2-2953/2012 - О признании распоряжения недействительным



Дело № 2-2953/2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                 23.07.2012 года                                                                                    г.Пермь

                 Свердловский районный суд г.Перми в составе

Председательствующего судьи Кетовой Л.Я.

при секретаре Сивковой И.Н.,

с участием представителя истицы Сырвачева А.А.,

представителя ответчиков администрации города Перми и департамента

земельных отношений администрации города Перми Чернышевой М.И.,

представителей третьего лица ООО «НОВОГОР-Прикамье»

Ананиной О.Г. и Елоховой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

                  Шашмуриной Н. Н. к администрации города Перми и департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании недействительными распоряжение начальника департамента земельных отношений администрации города Перми и ответа начальника отдела муниципального реестра земель департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе согласования местоположения границ земельного участка,                                                    

У С Т А Н О В И Л:

                 Истица обратилась в суд с иском, мотивируя его тем, что она является собственником кирпичного канализационно-насосной станции ( далее КНС) общей площадью -S1-., расположенной по <адрес>.

                  Постановлением главы администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок общей площадью -S2-., расположенный по <адрес>, был выделен в долгосрочную аренду (с учетом требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.567-96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».) под КНС. Указанный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ за номером .

                  В связи с вступлением в силу в ДД.ММ.ГГГГ новых санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00) у истца, как собственника КНС, возникла необходимость приведения правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым в соответствие с нормами действующего законодательства.

                  -ОРГАНИЗАЦИЯ1- подготовило заключение-обоснование для увеличения площади земельного участка под КНС до -S3- с учетом санитарно-защитной зоны. Данное заключение было представлено на публичные слушания, прошедших в ДД.ММ.ГГГГ., по результатам которых постановлением главы администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден новый межевой план территории, которым границы и площадь земельного участка под КНС изменены в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00 и представленными на рассмотрение документами.

                  -ОРГАНИЗАЦИЯ2- был подготовлен межевой план земельного участка, расположенного по <адрес>, с координатами границ, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ сотрудником архитектурно-планировочного управления администрации г. Перми. Указанный межевой план для согласования измененных в соответствии с постановлением главы администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ границ земельного участка по <адрес> с кадастровым был передан в департамент земельных отношений администрации г. Перми.

                  ДД.ММ.ГГГГ директору -ОРГАНИЗАЦИЯ2- ФИО1, выступающему от имени и по поручению истицы, ответом департамента земельных отношений администрации города Перми за было отказано в согласовании новых границ указанного выше земельного участка на том основании, что границы земельного участка с кадастровым не учитывают границ земельных участков с условными номерами (утвержденная ДД.ММ.ГГГГ Схема под строительство кабельной линии) .

                 С указанным отказом истица не согласна по следующим основаниям. В соответствии с Выпиской из муниципального реестра земель решение о предоставлении -ОРГАНИЗАЦИЯ3- краткосрочной аренды земельных участков с условными номерами , было принято ДД.ММ.ГГГГ, т.е. через полтора месяца после издания постановления главы администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной <адрес>».

                 Таким образом, распоряжение начальника департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ принято без учета положений постановления главы администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ , с нарушением требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00, ст.ст. 39,55 ФЗ РФ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», решения Пермской городской Думы от 26.06.2007г. № 143 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении правил землепользования и застройки города Перми», а также нарушает права и законные интересы истца.

                 Кроме того, земельный участок с кадастровым площадью -S2- фактически поставлен на кадастровый учет еще ДД.ММ.ГГГГ Изменение границ участка вызвано объективной необходимостью, а именно, внесением изменений в установленные нормы землеотведения для санитарно-защитных зон (п.2.6., п. 2.8., п.2.12., п. 4.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00).

                 Вышеуказанные распоряжение и отказ нарушает права и законные интересы истицы, поскольку последняя лишена возможности надлежащим образом внести необходимые изменения в площадь земельного участка (изменение границ отвода в согласованных поворотных точках) требуемую для размещения КНС, что препятствует нормальной эксплуатации КНС.

                 Просит признать недействительным распоряжение начальника департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ; признать недействительным ответ начальника отдела муниципального реестра земель департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе согласования местоположения границ земельного участка.

                В судебном заседании истица участие не принимала, извещена о судебном разбирательстве, просит рассматривать дело в ее отсутствие.

               Представитель истицы в судебном заседании настаивает на иске, представил в суд письменные пояснения ( л.д. 180-181 т.1).

