Дело № 2-851(2012) Р Е Ш Е Н И Е. Именем Российской Федерации. 02 марта 2012 года. Свердловский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Черепанова О.Г., с участием: представителей истца, - Зернина Н.В., Зернина А.Н., действующих на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Департамента земельных отношений Администрации <адрес>, - Полущенковой Л.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Джирикове Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мотырева Н. И. к Департаменту земельных отношений Администрации <адрес> о признании незаконным решения Департамента земельных отношений Администрации <адрес> и обязании предоставить земельный участок, У С Т А Н О В И Л : Мотырев Н.И. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений Администрации <адрес> о признании незаконным решения Департамента земельных отношений Администрации <адрес> и обязании предоставить земельный участок. В обоснование заявления указал, что <данные изъяты> имеет право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Руководствуясь абз. 14 ст. 17 ФЗ «О социальной защиты инвалидов в Российской Федерации», предусматривающим право на первоочередное предоставление инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент земельных отношений Администрации <адрес> с просьбой предоставить ему в собственность или в аренду земельный участок с кадастровым №, -S1-, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент отказал ему в предоставлении земельного участка по тем обстоятельствам, что порядок предоставления земельных участков гражданам данной категории федеральным законом не урегулирован; в <адрес> также отсутствует нормативно-правовое регулирование данного вопроса и предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах. Кроме того, по мнению Департамента, указанное право предоставляется лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и предусмотрено законодательством с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. Данный отказ Департамента находит незаконным по следующим основаниям. Реализация принципа первоочередного предоставления гражданам земельных участков в рамках аукциона невозможно, поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» торги не проводятся. Отсутствие установленной процедуры, регламентирующей первоочередной порядок предоставления инвалидам земельных участков для жилищного строительства может служить препятствием для реализации их законного права. Поскольку обязанность по определению порядка предоставления участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления в соответствии с п.3 Постановления Правительства от 27.07.1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо осуществлять организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилищно-коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и органы местного самоуправления <адрес> до сих пор не исполнили возложенную на них федеральным законодательством обязанность по утверждению порядка первоочередного предоставления инвалидам земельных участков само по себе не свидетельствует о невозможности инвалидов воспользоваться правом на первоочередное предоставление земельных участков в соответствии с положениями Закона о защите инвалидов и не может лишить их конституционного права на социальные гарантии со стороны государства, предусмотренные ст. 7 Конституции РФ. Утверждение Департамента о том, что правом на первоочередное предоставление земельных участков наделены нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица, не основано на законе. Абзац 14 ст. 17 Закона о защите инвалидов не увязывает возникновение инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с их нуждаемостью. В указанной норме, в отличие от норм, регламентирующих первоочередное предоставление инвалидам жилых помещений, предусматривающих порядок постановки на учет и критерии нуждаемости, не содержится такой регламентации, в виду отсутствия необходимости в ней. В п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.071996 года № 901, в качестве основания обеспечения инвалидов в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства указаны лишь заявления с приложенной к нему справкой, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемое в установленном порядке в органы местного самоуправления. Приложение к заявлению документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий, не предусмотрено. Кроме того, указанные в ст. 17 условия реализации права на первоочередное получение жилых помещений, не могут быть применены по аналогии к предоставлению земельных участков, так как отношения, касающиеся льгот по предоставлению земельного участка, относятся к предмету регулирования иной отрасли права. Инвалиды, формально, по жилищному законодательству, не нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут нуждаться по состоянию здоровья в улучшении условий для проживания, которые могут быть улучшены за счет льготного предоставления земельного участка для строительства. Тем более, что в самом обжалуемом акте говорится о том, что первоочередное предоставление земельного участка является дополнительной гарантией прав инвалидов. Поскольку он проживает на праве члена семьи собственника в трехкомнатной квартире на третьем этаже по адресу: <адрес>, общей -S2-, всего в квартире проживает пять человек, среди которых еще один инвалид №-ой группы, земельный участок поставлен на кадастровый учет, свободен, разрешенное использование участка, согласно кадастровому паспорту земельного участка - зона застройки малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами, находит отказ Департамента незаконным актом органа местного самоуправления. В судебное заседание истец направил заявление о рассмотрении иска без его участия. Представители истца на иске настаивали в полном объеме. Доводы, изложенные в заявлении, поддержали. Указали, что истец формально по нормам жилищного законодательства не нуждается в улучшении жилищных условий. Однако, он нуждается по состоянию здоровья в улучшении условий для проживания, которые могут быть улучшены за счет льготного предоставления земельного участка для строительства. Представитель ответчика выразил свое несогласие с иском Мотырева Н.