Дело № 2-922(2012) Р Е Ш Е Н И Е. Именем Российской Федерации. 24 июля 2012 года. г. Пермь Свердловский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Черепановой О.Г., с участием: истца Кравченко Т.И., представителя Администрации Свердловского района г. Перми, - Старцевой М.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представитель Администрации г. Перми, - Садоева Е.О., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, представителя Управления по экологии и природопользованию Администрации г. Перми, - Садоевой Е.О., действующей на основании доверенности № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, представителя МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек» № б\н от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Пирожковой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко Т. И. к Администрации Свердловского района г. Перми, Администрации г. Перми, Управлению по экологии и природопользованию Администрации г. Перми о взыскании денежной компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л : Кравченко Т.И. обратилась в суд с иском к Администрации Свердловского района г. Перми о взыскании денежной компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ в седьмом часу утра она направлялась из дома на работу. Между домами № и № по <адрес> на нее набросилась стая бездомных собак. Одна собака напала сзади и покусала ей бедра обеих ног. При этом, некоторые собаки прыгнули к ее груди, лицу, шеи, от которых она не могла увернуться и отбиться. Этим она была очень сильно испугана, громко кричала и звала на помощь. Сразу же она обратилась за оказанием медицинской помощи. Хирург осмотрел ее и обработал раны, отправил в травмпункт проставить уколы против «бешенства». Ей были назначены уколы в течение трех месяцев без употребления спиртных напитков в течение года. До настоящего времени она испытывает физические и нравственные страдания от последствий нападения своры бродячих собак: испытывает чувство страха и тревоги, головные боли, плохой сон, долго испытывала боль от укушенной раны; на работу ей приходится ездить с пересадкой, минуя данное место. В связи с изложенным, просит взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере -СУММА-. В последующем представила уточненное заявление, согласно которого в качестве соответчика по делу привлекла Управление по экологии и природопользованию Администрации города Перми, (л.д. 40). В судебном заседании истец на иске настаивала в полном объеме; доводы, изложенные в заявлении, поддержала. Представитель ответчика Администрации Свердловского района г. Перми выразил свое несогласие с иском. Суду пояснил, что Администрация Свердловского района г. Перми является территориальным органом Администрации г. Перми, обладает специальной правоспособностью и действует строго в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Администрации г. Перми, утвержденном Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 года № 207. Согласно указанному Положению к компетенции Администрации района относится контроль за численностью безнадзорных животных на территории района, отлов бездомных животных и помещение их в специальные питомники не относится. В связи с отсутствием у Администрации района вышеуказанных полномочий, ответственность за неисполнение указанных функций она не несет. Представитель Администрации г. Перми суду пояснил, что в силу п.11.1 Правил содержания собак и кошек на территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 17.04.2007 года № 81 отлову подлежат безнадзорные собаки и кошки. Отлов производится исключительно по заявкам физических, юридических лиц и органов территориального общественного самоуправления. Поскольку заявка от Кравченко Т.И. в адрес службы не поступала, оснований для удовлетворения ее требований не имеется. Одновременно считает, что поскольку установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населению от болезней, общих для человека и животных, указанные полномочия относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Просит на данном основании в иске Кравченко Т.И. отказать. Аналогичная позиция была озвучена представителем Управления по экологии и природопользованию Администрации г. Перми, МКУ «Пермская городская служба по регулированию численности безнадзорных собак и кошек». Представитель 3-го лица Правительства Пермского края направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела без его участия, а также письменный отзыв по иску. Согласно данного отзыва, пока в Пермском крае не будет разработана, утверждена и не начнет реализоваться краевая программа обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Пермского края, проведение мероприятий по урегулированию численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальном питомнике не является полномочием Пермского края, как субъекта Российской Федерации. Выслушав доводы сторон по делу, исследовав письменные документы настоящего дела, а также материалы проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ отдела полиции № (дислокация <адрес>) Управления МВД РФ по г. Перми по заявлению Кравченко Т.И., суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Кравченко Т.И. по следующим основаниям. По правилам ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов…. В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав лица осуществляется, в том числе, и путем компенсации морального вреда. Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. В соответствии со ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: - вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; - вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; - вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; - в иных случаях, предусмотренных законом. В ходе анализа в судебном заседании совокупности доказательств по делу судом установлены следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ Кравченко Т.М., следуя по пути на работу, была подвергнута нападению со стороны стаи безнадзорных собак. Одна из собак напала сзади Кравченко Т.И. и нанесла ей укушенную рану обоих бедер, (л.д. 6). Во время обращения к врачу ей санировали укушенную рану, провели вакцинацию и рекомендовали обратиться к врачу - <данные изъяты>. В связи с данной ситуацией Кравченко Т.И обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчикам о взыскании в ее пользу денежной компенсации морального вреда. Требования свои обосновывала перенесенными испугом, чувством страха и тревоги, физической боли в области раны. В силу п. 3.2 Правил содержания собак и кошек на территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 17.04.2007 года № 81, Администрация города Перми организует отлов и временное содержание безнадзорных собак и кошек, в том числе, за счет средств городского бюджета осуществляет контроль за выполнением Правил содержания собак и кошек на территории города Перми. В силу п. 11.1 Правил подлежат отлову безнадзорные собаки и кошки. Отлов производится исключительно по заявкам физических, юридических лиц и органов территориального общественного самоуправления. Постановлением Администрации г. Перми от 11.05.2000 года № 193 в целях выполнения мероприятий по обеспечению безопасности людей от неблагоприятного воздействия домашних животных создано МУ «Пермская городская служба по организации содержания домашних животных», (л.д. 25-26). На основании постановления Администрации города Перми № 515 от 23.09.2011 года создано МКУ «Пермская городская служба по урегулированию численности безнадзорных собак и кошек» путем изменения типа существующего МУ «Пермская городская служба по организации содержания домашних животных» с сохранением основных целей деятельности МУ «Пермская городская служба по организации содержания домашних животных», (л.д. 30). В силу п. 3.1.17 Положения об управлении по экологии и природопользованию администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 года № 218, в целях организации мероприятий по охране окружающей среды на территории города, Управление организует и контролирует отлов бездомных животных, содержание собак и домашних животных, (л.д. 18-24). Согласно п. 9.5 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 54 от 06.05.2010 года, регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, (л.д. 33-34). Актами по отлову безнадзорных собак и кошек МУ «Пермская городская служба по организации содержания домашних животных» за сентябрь - ноябрь 2011 года, а также Отчетами об ее работе, подтвержден факт отлова указанных животных на территории города Перми, (л.д. 66-72). Таки образом, на основании указанного, суд приходит к выводу, что ответчиками фактически не допущено нарушений прав истца, в том числе, на безопасное нахождение на территории города Перми. Обязанность организовать деятельность по отлову безнадзорных собак Администрацией города Перми исполнена надлежащим образом: учреждена Пермская городская служба по организации содержания домашних животных, принимаются и исполняются заявки на отлов животных. Суд соглашается с позицией ответчика о том, что поскольку Правилами содержания собак и кошек на территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 17.04.2007 года № 81, отлов безнадзорных животных на территории города Перми осуществляется исключительно на основании заявки, а заявки по отлову данных животных, которая ответчиком была не исполнена, от Кравченко Т.И. в адрес данного органа не поступало, оснований для привлечения указанных ответчиков к гражданской ответственности не имеется. Обязанности же не допустить (предотвратить) появление безнадзорных собак на территории города Перми у Администрации города Перми вообще не имеется. Кроме того, Правилами содержания обязанность Администрации города Перми обеспечивать безопасность граждан от негативного воздействия безнадзорных собак не предусмотрена. Ответственность органов местного самоуправления за негативное воздействие на граждан безнадзорных собак законодательством также не предусмотрена. При этом, суд не может согласиться с мнением стороны ответчика о том, что ответственность по возмещению вреда должна быть возложена на Правительство Пермского края, поскольку считает, что проведение мероприятий по урегулированию численности безнадзорных животных путем отлова и содержания в специальных питомниках не относится к полномочиям Пермского края, как субъекта Российской Федерации. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требованиях Кравченко Т. И. к Администрации Свердловского района г. Перми, Администрации г. Перми, Управлению по экологии и природопользованию Администрации г. Перми о взыскании денежной компенсации морального вреда, - отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения через Свердловский районный суд г. Перми. Судья: О.Г. Черепанова.