               Представитель ответчиков департамента земельных отношении администрации города Перми, администрации города Перми иск не признал, представил в суд письменные отзывы ( л.д. 50-52, 60 - 62 т.1). Из пояснений представителя ответчиков и отзывов следует, что в департамент для согласования границ земельного участка по <адрес>, поступил межевой план, в котором местоположение границ земельного участка не соответствует местоположению границ с кадастровым номером , так как в кадастровом паспорте указана площадь -S2-, а истица просит согласовать границы на площадь -S3-, таким образом произошло увеличение на -S4-. городских земель. В соответствии со ст.ст.38,39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Поскольку у истца отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, то при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка. Ранее в ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок площадью -S2- в аренду отводился под КНС -ОРГАНИЗАЦИЯ4- и с этого момента сложилось фактическое пользование земельным участком площадью -S2- Кроме того, границы уточняемого земельного участка не учитывают границ смежных земельных участков , .

                  Представители третьего лица ООО «НОВОГОР-Прикамье» с иском не согласны, представили письменные отзывы и пояснения ( л.д. 92-94 т.1, л.д.1-2, 24-26 т.2).

Из пояснений представителя третьего лица следует, что создание санитарно-защитной зоны для КНС не является основанием для увеличения площади земельного участка истицы за счет земель ООО «НОВОГОР-Прикамье», истица имеет право устанавливать такие зоны в пределах занимаемого ею земельного участка. Истица КНС не использует по назначению, все соответствующие договора заключены у ООО «НОВОГОР -Прикамье». Несмотря на то, что земельный участок истицы поставлен на кадастровый учет, но он не сформирован. Считают, что требования истицы основаны на неправильном толковании законодательства и нарушают права ООО «НОВОГОР-Прикамье», просят в удовлетворении иска отказать.

                 Суд, выслушав представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.

        В п. 1 ст. 30, п. 1,2 ст. 31 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

                 Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

        Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

                 В соответствии с п.п. 1,2,9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

                 Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

                 При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

                 Согласно п.п. 1,2 ст. 39 вышеуказанного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

                 Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

                  Из положений ст. 40 указанного закона следует, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

                  Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

                  Судом установлено, что Шашмурина Н.Н. является собственником здания канализационно - насосной станции общей площадью -S1-, расположенной по <адрес> ( л.д. 7 т.1). У Шашмуриной Н.Н. по вышеуказанному адресу находится в пользовании земельный участок общей площадью -S2-. Ранее указанный земельный участок был предоставлен -ОРГАНИЗАЦИЯ4- в аренду сроком на 15 лет под канализационно - насосную станцию на основании постановления главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 54 -56 т.1). Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер ( л.д.8 т.1).     

                   Распоряжением начальника департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ на основании справки о резервировании адреса от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства от ДД.ММ.ГГГГ общей площадью -S5- ( участок --S6-, участок - -S7-, участок --S8-) по <адрес> ( л.д. 111, 166 т.1).

                   Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ , с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной <адрес> и других улиц, от ДД.ММ.ГГГГ и заключения о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ администрация города Перми постановила утвердить проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес> и другими улицами. Функциональным подразделениям, функциональным и территориальным органам администрации города Перми в своей деятельности руководствоваться утвержденным проектом планировки в части установления красных линий и проектом межевания территории ( л.д. 33 т.1).

                   Распоряжением начальника департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены ООО «НОВОГОР-Прикамье» в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельные участки площадью -S8- с кадастровым номером для выноса ( строительства) водопровода по <адрес>, площадью -S7- с кадастровым номером для строительства подводящих сетей канализации по <адрес>, площадью -S6- с кадастровым номером для строительства комплектной насосной станции по <адрес> ( л.д. 53 т.1).

                   Образованные ООО «НОВОГОР-Прикамье» земельные участки ДД.ММ.ГГГГ были поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров: у земельного участка площадью -S8- кадастровый номер , у земельного участка площадью -S7-. - , земельного участка площадью -S6-. -. В отношении всех участковых были подготовлены землеустроительное дело и межевые планы ( л.д. 94-109,130-177 т.1).

                  Таким образом, вышеуказанные земельные участки были предоставлены ООО «НОВОГОР-Прикамье» в соответствии с решениями уполномоченных органов и в соответствии с нормами действующего законодательства.

                  В ДД.ММ.ГГГГ по заказу истицы -ОРГАНИЗАЦИЯ1- подготовил заключение - обоснование площади земельного участка, согласно которому для функционирования канализационно - насосной станции необходима площадь земельного участка -S3- ( л.д. 9-32 т.1).