И.. Находит отказ Департамента земельных отношений Администрации <адрес> обоснованным, поскольку истец не представил доказательств своей нуждаемости в улучшении жилищных условий. Выслушав пояснения сторон по делу, исследовав письменные документы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований Мотырева Н.И. по следующим основаниям. Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с п.1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил. В соответствии с ч.ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (в ред. от 19.07.2011 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, (ч.1). Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, (ч.14). Из содержания ч.1 ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ следует, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий. Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального строительства следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан. В силу ч.1 ст. 28 Земельного Кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду. Как указано в ч.1 ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, в случаях установленных п.п. 5 п.1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Согласно ч. 2 ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных п.п. 5 п.1 ст. 24, п.п. 2.1 ст. 30 и п.п. 27 ст. 38.1 настоящего Кодекса. В соответствии с ч.3 ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом, соответственно, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Согласно ч.2 ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 Земельного Кодекса РФ (если аукцион признан не состоявшимся о причине участия в нем менее двух участников). При предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся. В ходе исследования собранных по настоящему делу доказательств судом установлены следующие обстоятельства по делу. Мотырев Н.М. <данные изъяты> №, (л.д. 5). ДД.ММ.ГГГГ Мотырев Н.И. обратился в Департамент земельных отношений Администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ему в собственность или аренду земельный участок с кадастровым № общей -S1-, расположенный по <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, (л.д. 9). В письменном ответе за № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Мотырева Н.И. было отказано по мотиву отсутствия доказательств нуждаемости в улучшения жилищных условий, а также механизма реализации п. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Предложено после утверждения указанного порядка, который разрабатывается администрацией <адрес>, вновь обратиться с данной просьбой в Администрацию города, (л.д. 10). Следовательно, в соответствии с действующим законодательством (ст. 17 вышеназванного Закона) истец, <данные изъяты> относится к категории лиц, имеющим право на предоставление земельного участка. Однако суд не находит оснований для удовлетворения требований истца поскольку доказательств нуждаемости в улучшении его жилищных условий им не предоставлено. Так, мера социальной поддержки является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. При этом, как следует из названия приведенной нормы, регулирующей обеспечение инвалидов жилой площадью, содержащиеся в ней гарантии непосредственно направлены на обеспечение инвалидов жилой площадью. Из толкования во взаимосвязи части 1 и части 14 статьи 17 вышеназванного Закона следует, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан. Таким образом, действующее законодательство (ст. 17 Закона № 181-ФЗ) ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий. Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что довод представителей истца о том, что право инвалидов на первоочередное получение земельного участка не поставлено в зависимость от наличия каких-либо условий, основанием дл первоочередного предоставления является лишь наличие у гражданина инвалидности, суд находит не состоятельным. Согласно изначально представленной истцом справки -ОРГАНИЗАЦИЯ- № от ДД.ММ.ГГГГ на день обращения с заявлением в Департамент земельных отношений Мотырев Н.И. был зарегистрирован и проживал в <адрес> общей -S2-. Данную справку суд принимает за основу, поскольку она лично представлена истцом непосредственно при подаче иска, что свидетельствует о достоверности указанного обстоятельства, (л.д. 8). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец обеспечен жилым помещением общей площадью более -S3-, то есть более установленной учетной нормы, установленной решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 года № 103, на жилищном учете по Списку лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не состоит; приобрел право пользования названным помещением. Следовательно, по смыслу ст. 51 ЖК РФ, нуждающимся в жилом помещении, Мотырев Н.И. не является. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При вынесении решения, основываясь на принципе состязательности сторон, суд руководствуется только собранными по делу доказательствами. Бремя доказывания по настоящему спору возложено на истца. Распределяя бремя доказывания, суд предложил Мотыреву Н.И. представить доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий применительно к действующему законодательству (ст. 51 Жилищного кодекса РФ) на день его обращения в Департамент земельных отношений администрации <адрес>. Однако доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий им не представлено. При этом, суд считает, что факт отсутствия правового механизма порядка предоставления земельных участков гражданам, имеющим право на их льготное получение, не имеет значения для решения вопроса о наличии у него права на получение земельного участка. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Мотырева Н. И. к Департаменту земельных отношений Администрации <адрес> о признании незаконным решения Департамента земельных отношений Администрации <адрес> и обязании предоставить земельный участок отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения через Свердловский районный суд г. Перми. Судья: О.Г. Черепанова.