О взыскании суммы



Дело № 2- 2907/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2010 года город Пермь

Свердловский районный суд города Перми в составе:

Председательствующего судьи Никитиной Т.А.

При секретаре Архипенко Ю.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горюшкина Н. Н.ча к ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования о взыскании суммы,

Установил:

Истец обратился в суд, указывая, что краевым Министерством здравоохранения ему, <данные изъяты>, была предоставлена путевка на санаторно - курортное лечение в -ОРГАНИЗАЦИЯ1- <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Федерального закона № 178 - ФЗ от 17.07.1999 года, истцу гарантирован бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Билеты к месту лечения истец приобрел самостоятельно, так как при получении путевки истцу никто не объяснил порядок получения билетов.

По приезду из санатория истец обратился в Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, с просьбой о возмещении расходов на проезд, согласно предоставленных билетов, на что получил отказ.

На основании изложенного, истец просит обязать ответчиков взыскать в его пользу стоимость проезда к месту лечения и обратно, согласно предоставленных билетов -СУММА1-.

В последующем истец дополнил исковые требования, просит проиндексировать данную сумму, указывая, что на настоящий момент покупательская способность оплаченной им за проезд денежной суммы снизилась.

В судебное заседание истец не явился, представил суду заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Кожевникова Ю.Д. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признает, указывая, что путевка истцу была предоставлена местным органом социальной защиты населения.

Суд, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему: В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности.

В силу статей 2, 10, 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181 -ФЗ от 24.11.1995 г., социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Государство гарантирует инвалидам получение услуг, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07. 1999 года № 178 - ФЗ инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав данного набора социальных услуг, согласно статье 6.2 Закона № 178 - ФЗ, включаются, в том числе бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Затратысвязанные,с предоставлением набора социальных услуг,являются расходными обязательствами Российской Федерации, и необходимые финансовые средства выделяются из средств федерального бюджета. Правила финансирования расходов 00 предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг утверждены Постановление Правительства РФ от 29.12. 2004 года № 864.

Порядок предоставления гражданам набора социальных услуг определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года № 328 « Об утверждении набора социальных услуг».

Как предусмотрено п.3.1 вышеуказанного Приказа обеспечение санаторно курортным лечением, осуществляется путем предоставления гражданам, при наличии медицинских показаний санаторно - курортных путевок в санаторно- курортные организации расположенные на территории и РФ и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 правил № 864 финансирование расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно - курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет средств предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год фонду социального страхования. Порядок организации перевозки граждан к месту лечения и обратно урегулирован положениями раздела 4 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

Так Фонд социального страхования РФ осуществляет оплату транспортным организациям, с которыми региональным отделением Фонда заключены государственные контракты по перевозке граждан -получателей социальных услуг - расходовпо предоставлению последним бесплатного проезда на междугородном гранепортс мест; лечения и обратно.

В частности: к месту санаторно - курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг;

- санаторно- курортным путевкам предоставленным органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере Здравоохранения.

Организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.

Для предоставления бесплатного проезда к месту лечения и обратно в исполнительных органах Фонда гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования, или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте.

Фонд социального страхования Российской Федерации (исполнительные органы Фонда) на основании заключенных с транспортными организациями контрактов (договоров) производят оплату расходов по предоставлению бесплатного проезда граждан на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения и обратно:

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) заключает государственный контракт с -ОРГАНИЗАЦИЯ2- на предоставление бесплатного проезда льготным категориям граждан к месту лечения и обратно.

Исполнительные органы Фонда вместе с путевками на санаторно-курортное лечение выдают гражданам льготных категорий заполненные талоны в двух экземплярах (на оформление проезда в прямом и обратном сообщении) по принципу "одна поездка - один талон" независимо от количества пересадок на железнодорожном транспорте по пути следования. Заполненные корешки талонов остаются в исполнительных органах Фонда.

Письмом ФСС РФ от 2212.2004 года № 02-18/01-9530 утверждены рекомендации по организации проезда к месту санаторно - курортного - лечения, согласно которомуустановлено, что:в соответствии с Приказом Минавтотранспорта РСФСР от31.12.1981 N 120 "Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте" автобусные маршруты представляют собой путь следования автобуса между начальным и конечным пунктами перевозки пассажиров на маршруте, которые осуществляются по утвержденным расписаниям движения.

Автобусные маршруты подразделяются на: городские, пригородные, междугородные.

Пригородные маршруты - маршруты, проходящие в пределах черты города на расстояние до 50 км включительно. Кроме этого, границы пригородных маршрутов могут быть установлены решением субъекта РФ.

Междугородные маршруты - маршруты за пределы города (населенного пункта) на расстояние более 50 км или между райцентрами.

Исполнительные органы Фонда имеют право оплачивать исключительно междугородный автомобильный проезд гражданина к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Если гражданин пользуется местным транспортом для того, чтобы добраться до места посадки на междугородный автотранспорт, то этот проезд не оплачивается.

Контракты с автотранспортными организациями, осуществляющими междугородные пассажирские перевозки, заключают региональные отделения Фонда.

Проезд на автомобильном транспорте осуществляется только на транспорте организаций, с которыми заключены государственные контракты.

Региональные отделения Фонда выдают заполненные именные направления на бесплатный проезд гражданам - получателям социальных услуг в двух экземплярах (на оформление проезда в прямом и обратном сообщении) и ведут их учет.

