскании заработной платы



Дело № 2-1281 (2011)                                                                                                      

Р Е Ш Е Н И Е /заочное/.

Именем Российской Федерации

26 сентября 2011 года.

Свердловский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Черепановой О.Г.,

с участием:

истца Байдашина Н.И.,

при секретаре Пирожковой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байдашина Н. И. к ООО «Охранное агентство «КМК» о взыскании денежных средств по оплате труда и денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском к ООО «ОА «КМК» о взыскании оплаты по труду и денежной компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом он был принят в охранное агентство -ДОЛЖНОСТЬ1-. Затем без издания приказа он стал работать в должности -ДОЛЖНОСТЬ2-. Согласно Договора размер почасовой оплаты составлял -СУММА1-. ДД.ММ.ГГГГ без составления Акта и издания приказа о наказании с него были удержаны из заработной платы -СУММА2-. Об удержании денежных средств он узнал в день получения заработной платы, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Пытался узнать о причинах удержания, на что руководство агентства пояснило, что применили штрафные санкции за сон на посту, однако никаких актов об этом ответчик не составлял и его с ним не знакомил. ДД.ММ.ГГГГ он уволился по собственному желанию, отработав одну смену в МЕСЯЦ. Трудовую книжку он получил в день увольнения, окончательный расчет в размере -СУММА3- - ДД.ММ.ГГГГ. С данным размером он не согласен и считает, что ответчик ему не доплатил -СУММА4- (удержания в МЕСЯЦ и МЕСЯЦ по -СУММА2- и <данные изъяты> смена в МЕСЯЦ -СУММА5-). В связи с тем, ответчик нарушил сроки расчета при увольнении, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов за <данные изъяты> дня задержки, размер которой составил -СУММА6-. Одновременно просит взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере -СУММА7-.

В судебном заседании истец на иске наставал. Доводы, изложенные им в заявлении, поддержал. От заявленных требований в части взыскания компенсации за несвоевременность выплаты заработной платы в размере -СУММА6- отказался. Суду пояснил, что его часовая тарифная ставка составляла -СУММА1-, а не -СУММА8-. В целях уклонения от налогообложения работодатель официально документировал -СУММА8-. В этой части исковые требования уточнил: просит взыскать с ответчика недоплату по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ исходя из тарифной ставки -СУММА1-; произведенные у него удержания за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по -СУММА2-; денежную компенсацию морального вреда в размере -СУММА7- за неправомерное отношение работодателя к своему работнику, незаконное лишение его оплаты труда, а также высказанные в его адрес оскорбления, расходы на оплату услуг представителя в размере -СУММА10-.

В настоящее судебное заседание представитель ответчика не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен. Уважительность причины своей неявки не представил. Ранее выразил свое несогласие с иском. Суду пояснил, что все выплаты Байдашину Н.И. были произведены, что подтверждено кассовыми книгами; каких-либо удержаний из его заработной платы не осуществлялось.

Принимая согласие истца о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, а также руководствуясь ст.ст. 234-235 ГПК РФ, суд определил: рассмотреть дело в заочном производстве.

Выслушав доводы истца, пояснения допрошенных свидетелей ФИО1, -СУММА9-, исследовав письменные документы дела, суд находит заявленные Байдашиным Н.И. исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Статья 37 Конституции РФ устанавливает право на труд и свободу его выбора. Каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Все граждане имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Свое конституционное право на труд граждане реализуют путем заключения соглашения с работодателем в виде индивидуального договора (трудовой договор (контракт)) либо коллективного договора (соглашения).

В соответствии с ч.1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся к радиоактивному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера (стимулирующие выплаты), доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ч.3 ст. 129 ТК РФ, тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно ч.4 ст. 129 ТК РФ, оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии с ч.1 ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ч.2 ст. 135 ТК РФ, система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ч.5 ст. 135 ТК, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени в тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.

