О возложении обязанностей



Дело № 2 - 5482/2011

Р Е Ш Е Н И Е

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь                                                                                                           28 ноября 2011 года

Свердловский районный суд г. Перми в составе

судьи Тонких В.В.

при секретаре Мельник Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, гражданское дело по иску Старковой Н. А. к ГУ МВД России по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД о защите прав собственника путем возложения обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД о возложении на ответчика обязанностей по восстановлению регистрационного учета принадлежащего ей автомобиля -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, идентификационный , двигатель , № шасси отсутствует, № кузова (рамы) , цвет <данные изъяты>, тип ТС легковой, ПТС , выдан -ОРГАНИЗАЦИЯ1- ДД.ММ.ГГГГ

Свои требования истец обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ ей по договору купли-продажи у Cарксян C.А. был приобретен автомобиль -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, идентификационный , двигатель , № шасси отсутствует, № кузова (рамы) , цвет <данные изъяты>, тип ТС легковой, ПТС , выдан -ОРГАНИЗАЦИЯ1- ДД.ММ.ГГГГ

В связи с тем, что в ПТС не имелось никаких отметок, препятствующих совершению сделки, а сам автомобиль был снят с учета для продажи, оснований считать, что продавец не имел права отчуждать данное транспортное средство, у истца не имелось.

ДД.ММ.ГГГГ автомобиль был поставлен истцом на регистрационный учет и эксплуатировался в пределах <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец сняла автомобиль с регистрационного учета в МРЭО ГИБДД ГУВД Пермского края для отчуждения в пределах Российской Федерации и ДД.ММ.ГГГГ передала его по договору купли-продажи ФИО1, проживающему в <адрес>.

ФИО1 обратился к в МРЭО ГИБДД ГУВД по <адрес> с заявлением о постановке автомобиля на учет, в чем ему было отказано в связи с выявлением признаков изменения кустарным способом номеров узлов и агрегатов автомобиля. Документы на автомобиль были изъяты и направлены на проведение проверки в ОВД.

Кроме того, в МРЭО ГИБДД ГУВД по <адрес> был возбужден материал проверки КУСП по факту изменения кустарным способом номеров узлов и агрегатов автомобиля, который был передан для рассмотрения по компетенции в УВД <адрес>. По материалу проверки было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

При этом проведенным в рамках дознания исследованием -ОРГАНИЗАЦИЯ2- от ДД.ММ.ГГГГ изменения кустарным способом номеров узлов и агрегатов автомобиля было подтверждено.

В связи с претензиями ФИО1 о невозможности использования автомобиля по назначению договор купли-продажи между ним и истцом был расторгнут, денежные средства, уплаченные за автомобиль, были возвращены покупателю, а автомобиль - покупателем возвращен.

При указанных обстоятельствах сотрудники МРЭО ГИБДД отказываются проводить с автомобилем какие-либо регистрационные действия.

Автомобиль истца технически соответствует требованиям ГОСТа, что подтверждается заключением специалиста выданным истице -ОРГАНИЗАЦИЯ3- ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец не участвовала, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, на требованиях настаивала и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание представил письменный отзыв, в котором указала, что требования истца не подлежат удовлетворению.

Суд, исследовав имеющиеся материалы дела, полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии с ПТС серии <адрес>, выданном -ОРГАНИЗАЦИЯ1- ДД.ММ.ГГГГ автомобиль -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, идентификационный , двигатель , № шасси отсутствует, № кузова (рамы) , цвет <данные изъяты>, тип ТС легковой, принадлежит истцу на праве собственности.

При обращении истца в органы ГИБДД с заявлением о восстановлении автомобиля на учете ей было отказано в связи отсутствием документов и выявлением изменения кустарным способом номеров узлов и агрегатов автомобиля.

По указанному факту дознавателем ГИБДД ГУВД по <адрес> была проведена проверка.

Справкой об исследовании -ОРГАНИЗАЦИЯ2- от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что:

- маркировочные обозначения идентификационного номера кузова не являются первоначальными, первоначальные маркировочные обозначения изменены путем демонтажа маркируемой детали (усилителя пола), после чего, при помощи сварки была установлена аналогичная деталь (от другого автомобиля), с нанесенными на нее знаками существующей (вторичной) маркировки;

- маркировочные обозначения номера двигателя не являются первоначальными для блока цилиндров, первоначальные маркировочные обозначения изменены путем зачеканивания 12 го -14 го знаков маркировки, с последующим нанесением (не по технологии) знаков образующих существующую (вторичную) маркировку. Заводская маркировка уничтожена и восстановить ее не представилось возможным.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ проверка по факту обнаружения перебитых номеров на автомобиле была прекращена, в возбуждении уголовного дела отказано в связи.

Согласно предоставленному истцом и не оспариваемому ответчиком заключением специалиста выданным -ОРГАНИЗАЦИЯ3- ДД.ММ.ГГГГ конструкция и техническое состояние автомобиля соответствует требованиям к техническому состоянию и условиям безопасности при эксплуатации автотранспортных средств.

Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001 были утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) и Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов в ним (далее - Административный регламент).

Указанные Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

Установленный настоящими Правилами порядок регистрации распространяется также на транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев.

В силу п. 2 вышеуказанных правил, Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. При этом в силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с абз. 6 п. 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Кроме того, согласно п. 3 Постановления правительства РФ от 12.08.1994г. № 983 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ», физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, в которых они зарегистрированы при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с п. 5 Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной приказом МВД России от 17.02.1994г. № 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства» (Действия сотрудников органов внутренних дел при осуществлении мероприятий по розыску транспортных средств):

- при обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями - изготовителями, несоответствия номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) такие документы, регистрационные знаки задерживаются, в орган внутренних дел направляется соответствующая информация для принятия решения в порядке, установленном законодательством (п.п. 5.1);.

- задержание транспортных средств осуществляется в порядке, установленном законодательством (п.п. 5.2);

- наложенные ограничения на совершение регистрационных действий снимаются при представлении мотивированного постановления органа внутренних дел об отказе в возбуждении (прекращении) уголовного дела и проверке законности принятого органом внутренних дел решения надзирающим прокурором. В случае вынесения постановления о возбуждении уголовного дела совершение регистрационных действий откладывается до окончания производства по делу в порядке, установленном законодательством (п.п. 5.3.);

- в случае регистрации автомототранспортного средства с измененной (уничтоженной) маркировкой Госавтоинспекцией выдаются дубликаты регистрационных документов, в которых в разделе "особые отметки", а также в книге регистрации (автоматизированном банке данных) делаются соответствующие записи, экспертно - криминалистическим подразделением изготавливается фотография места маркировки размером 50 х 15 мм, которая вклеивается в карточку учета автомототранспорта (п.п. 5.4.).

Таким образом, вышеуказанными действующими ведомственными нормативными правовыми актами МВД России предусматривается возможность проведения регистрационных действий с транспортными средствами, имеющими признаки скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, ограничение права собственника транспортного средства, имеющего скрытые, измененные или уничтоженные маркировки номерных узлов и агрегатов на допуск к участию в дорожном движении путем запрещения его эксплуатации может быть установлено только федеральным законом, а не иными нормативно-правовыми актами.

Кроме того, статьей 130 ГК РФ автомобили не отнесены к недвижимому имуществу, права на которое подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на движимое имущество действующим законодательством РФ не предусмотрена, в связи с чем обязательная государственная регистрация автотранспортных средств установлена Федеральным законом от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон), согласно ст. 1 которого настоящий Закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст. 15 Закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движения на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Статья 19 Закона (Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств) определяет следующее:

1. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.

2. Запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

3. Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами.

Предусмотренный ч. 1 указанной статьи Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, является Приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (далее - перечень).

Настоящий перечень устанавливает неисправности транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Список указанных в перечне неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается их эксплуатация, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. При этом скрытые, измененные или уничтоженные кустарным способом маркировки номерных узлов и агрегатов, а также поддельный ПТС в указанный Перечень не входят, в связи с чем не могут рассматриваться в качестве неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Так, Перечнем установлены следующие неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.

1. Тормозные системы.

1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТ Р 51709-2001.

1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2) за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колечных тормозных камер.

1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

транспортных средств с полной нагрузкой - на уклоне до 16 проц. включительно;

легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии - на уклоне до 23 проц. включительно;

грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии - на уклоне до 31 проц. включительно.

2. Рулевое управление.

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

Тип транспортного средства:

Суммарный люфт (градусов), не более

Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы

10

Автобусы

20

Грузовые автомобили

25

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов; резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

3. Внешние световые приборы.

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Примечание. На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТ Р 51709-2001.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6. На транспортном средстве установлены:

спереди - световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;

сзади - фонари заднего хода и освещения государственного номерного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Примечание. Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.

4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

5. Колеса и шины

5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм.

Примечание: Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств - тягачей.

5.2. Шины имеют местные повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкция (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками проектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные.

6. Двигатель

6.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.

6.2. Нарушена герметичность системы питания.

6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.

6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

6.5. Допустимый уровень шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.

7. Прочие элементы конструкции

7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

7.2. Не работает звуковой сигнал.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТа 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

7.7. Отсутствуют:

на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах - медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99;

на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т - противооткатные упоры (не менее двух);

на мотоцикле с боковым прицепом - медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99.

7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.

7.9. Отсутствуют ремни безопасности и подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства.

7.10. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

7.11. Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема - опускания запасного колеса. Ходовое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

7.12. На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.

7.13. Нарушена герметичность уплотнителей и соединителей двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

7.14. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.

7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

7.16. На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.

7.17. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при наличии на автомобиле хотя бы одной из указанных неисправностей, автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении.

