О признании права собственности



Дело № 2-180(2012)                                                                                                   

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации.

27 февраля 2012 года.

Свердловский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Черепановой О.Г.,

с участием:

истца Воробьевой Т.Е.,

представителя истца, - Седлова А.С., действующего на основании устного ходатайства,

представителя ответчика Воробьева А.Л., - Серяковой Е.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Чикулаевой И.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Т. Е. к Воробьеву А. Л., Воробьеву М. Л. о признании права собственности на 1/2 доли на домовладение, разделе наследственного имущества,

     У С Т А Н О В И Л :

Воробьева Т.Е. обратилась в суд с иском к Воробьеву А.Л., Воробьеву М.Л. о признании права собственности на 1/2 доли в праве собственности на домовладение, находящееся по <адрес>. Одновременно просит произвести раздел наследственного имущества, оставшегося после смерти <данные изъяты> ФИО1, передав в собственность ей домовладение и земельный участок по вышеуказанному адресу, а ответчикам - по 1/2 доле в праве собственности на квартиру, расположенную по <адрес>. В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она состояла в зарегистрированном браке с ФИО1, который умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти открылось наследство в виде квартиры, расположенной по <адрес>, а также жилого дома и земельного участка, расположенных по <адрес>. Указанное домовладение было построено ими в период брака и является их совместной собственностью. Наследниками по закону первой очереди являются она и ответчики: Воробьев А.Л., Воробьев М.Л.. Ответчикам ею был предложен вариант раздела наследственного имущества, а именно, считает необходимым передать ей домовладение и земельный участок, а ответчикам по 1/2 доли на квартиру. Однако, данное предложение оказалось безрезультатным, что послужило ее обращению в суд с настоящим иском.

В судебном заседании истица и ее представитель на иске настаивали в полном объеме. Доводы, изложенные в заявлении, поддержали. Считают целесообразным передать сыновьям по 1/2 доли в квартире, поскольку они в ней проживают; ей же оставить земельный участок и дом. По стоимости раздел будет равнозначным.

Представитель ответчика Воробьева А.Л. выразила свое несогласие с иском. Суду пояснила, что фактически строительства дома производилось в ДД.ММ.ГГГГ, то есть до брака умершего с истцом, поэтому имущество совместным быть не может. Кроме того, домовладение не зарегистрировано в органах регистрационной службы, что препятствует признанию ее права на него. Все наследники обратились за принятием наследства, однако правоустанавливающих документов не несут. Считает необходимым изначально получить свидетельство о праве на наследство, а в последующем осуществить раздел имущества.

Ответчики Воробьев М.Л. и Воробьев А.Л. в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещались. Отзыв по иску не представили.

Привлеченный в качестве третьего лица нотариус Пермского городского нотариального округа ФИО2 в судебное заседание также не явилась, направив в адрес суда заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Выслушав доводы истца и ее представителя, возражения представителя ответчика, исследовав письменные документы дела, суд находит исковые требования Воробьевой Т.Е. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.

Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи (движимые и недвижимые; оборотоспособные вещи и вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте), иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, то прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и иное.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершения надписи на документе, представленном для регистрации.

Порядок государственной регистрации основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст.ст. 1113,1114, 1115 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина. Местом открытия наследства является место жительства наследодателя.

В силу ст. 1116 ГК РФ, к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства.

На основании ст. 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.ст. 1142-1145, 1148 ГК РФ.

В соответствии со ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг, родители наследодателя.

В соответствии со ст. 1150 ГК РФ, принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со ст. 256 ГК РФ, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными ГК РФ.

В соответствии со ст. 256 ГК РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества (брачный договор).

При этом, в соответствии со ст. 34 Семейного кодекса РФ, к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи и т.д..

Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, является его собственностью.

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в течение брака за счет общего имущества супругов или личного имущества другого супруга были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и т.л.). Настоящее правило не применяется, если договором между супругами предусмотрено иное.

При наследовании по закону наследственное имущество поступает в общую долевую собственность всех наследников по закону, при этом доли в общей собственности наследников признаются равными, за исключением долей наследников, наследующих по праву представления.

В ходе судебного разбирательства по настоящему иску установлены следующие обстоятельства дела.

ФИО1 и Воробьева Т.Е. состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер (л.д. 4). После смерти ФИО1 к нотариусу Пермского городского нотариального округа ФИО2 с заявлениями о принятии наследства обратились: супруга умершего, - Воробьева Т.Е., и его сын, - Воробьев А.Л., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в своих интересах и в интересах своего брата Воробьева М.Л., (л.д. 32-35, 39). В состав наследственной массы вошло имущество в виде квартиры, земельного участка и домовладения. Право собственности умершего ФИО1 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, возникло на основании Договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 10). Кроме того, постановлением администрации Фроловского сельского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был предоставлен земельный участок для ведения ЛПХ и строительства жилого дома по <адрес>. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый . На указанном земельном участке возведено строение в виде домовладения, состоящего из жилого дома, навеса, гаража, навеса, двух хоз. построек, бани, трех навесов, туалета, хоз.строения, забора, (л.д. 13). Согласно справке администрации Рождественского сельского поселения <адрес> на основании записей похозяйственной книги за ДД.ММ.ГГГГ право собственности на данное домовладение принадлежит ФИО1, (л.д. 14). Указанное строение поставлено на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый , (л.д. 17). Указанный объект значится как объект незавершенного строительства. Из кадастрового паспорта объекта следует, что он сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 12 ГПК РПФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании. Суд, сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела и оказывает им содействие в осуществлении их прав.

Каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В случае когда представление дополнительных доказательств для сторон и других лиц, участвующих в деле, затруднительно, суд по их ходатайству оказывает им содействие в собирании доказательств, (ст. 56, 57 ГПК РФ).

В ходе исследования в судебном заседании совокупности доказательств суд пришел к выводу, что поскольку право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, и земельный участок по <адрес>, у умершего ФИО1 возникло еще до вступления в брак с Воробьевой Т.Е., указанное недвижимое имущество является его личной собственностью. Однако, поскольку строение и сдача в эксплуатацию исследуемого домовладения фактически умершим осуществлялось уже в период брачных отношений с истцом, суд признает указанный объект совместной собственностью супругов Воробьевых, что предполагает право собственности Воробьевой Т.Е. на его 1/2 доли. При этом, суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что строение дома фактически осуществлялось в ДД.ММ.ГГГГ, то есть еще до брака супругов Воробьевых, поскольку стороной ответчика не последовало конкретных и достоверных доказательств, опровергающих доводы истца в этой части. Суд руководствуется данными Кадастрового паспорта строения из которого следует, что строительства домовладения окончено и оно введено в эксплуатацию лишь в ДД.ММ.ГГГГ. Иные доказательства в материалах дела отсутствуют. Следовательно, требования Воробьевой Т.Е. о признании за ней права собственности на 1/2 доли строения суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что право на наследование имущества ФИО1 возникло у трех лиц: Воробьевой Т.Е., Воробьева А.Л. и Воробьева М.Л.. Каждый из наследников умершего ФИО1 практически имеет право на 1/3 доли наследственного имущества. При этом, в связи с установлением в судебном заседании правом Воробьевой Т.Е. на 1/2 доли домовладения как совместного имущества, ее доля в данном домовладении в целом составляет 2/3.

При этом, требования Воробьевой Т.Е. заявлены о разделе наследственного имущества и передаче ей земельного участка с расположенным на нем домовладением, оставив за ответчиками по 1/2 доли на квартиру. Проанализировав имеющиеся документы дела, а также сведения о кадастровой стоимости наследственного имущества, согласно которых стоимость строения составляет -СУММА3-, стоимость земельного участка - -СУММА2-; стоимость квартиры не менее -СУММА1-, суд соглашается с утверждениями истца об их равноценности и находит предложенный истицей вариант раздела долей допустимым. Ответчиком в этой части также не представлено доказательств, опровергающ9их доводы истца.

Одновременно суд находит доводы представителя ответчика о преждевременности признания за истцом права на строение в виду отсутствия регистрации права на него несостоятельными по следующим основаниям. Критерии отнесения имущества к недвижимому определены ст. 130 ГК РФ, а проведение технического учета в силу ст. 1 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является следствием, а не причиной распространения на конкретный объект правового режима недвижимости. Земельный участок, на котором ФИО1 возведен жилой дом, предоставлен именно для указанных целей, - строительство индивидуального жилого дома; в похозяйственной книге администрации <адрес> сельского поселения <адрес> имеется запись о том, что данный дом принадлежит именно умершему ФИО1; дом был сдан в эксплуатацию также лично ФИО1 еще при жизни; данное строение поставлено на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что исследуемое строение фактически является объектом незавершенного строительства, а действия самого ФИО1 (сдача данного объекта в эксплуатацию, постановка его на кадастровый учет) свидетельствуют только о намерении ФИО1 осуществить в отношении данного объекта регистрационные действия. Поэтому, отсутствие записи о регистрации права на спорный объект, не является препятствием признания права на него за наследником умершего.

Кроме того, удовлетворение требований истца именно по предложенному варианту, по мнению суда, является более целесообразным в части пользования и дальнейшего распоряжения принятым имуществом

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

При вынесении решения, основываясь на принципе состязательности сторон, суд руководствуется только собранными по делу доказательствами.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств дела, собранных по настоящему делу письменных доказательств, а также исходя из принципа справедливости, законности и разумности и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Воробьевой Т. Е. к Воробьеву А. Л., Воробьеву М. Л. о признании права собственности на 1/2 доли на домовладение, разделе наследственного имущества удовлетворить.

Признать за Воробьевой Т. Е. право собственности на 1/2 долю в праве собственности на объект незавершенного строительства, находящийся по <адрес>.

Произвести раздел имущества, оставшегося после смерти ФИО1, передав в собственность Воробьевой Т. Е. объект незавершенного строительства и земельный участок, расположенные по <адрес>; Воробьеву А. Л. и Воробьеву М. Л. по 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения через Свердловский районный суд г. Перми.

       

           Судья:     О.Г. Черепанова.