Дело №2-3842/2012 Решение Именем Российской Федерации 29 мая 2012г. г.Пермь Свердловский районный суд города Перми в составе: Председательствующего судьи Толмачевой И.И., при секретаре Джирикове Р.А., с участием заявителя Гладышевой Т.А., представителя заявителя Патракова Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гладышевой Т. А. об оспаривании действий должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы по <адрес>, отказавших в регистрации по месту жительства, установил: Гладышева Т.А. обратилась в Свердловский районный суд города Перми с заявлением об оспаривании действий должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы по <адрес>, отказавших в регистрации по месту жительства, указала, что на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГг.о государственной регистрации права она является собственником земельного участка под индивидуальный сад, категория земель: земли населенных пунктов, общая -S1-, <адрес>. На земельном участке расположен капитальный двухэтажный жилой дом из бруса, площадь первого этажа -S2-, площадь мансардного этажа -S3-. В доме есть электричество, газ, вода, туалет, ванна, отопление. Данным жилым домом заявитель владеет на основании права собственности и проживает в нем постоянно с момента оформления права собственности на земельный участок и дом с ДД.ММ.ГГГГ совместно с отцом, которому 75 лет. В свидетельстве от ДД.ММ.ГГГГ №: объект права: жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, назначение: нежилое, 2-этажный, общая -S3-, инвентарного номера нет, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГг.отдел УФМС по <адрес> выдало заявителю свидетельство № о регистрации по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Гладышева Т.А. обратилась с письмом в адрес отдела УФМС по <адрес> с просьбой зарегистрировать ее постоянно по месту жительства в жилом доме по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ УФМС по <адрес> письмом № в регистрации по месту жительства заявителю отказало и рекомендовало обратиться в суд. Гладышева Т.А. считает отказ в регистрации незаконным, он нарушает её конституционные права. Конституционный суд Российской Федерации постановлением от 14 апреля 2008 г. N 7-П по делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан постановил - Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина. Заявитель просила обязать УФМС по <адрес> провести регистрацию Гладышевой Т.А. по месту постоянного жительства по <адрес>. В судебном заседании заявитель на требованиях настаивала. Представитель заявителя требования поддержал. Управление Федеральной миграционной службы извещено, представителя не направило, направило отзыв, в котором требования заявителя не признало, указало, что постановлением Конституционного суда РФ от 14.04.2008г. №7-П положение второго абзаца статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признано не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. Таким образом, регистрация граждан РФ по месту жительства в садовые домики, расположенные на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов осуществляется при выполнении следующих условий, что жилое помещение (садовый домик): Регистрация граждан по месту жительства возможна при условии наличия точного адреса дома, пригодного для постоянного проживания (дом должен быть зарегистрирован в установленном порядке в градостроительных и иных органах, с присвоением ему конкретного номера) (л.д. 17-18). Суд, заслушав лиц, участвующих в заседании, изучив представленные документы, пришел к следующим выводам. Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2011)). В судебном заседании установлено, что Гладышева Т. А., ДД.ММ.ГГГГр., приобрела ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи дома и земельного участка жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, <адрес>, и земельный участок под индивидуальный сад, категория земель: земли населенных пунктов, общая -S1-, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5,6). Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ Гладышева Т. А. была зарегистрирована по месту пребывания отделом УФМС по <адрес> по <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). Судом установлено, что заявитель постоянно проживает в названном доме, о чем свидетельствуют представленные фотографии (л.д. 10-13), а также пояснения заявителя, оплачивает коммунальные услуги, что подтверждается имеющимися в деле квитанциями (л.д. 33-36). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ отдел Управления ФМС по <адрес> отказал заявителю в регистрации по месту жительства по <адрес> (л.д. 9). Согласно свидетельству о государственной регистрации права № объект права собственности заявителя, в котором она проживает, является жилым строением (л.д. 5). Исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу следующих положений. Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан", в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). Свобода выбора места жительства провозглашена и в Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 12) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Из статьи 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 35 (части 1 и 2), согласно которой право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, статьей 40 (часть 1), согласно которой каждый имеет право на жилище, а также статьей 57, обязывающей каждого платить законно установленные налоги и сборы, и статьей 59, закрепляющей защиту Отечества в качестве долга и обязанности граждан Российской Федерации, следует, что место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, чем ни в коей мере не ограничивается его право на свободное передвижение и выбор места жительства. Исходя из этого федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства. При осуществлении правового регулирования в указанной сфере федеральный законодатель связан также требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство обязано гарантировать каждому равенство прав и свобод перед законом независимо от места жительства, и ее статьи 55 (часть 3), согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям. Принятым в 1994 году Гражданским кодексом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе с ее статьей 35, предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункты 1 и 2 статьи 209); в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам; количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункты 1 и 2 статьи 213). Жилищный Кодекс конкретизировал конституционно-правовое понятие "жилищный фонд" (статья 40, часть 3, Конституции Российской Федерации) и определил в статье 19, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания было издано Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации одновременно обязывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования пункта 2 статьи 260 данного Кодекса об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением. С учетом того, что Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 35) позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома. Одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и иные акты земельного законодательства, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1). Одновременно в земельном законодательстве и в законодательстве о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан сохранен принцип целевого использования садового земельного участка, при том что гражданским и жилищным законодательством возможность использования жилых строений в иных, помимо отдыха граждан, целях, в том числе для постоянного или преимущественного проживания, не исключается. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" изменил правовой статус садовых домиков, определив соответствующие строения, расположенные на садовых земельных участках, как жилые. По смыслу абзаца второго его статьи 1, такие жилые строения предназначаются для отдыха, при этом норма, закрепляющая требование о первоочередном использовании садовых земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности, в действующем законодательстве отсутствует. Одним из элементов правового статуса гражданина является его право на выбор места жительства. Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20), и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150), а Жилищный кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 1 устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, закрепляет в статье 3 обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. У института регистрации имеется специальная цель - административный учет, носящий уведомительный характер. Соответственно, ни Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) не содержат оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан. Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено. В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем. С учетом изменения правового статуса садовых домиков, отражающего изменение их потребительского назначения в связи с отменой жестких нормативов в отношении возводимых жилых строений и означающего возможность постоянного проживания в них, норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не предусматривающая в отличие от нормы абзаца четвертого той же статьи право регистрации проживания в жилом доме, каковым фактически может являться жилое строение, расположенное на садовом земельном участке, т.е. вводящая дифференциацию граждан по признаку членства в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, равно определяемых названным Федеральным законом как некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства и дачного хозяйства, противоречит конституционному принципу равенства. Таким образом, суд принимает во внимание непредставление отделом УФМС по <адрес>, Управлением ФМС по <адрес> доказательств, которые могут повлиять на решение суда, и подтвердить правомерность действий своих должностных лиц. Учитывая, что в результате отказа заявителю в регистрации по месту жительства нарушаются ее права, поскольку отсутствие регистрации по месту жительства лишает ее возможности реализовать свое конституционное право на социальное обеспечение, включая медицинскую помощь по договорам обязательного медицинского страхования, и пользоваться предоставленными ей льготами, суд признает действия должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> незаконными, а заявление Гладышевой Т.А. обоснованным. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Суд, руководствуясь статьями 246, 257-258 ГПК РФ, решил: . Судья И.И.Толмачева