Кроме того, требования транспортных средств на соответствие безопасности дорожного движения установлены Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ т 10.09.2009 г. № 720, в соответствии с п. 1 которого настоящий технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

При этом в вводной части Регламента предусмотрено, что под выпускаемыми в обращение транспортными средствами (шасси) понимается не находившиеся ранее в эксплуатации на территории Российской Федерации, изготовленные в Российской Федерации в условиях серийного производства и (или) в единичных экземплярах или ввозимые на срок более чем 6 месяцев на территорию Российской Федерации транспортные средства (шасси) независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска, которой является дата оформления паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства);

Таким образом и в связи с тем, что спорный автомобиль произведен и ввезен на территорию РФ и поставлен на регистрационный учет в ДД.ММ.ГГГГ, требования вышеуказанного Технического регламента на него не распространяются, и он должен проверяться на соответствие ГОСТ Р 50577-93, что подтверждено истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ путем предъявления заключения специалиста выданного -ОРГАНИЗАЦИЯ3- ДД.ММ.ГГГГ в соответствии, с которым конструкция и техническое состояние автомобиля соответствует требованиям к техническому состоянию и условиям безопасности при эксплуатации автотранспортных средств.

Подтверждение соответствия спорного автомобиля установленным требованиям безопасности дорожного движения предоставленной истцом заключением специалиста представителем ответчика не оспаривается.

В соответствии с п. 51 вышеуказанных Правил регистрации не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности). В случае аннулирования регистрации по указанным основаниям до вступления в силу настоящего положения, по заявлению собственника проводится восстановление регистрации транспортного средства. В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства. В случаях неправомерного прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства в связи с истечением сроков давности восстановление регистрации осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации, району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, его заместителя либо начальника регистрационного подразделения, его заместителя или иного уполномоченного должностного лица по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств. В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Кроме того, согласно п. 15 Правил регистрации, внесение изменений в регистрационные данные похищенных и обнаруженных транспортных средств, возвращенных их собственникам или владельцам, с измененной маркировкой, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, производится на основании постановления органов внутренних дел (предварительного следствия и дознания), осуществляющих расследование уголовного дела. При этом в силу п. 24 Правил, транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах гражданина Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.

Из анализа положений вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что государственная регистрация транспортных средств фактически является разрешительным актом на их техническую эксплуатацию в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Без государственной регистрации транспортного средства, на основании которой осуществляется допуск к участию в дорожном движении с целью его безопасности, его собственник не может реализовать одно из правомочий собственника в отношении своего автомобиля - правомочие пользования, которое заключается в праве собственника на извлечение полезных, потребительских свойств вещи, то есть в надлежащей эксплуатации автомобиля. При этом наличие измененных кустарным способом маркировок номеров узлов и агрегатов не является безусловным основанием для запрещения эксплуатации транспортных средств.

По мнению суда указанный запрет может быть наложен только по результатам расследования соответствующего уголовного дела в случае установления первичного собственника автомобиля и передачи ему автомобиля на ответственное хранение, либо по приговору или решению суда.

Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Ограничение или лишение права собственности может быть произведено только по решению суда.

Кроме того, в соответствие с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2011 г. № 5-П по делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в связи с жалобой гражданки ФИО2, отсутствие паспорта транспортного средства, будучи основанием для отказа в регистрации транспортного средства либо ее аннулирования в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения. При условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений. Таким образом, положение пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не предполагает отказ в защите прав собственника транспортного средства при рассмотрении по его требованию судом дела о восстановлении регистрационного учета этого транспортного средства, приобретенного на законных основаниях, без исследования и оценки всех обстоятельств, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.

Ограничение права собственности истца на указанный автомобиль не должно иметь место, т.к. истец не может нести ответственность за действия лиц, которые привели к изменению кустарным способом маркировок автомобиля. Вина истца в изменении указанных маркировок не установлена, что подтверждается постановлением о приостановлении уголовного дела.

При этом, исходя из буквального толкования положений п. 51 Правил регистрации, единственным условием для восстановления учета автомобиля, которое является формой его постановки на учет, является соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

В силу ст. 56 ГПК РФ подтверждение соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения является обязанностью истца, как фактического собственника и владельца спорного автомобиля.

Таким образом и в связи с тем, что соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения подтверждено путем проверки технического состояния автомобиля с выдачей заключения специалиста, не оспариваемого ответчиком, а также то, что иных лиц, претендующих на спорный автомобиль в ходе дознания установлено не было, суд полагает, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ГУ МВД России по Пермскому краю в лице МРЭО ГИБДД восстановить регистрационный учет принадлежащего Старковой Н. А. на праве собственности автомобиль -МАРКА-, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, идентификационный , двигатель , № шасси отсутствует, № кузова (рамы) , цвет <данные изъяты>, тип ТС легковой, с выдачей новых регистрационных документов, регистрационных знаков и паспорта транспортного средства, с внесением в указанные документы отметок в соответствии со справкой об исследовании -ОРГАНИЗАЦИЯ2- от ДД.ММ.ГГГГ .

Решение в 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми, со дня принятия в окончательной форме.

      Судья                                                             В.В. Тонких