Дело № 2-1169/2012г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 апреля 2012 года г.Пермь Свердловский районный суд города Перми в составе: Председательствующего судьи Толмачевой И.И., при секретаре Джирикове Р.А., с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Демидовой Е.С., представителя ответчика ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» ФИО по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздравсоцразвития России, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, установил: Прокурор <адрес> обратился в Свердловский районный суд г.Перми с иском к ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия», Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В обоснование исковых требований истец указал, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь посредством лекарственного обеспечения в аптечных учреждениях <адрес>. В ходе проверки установлено, что на 1 этаже жилого дома по <адрес> расположено нежилое помещение - аптека, в которой ГОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздравсоцразвития России осуществляет фармацевтическую деятельность по реализации лекарственных препаратов и средств. Указанное нежилое помещение относится к федеральной собственности и находится в оперативном управлении фармацевтической академии. Учредителем ГОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Уполномоченным представителем собственника РФ является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Вход в указанное помещение выполнен в виде одного лестничного марша с поручнем. Входные узлы указанного помещения не оборудованы специальным пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы (в том числе передвигающихся на креслах-колясках). В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входов помещений содержатся в нормативном документе по строительству - СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Согласно п.п. 3.9, 3.13, 3.14 СниП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироватьсяпандусами, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни. В соответствии с п. 3.1 приказа Минздрава РФ от 04.03.2003 г. «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Помещение аптеки находится в черте <адрес>, предназначено для удовлетворения потребностей населения в лекарственных средствах, в связи с чем относится к объектам социальной инфраструктуры района. Отсутствие на входных узлах аптеки специальных пандусов и поручней для подъема инвалидов приводит к невозможности их доступа в указанный объект социальной инфраструктуры. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Данное исковое заявление предъявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц из числа инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, которые могут быть посетителями аптеки, расположенной по <адрес>. Истец просил возложить на ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздравсоцразвития России обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещение аптеки, расположенной по <адрес>, путем оборудования специального пандуса с поручнями на лестничном марше при входе в аптеку, а также возложить на Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом профинансировать мероприятия, направленные на оборудование входа в помещение аптеки по <адрес>, специальном пандусом с поручнями на лестничном марше при входе в аптеку. В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал. Представитель ответчика ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации требования истца в части необходимости обеспечения доступа инвалидов в помещение аптеки признал, не согласился с предложенным способом обеспечения доступа инвалидов. Министерство здравоохранения и социального развития РФ извещено, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, направило отзыв на исковое заявление, указало, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № З84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. При этом статья 15 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 181-ФЗ предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов должны осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно Перечню федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. № 1300-р, Академия находится в ведении Минздравсоцразвития России. Приказом Минздравсоцразвития России от 30 мая 2011 г. № 441 утвержден устав Академии (далее - Устав), согласно которому Академия является - юридическим лицом бюджетным учреждением (некоммерческой организацией), созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет обособленное имущество, находящееся в федеральной собственности и закрепленное за ним на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевой счет в территориальных органах Федерального казначейства по учету средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, в валюте Российской Федерации и счета в иностранной валюте, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, бьггь истцом и ответчиком в суде (пункт 1.7 Устава). Академия осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, Минздравсоцразвития России и Устава (пункт 1.6 Устава). В пункте 9.2 Устава закреплено, что Академия реализует право владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ней имущества на праве оперативного управления, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Уставом. В соответствии с частью 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом к пределах, |установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Особенности распоряжения имуществом бюджетного учреждения определены статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Кроме того, пунктами 3, 4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 537, установлены случаи, в которых орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, согласовывает распоряжение особо ценным движимым имуществом, недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения, в том числе по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. Таким образом, действующим законодательством предусматривается согласование учредителем только при совершении подведомственным бюджетным учреждением каких-либо сделок, связанных с распоряжением имуществом, переданным ему в оперативное управление, то есть полная или частичная передача прав на него другим лицам (аренда и иные случаи). В рассматриваемой ситуации речь идет о пользовании имуществом, то есть об извлечении из имущества его полезных свойств, которое должно осуществляться в соответствии с законодательством и соблюдением прав и интересов других лиц. Как следует из материалов дела, помещение аптеки по <адрес> закреплено за Академией на праве оперативного управления, в котором Академией осуществляется фармацевтическая деятельность по реализации лекарственных средств. Таким образом, вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов помещение аптеки, принадлежащее Академии, в соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ должны решаться Академией самостоятельно за счет собственных средств и каких-либо согласований, касающихся пользования данным имуществом, с учредителем не требуется. В отношении финансового обеспечения деятельности Академии Минздравсоцразвития России сообщило следующее. Согласно пункту 9.10 Устава Академии фармацевтическая деятельность является одним из основных видов деятельности, выполняемых Академией за счет средств федерального бюджета. Минздравсоцразвития России в отношении Академии является главным распорядителем бюджетных средств (пункт 1.5 Устава), и финансовое обеспечение функций Академии до принятия Минздравсоцразвития России решения о предоставлении Академии субсидий в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета на основе бюджетной сметы (пункт 9.9 Устава). Так, в ДД.ММ.ГГГГ финансирование Академии осуществлялось на основе бюджетной сметы. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет Минздравсоцразвития России и федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, был регламентирован приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1128 (далее - Порядок). Согласно пункту 2 Порядка бюджетная смета составлялась получателем средств федерального бюджета в целях установления объема и распределения направлений расходования средств федерального бюджета на текущий (очередной) финансовый год. К сметам учреждений и их обособленных подразделений, представленным на утверждение, прилагались расчеты плановых сметных показателей, использованных при формировании смет, по форме, предусмотренной приложением № 2 «Расчеты плановых сметных показателей» к Порядку (пункт 9 Порядка). Разделом VIII «Расчет расходов по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» Приложения № 2 к Порядку учреждениям предусматривались расходы на оплату услуг по содержанию помещений, зданий, дворов, иного имущества. В соответствии с пунктом 9.11 Устава Академия в установленном порядке вправе осуществлять организацию капитального ремонта и проводить текущий ремонт зданий, строений, сооружений, находящихся в оперативном управлении Академии. Таким образом, оборудование помещения аптеки пандусом в ДД.