В соответствии со ст. 103 ТК РФ, при сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

В соответствии со ст. 99 ТК РФ, сверхурочная работа, - работа, выполняемая работниками по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Согласно ст. 149 ТК РФ, при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, должностей, сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие, праздничные дни и выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размер выплат, установленные коллективным договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с ч.1 ст. 152 ТК РФ, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

В соответствии с действующим законодательством суммированный учет рабочего времени предполагает особый порядок назначения доплат за сверхурочную работу, работу в праздничные дни и в ночное время. При суммированном учете рабочего времени ежедневные переработки сверхурочной работой не считаются. Сверхурочным признается работа за сверх нормальное число рабочих часов за учетный период, (ч.1 ст. 99 ТК РФ),

В соответствии со ст. 154 ТК РФ, каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 года № 554 оплата за работу в ночное время производится с повышением на -%- часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время.

В соответствии со ст. 148 ТК РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 84.1 ТК РФ, в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет.

В соответствии с ч.1 ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В ходе судебного разбирательства судом установлены следующие обстоятельства.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Байдашин Н.И. осуществлял свою трудовую деятельность в качестве -ДОЛЖНОСТЬ1- ООО «Охранное агентство «КМК». Ему была установлена официально часовая тарифная ставка -СУММА8-, что подтверждено штатным расписанием и прилагаемым к материалам дела трудовым договором, (л.д. 5-12, 37, 56).

Кроме того, Байдашину Н.И. был установлен гибкий график работы с суммированным учетом рабочего времени по итогам каждого месяца.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Проанализировав совокупность представленных истцом в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что истец фактически выполнял трудовую функцию с часовой тарифной ставкой -СУММА1-. К данному выводу суд пришел на основании данных представленной истцом Ведомости по оплате труда за ДД.ММ.ГГГГ, а также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО1, -СУММА9-, суду пояснивших, что совместно с Байдашиным Н.И. они осуществляли работу в качестве -ДОЛЖНОСТЬ2- ООО «ОА «КМК» и им была установлена тарифная ставка в -СУММА1-.

Указанные лица были предупреждены судом об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, не доверять им оснований у суда не имеется.

Истец утверждает, что при увольнении работодатель произвел с ним расчет не в полном объеме.

Согласно п. 6.1 Трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ООО «ОА «КМК» с Байдашиным Н.И., заработная плата Работника состоит из месячного оклада, согласно утвержденному штатному расписанию, районного коэффициента, размер которого устанавливается Правительством РФ и иных начислений, в том числе, премий, надбавок, доплат, других вознаграждений в соответствии с утвержденной системой оплаты труда и премирования и действующими нормативными актами Работодателя, (л.д. 38-41).

Согласно Положения об оплате труда ООО «Охранное агентство «КМК» в состав дополнительных выплат, учитывающих специфику труда, включены: районный коэффициент к основной заработной плате в размере -%- от установленных должностного оклада или часовой тарифной ставки; доплаты и надбавки, связанные с особенностями деятельности, с режимом рабочего времени (доплата за работу в ночное время; доплата за работу в праздничные, выходные (нерабочие) дни), (л.д. 45-54).

Согласно Табелю учета рабочего времени Байдашин Н.И. отработал в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> смен (<данные изъяты> часов), в ДД.ММ.ГГГГ рабочих смен не имелось, (л.д. 57-59).

С учетом установленной Байдашину Н.И. тарифной ставки в размере -СУММА8-, а также доплаты за работу в ночное время в размере -%- от указанной ставки и уральского коэффициента, с учетом налогового удержания, размер оплаты труда Байдашина Н.И. при наличии <данные изъяты> рабочих смен составил -СУММА11-.

Однако, при расчете оплаты труда Байдашина Н.И. за указанный период (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), исходя из его часовой тарифной ставки -СУММА1-/час, суд приходит к выводу о наличии у истца недополученной заработной платы в размере по -СУММА12- за каждый из месяцев ( <данные изъяты> ч. х -СУММА1-/час = -СУММА13- - основной ежемесячный заработок. Заработная плата с учетом работы в ночное время, уральского коэффициента, удержаний НДФЛ составляет -СУММА14-. Разница между полагаемой и начисленной составляет -СУММА12-: -СУММА14- - -СУММА11-).