Именные направления на бесплатный проезд изготавливаются региональным отделением Фонда с помощью компьютерной или множительной техники. Номер именного направления формируется как цифровой код, состоящий из:

первые цифры номера - код региона;

последующие цифры - порядковый номер именного направления.

Автотранспортные организации могут принимать именные направления на льготный бесплатный проезд от региональных отделений Фонда, расположенных в других субъектах РФ.

Региональные отделения Фонда, принявшие к оплате предъявленные автотранспортными предприятиями направления, выданные региональными отделениями других субъектов Российской Федерации, производят взаиморасчеты между собой.

Автотранспортные предприятия ежемесячно, не позднее 5 рабочих дней следующего за отчетным месяца, представляют региональному отделению Фонда счет на оплату выданных проездных документов, оформленных в обмен на направления, с приложением реестра граждан, получивших бесплатные проездные документы.

Не допускается возмещение региональным отделением фактических расходов граждан - получателей социальных услуг по самостоятельной оплате проезда в автомобильном транспорте до места санаторно-курортного лечения и обратно.

Как установлено, материалам дела и не оспаривается ответчиком в судебном заседании истец <данные изъяты>.

Ему, в связи с наличием показаний, как имеющему право на получение данной льготы, была предоставлена путевка в -ОРГАНИЗАЦИЯ1- <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Факт нахождения в данном санаторий истец подтверждает имеющейся справкой/л. д. 6/.

Как установлено материалами дела, истец самостоятельно приобрел себе билеты к месту следования до данного санатория объясняя это тем, что при предоставлении путевки о наличии возможности единовременно получить талон на приобретение билетов истцу не сообщили.

Факт несения расходов истец подтверждает представленными в материалы дела проездными документами: железнодорожный билет на поезд сообщением <адрес>, вагон купейный, дата отправления ДД.ММ.ГГГГ, стоимостьбилета -СУММА2-. Также истец предоставил билет сообщением <адрес> время убытия ДД.ММ.ГГГГ вагон купейный, стоимость билета -СУММА3-.

Помимо этого, истцом предоставлены билет на автобус 2 штуки по -СУММА4- каждый, билеты на пригородную электричку 2 шт. по -СУММА5- каждый.

Суд, изучив материалы гражданского дела, считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в части, а именно в размере взыскания в его пользу стоимости железнодорожных билетов междугородного и пригородного сообщения по следующим основаниям:

Исходя из сущности и назначения социальных услуг, а также смысла принятых государством на себя обязательств по их оказанию, следует, что лицо имеющее право на получение данной услуги должно быть ей обеспечено, в полном объеме.

Действительно, истцу предоставлена путевка в <адрес> санатории, тогда как местом его проживания является <адрес>. Следовательно, без обеспечения проезда к месту лечения, право на получение данного лечения становиться не возможным.

Как следует из пояснений истца, путевку ему предоставили в местном органе социальной защиты, и ничего не сказали, что истцу необходимо обратиться за талоном.

На основании изложенного, суд считает, что требования истца обоснованны, поскольку право на проезд в междугородном железнодорожном транспорте предоставлено истцу законом, доказательств тому, что истцу был вручен талон на получение бесплатного проезда, а он от него отказался и самостоятельно приобрел билет, суду не представлено. Кроме того, истец приобрел билеты именно на железнодорожный транспорт вагон купейный, следовательно, именно тем транспортом, который был ему предоставлен в случае предоставления талона на бесплатный проезд. Ответчик доказательств том, что истец приобрел билеты на такой вид транспорта, который не предусмотрен государственным контрактом, суду не предоставил.

Суд считает, неверной позицию представителя ответчика, о том, что истцу была предоставлена путевка, а он должен был отдельно обращаться в Фонд социальной защиты для получения талона на бесплатный проезд, поскольку, по мнению суда и путевка и талон на бесплатный проезд должны представляться одновременно. Поскольку без получения талона на бесплатный проезд, лицо, получающее особенную социальную защиту от государства в виде санаторно - курортного лечения не может воспользоваться своим правом на получение санаторно - курортного лечения.

Однако, суд считает, что не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании в его пользу стоимости проезда в части оплаты билета на автобус в размере -СУММА6-, поскольку, исходя из смысла положения п.4.1. приказа Минздравсоцразвития № 328 организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородным железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.

Таким образом, оплата поезда в городском автомобильном транспорте действующим законодательством не предусмотрена.

Истец заявил требование об индексации денежной суммы в связи со снижением покупательской способности денежной суммы на коэффициент 1,1 установленный Постановлением Правительства от 16.12.2009 года.

Суд считает, что требования истца о взыскании в его пользу индексации денежной суммы не основаны на законе, поскольку законодательством предусмотрена индексация уже присужденной денежной суммы в порядке ст. 208 ГПК РФ, то есть после вынесенного судом решения. Следовательно, взыскание индексации денежной суммы до вынесения решения суда не предусмотрено действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Взыскать с ГУ Пермское региональное отделение Фонда социального страхования в пользу Горюшкина Н. Н.ча -СУММА7-.

В удовлетворении исковых требований о взыскании с Фондасоциального страхования суммы оплаты проезда в автобусе в размере -СУММА6-, а также индексации взысканной судом суммы отказать.

Решение в течение 10-ти дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми краевой суд.

Судья                      Т.А. Никитина