ММ.ГГГГ могло быть осуществлено Академией за счет бюджетных средств и средств, полученных от приносящей доход деятельности. В ДД.ММ.ГГГГ Минздравсоцразвития России финансирование Академии осуществляет в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской федерации, согласно которой бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг предусматриваются субсидии. Субсидии могут предоставляться бюджетным учреждениям и на иные цели. При этом приоритетность использования выделенных денежных средств руководство Академии определяет самостоятельно. Учитывая изложенное, Минздравсоцразвития России является ненадлежащим ответчиком но данному спору.Минздравсоцразвития России просило отказать прокурору <адрес> в удовлетворении заявленных требований. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом извещено, представителя не направило. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Администрация <адрес> извещена, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя во всех судебных заседаниях, возражений не представила. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 Гражданского Кодекса РФ. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества (ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)) Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О некоммерческих организациях") Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (далее - федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации (далее - государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации) (ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.07.2011) "Об образовании") В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются в том числе структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения в части: использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением; финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения (ст. 13 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.07.2011) "Об образовании") Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между предпринимателем ФИО1 и Пермской государственной фармацевтической академией; регистрационному удостоверению №, выданному бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ; свидетельству о государственной регистрации права № ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» на праве собственности принадлежат встроенные помещения на 1-м этаже 5-этажного жилого дома, общая -S1- (лит.А) в домовладении № по <адрес> (л.д. 5-6, 16). Из пояснений представителя ответчика ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из представленной копии лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами согласно спискам ПККН в аптеке по <адрес> (л.д. 7-8). Помощником прокурора <адрес> Будниковой М.В. ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов ГБОУ ВПО «ПГФА» по <адрес>, по результатам проверки было установлено, что по указанному адресу аптеки возможность входа и выхода для людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата отсутствует, поскольку нет пандуса (л.д. 3-4). В судебном заседании также установлено, что на момент разбирательства дела доступ инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы в помещение аптеки по названному адресу не обеспечен. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Статья 7 Конституции Российской Федерации предусматривает: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения содержатся в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"). Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений и иных лиц, владеющих данными объектами на ином праве. Финансирование деятельности уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а также осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1.5 Устава государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения и социального развития РФ учредителем Академии является Российская Федерация. Полномочия Учредителя осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство). Министерство в отношении Академии является главным распорядителем бюджетных средств. Министерство и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляют в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Академии (л.д.24-57). Пункт 9.3. Устава Академии предусматривает, что Академия без согласия Министерства не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ней Министерством или приобретенным Академией за счет средств, выделенных ей Министерством на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (л.д. 48). Учитывая, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения и социального развития РФ осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, принимая во внимание, что для выполнения обязанности, предусмотренной ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в объекты социальной инфраструктуры необходимо дополнительное финансирование Академии, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению частично. Представителем ответчика ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» не представлено доказательств, подтверждающих достаточность финансирования мероприятий, необходимых для исполнения публичной обязанности по обеспечению доступа инвалидов в аптеку. Кроме того, ответчиком ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» не доказана техническая невозможность обустройства пандуса с поручнями при входе в указанную аптеку. Министерством здравоохранения и социального развития РФ также не представлено доказательств, подтверждающих необходимое финансирование ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия» в ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения публичной обязанности, возложенной ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2011)). На основании изложенного при указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что на государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения и социального развития РФ должна быть возложена обязанность, предусмотренная ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещение аптеки, расположенной по <адрес>, путем оборудования специального пандуса с поручнями на лестничном марше при входе в аптеку. Суд также полагает, что на Министерство здравоохранения и социального развития РФ, как распорядителя бюджетных средств ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия», в целях исполнения публичной обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, должна быть возложена обязанность профинансировать мероприятия, направленные на оборудование входа в помещение аптеки, расположенной по <адрес>, специальным пандусом с поручнями на лестничном марше. Суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении требований о возложении обязанности на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом профинансировать мероприятия, направленные на оборудование входа в помещение аптеки по <адрес> специальным пандусом с поручнями на лестничном марше, в виду того что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не является распорядителем бюджетных средств в отношении ГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия». Суд разрешил дело на основе представленных в дело доказательств, в рамках заявленных исковых требований. Суд, руководствуясь статьей 7 Конституции РФ, статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. От 04.06.2011) «О некоммерческих организациях», статьями 12, 13 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. От 01.07.2011) «Об образовании», статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. От 01.07.2011) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьями 120, 296 Гражданского кодекса РФ, статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, решил: частично. 2. Возложить на государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения и социального развития РФ обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение аптеки, расположенной по <адрес>, путем оборудования специального пандуса с поручнями на лестничном марше при входе в аптеку. 3. Возложить на Министерство здравоохранения и социального развития РФ обязанность профинансировать мероприятия, направленные на оборудование входа в помещение аптеки, расположенной по <адрес>, специальным пандусом с поручнями на лестничном марше. 4. Отказать прокурору <адрес> в удовлетворении требований о возложении на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обязанности профинансировать мероприятия, направленные на оборудование входа в помещение аптеки по <адрес>, специальным пандусом с поручнями на лестничном марше. 5. Взыскать с государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермская государственная фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения и социального развития РФ государственную пошлину в доход местного бюджета в размере -СУММА-. 6. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Судья И.И.Толмачева