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Решение суда является законным, если оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным, если в нем отражены все имеющие значение для данного дела факты, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании; приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.

При вынесении решения, основываясь на принципе состязательности сторон, суд руководствуется только собранными по делу доказательствами.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Байдашина Н.И. о взыскании недополученного заработка за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение.

В ДД.ММ.ГГГГ ответчиком произведено удержание из заработной платы Байдашина Н.И. в размере -СУММА2- за сон на посту, (л.д. 15).

Суд находит действие ответчика в этой части неправомерным, поскольку ст. 137 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований удержаний из заработной платы работника. Более того, основание данного удержания не является следствием заключенного с истцом Договора о полной материальной ответственности; размер его превышает размер среднемесячной заработной платы.

Одновременно Байдашиным Н.И. заявлены требования о взыскании оплаты за ДД.ММ.ГГГГ. Однако, конкретных и достоверных доказательств наличия рабочих смен у него в ДД.ММ.ГГГГ им не представлено.

Суд принимает свое решение лишь по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Стороной ответчика данные доводы истца опровергнуты представленным в материалы дела табелем учета рабочего времени за ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Байдашина Н.И. в этой части.

Аналогичный вывод судом сделан и в части требований Байдашина Н.И. о произведенных удержании из его заработной платы в ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 237 ТК РФ в случае причинения работнику физических и нравственных страданий неправомерными действиями или бездействиями работодатель возмещает работнику моральный вред.

Факт недоплаты заработной платы и незаконности удержания Байдашину Н.И. судом установлен в ходе судебных разбирательств.

Рассматривая исковые требования Байдашина Н.И. о возмещении перенесенных им нравственных страданий и определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает как требования справедливости, так и требования разумности, и считает, что с ответчика следует взыскать в пользу Байдашина Н.И. -СУММА15-. Суд принимает во внимание неправомерные действия ответчика в части удержания из заработной платы и ее недоплаты, намеренного поведения ответчика введения истца и налоговых органов в заблуждение относительно фактических обстоятельств дела, а также использование правовой безграмотности истца и его экономической зависимости от работодателя.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Байдашиным Н.И. заявлены требования о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя по составлению искового заявления в размере -СУММА10-.

Факт понесенных Байдашиным Н.И. расходов на оплату услуг представителя в размере -СУММА10- подтвержден квитанцией серии , (л.д. 4).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца Байдашина Н.И. подлежат удовлетворению в части взыскания недополученной заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в размере по -СУММА12- за каждый месяц (-СУММА16-); произведенные у него удержания в ДД.ММ.ГГГГ в размере -СУММА2-; денежная компенсация морального вреда в размере -СУММА15-; расходы на оплату услуг по составлению искового заявления в размере -СУММА10-.

Государственная пошлина от -СУММА17- и -СУММА15- составляет -СУММА18- (-СУММА19- + -СУММА20-), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу соответствующего бюджета.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 -198, 234-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Байдашина Н. И. к ООО «Охранное агентство «КМК» о взыскании денежных средств по оплате труда и денежной компенсации морального вреда удовлетворить в части.

Взыскать с ООО «Охранное агентство «КМК» в пользу Байдашина Н. И.

-СУММА17- в счет задолженности по оплате труда; денежную компенсацию морального труда в размере -СУММА15-; расходы на оплату услуг представителя в размере -СУММА10-.

Взыскать с ООО «Охранное агентство «КМК» в пользу соответствующего бюджета государственную пошлину в размере -СУММА18-.

В остальной части исковых требований Байдашину Н. И. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированной части решения через Свердловский районный суд г. Перми.

           

       Судья:     О.Г. Черепанова.