                  Также истицей был подготовлен межевой план земельного участка по <адрес>, с указанием площади земельного участка в размере -S3-., который был представлен для согласования в департамент земельных отношений администрации города Перми.

                 Ответом начальника отдела муниципального реестра земель департамента земельных отношений администрации г. Перми ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в согласовании местоположения границ земельного участка в связи с тем, что местоположение земельного участка, указанного в межевом плане, не соответствует местоположению земельного участка с кадастровым номером . Границы уточняемого земельного участка не учитывают границ земельных участков с условными номерами , ( л.д. 36 т.1).

                 Согласно кадастровой выписки о земельном участке истицы с кадастровым номером граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В связи с отсутствием графических сведений, обременений и частей земельного участка, сведений об уточнении границ и поворотных точек границ земельного участка разделы КВ 2,КВ 3, КВ 4, КВ 5 и КВ 6 по данному земельному участку не могут быть предоставлены ( л.д. 8 т.1). Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что границы земельного участка истицы площадью -S2- не были определены. Следовательно, границы земельных участков, выделенных ООО «НОВОГОР - Прикамье», не могут накладываться на границы земельного участка истицы площадью -S2- и тем самым нарушать права истицы на пользование ее земельным участком, земельный участок истицы фактически не сформирован. Доказательства обратного суду не представлены.

                  В обоснование исковых требований в части увеличения площади ее земельного участка истицей указана необходимость соблюдения положений СанПиН 2.1/2.1.1.984-00, СанПиН 2.2.1/2.1.1.567 -96 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» о санитарной зоне около КНС. Однако, истица не представила доказательства эксплуатации КНС соответствии с ее назначением и соответственно необходимость увеличения земельного участка для безопасной эксплуатации КНС до -S3-. Судом установлено, что прием сточных вод от жилых домов № по <адрес> осуществляет ООО «НОВОГОР - Прикамье», у которого заключены соответствующие договоры ( л.д. 117-129 т.1).

                 В соответствие с ч. 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ допускаются ограничения прав на землю в случае особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством РФ

                 Таким образом, указанные нормы права не содержат запрета на оборот земель в границах такой зоны. Из положений п.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003г. №38, целью установления санитарно-защитных зон является обеспечение безопасности населения и соблюдение условий использования опасных производственных объектов. Установление режима санитарно-защитных зон не имеет целью предоставление соответствующих земель лицу, у которого имеется какой-либо объект с опасной производственной деятельностью, а лишь предполагает режим использования таких земель с ограничениями. При этом наличие санитарно-защитной зоны не является основанием для предоставления в пользование либо в собственность земельного участка. Поэтому у истицы отсутствует законное право требования предоставления ей в пользование чужого земельного участка для установления для своего объекта санитарно-защитной зоны.

                  В соответствии с п.4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 28.10.2008г. № 315, предварительное согласование места размещения объектов, с оформлением Актов выбор земельных участков, осуществляется для размещения и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры.

                  Из положений п.1.6.3 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы № 260 от 23.10.2007г., предусмотрено, что предоставление земельного участка невозможно, если в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка.

                  Истица фактически претендует на земельный участок, который был выделен ООО «НОВОГОР-Прикамье». Однако, как было установлено судом, ООО «НОВОГОР-Прикамье» был выдан акт о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в дальнейшем распоряжение земельным участком, в отношении которого имеется акт о выборе земельного участка для ООО «НОВОГОР-Прикамье» и предоставление истице указанного земельного участка невозможно, поскольку у ООО «НОВОГОР - Прикамье» имеется преимущественное право на получение этого земельного участка.

                  Поскольку в ходе проверки департаментом земельных отношений администрации города Перми было установлено наложение границ с уже утвержденной схемой земельных участков для ООО «НОВОГОР-Прикамье», а оформление прав ООО «НОВОГОР-Прикамье» на земельные участки было произведено в соответствии с требованиями ст.ст. 30, 31 ЗК РФ, Федерального закона от 24.07.2007г.№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным Решением Пермской городской Думы от 28.10.2008г. №315, то начальник департамента земельных отношений администрации города Перми был вправе отказать в согласовании местоположения границ земельного участка истицы в размере -S3-.

                Поэтому суд приходит к выводу о том, что распоряжение начальника департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ и ответ начальника отдела муниципального реестра земель департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ об отказе согласования местоположения границ земельного участка площадью -S3- соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав истицы. Следовательно, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

                Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

                В удовлетворении исковых требований Шашмуриной Н. Н. к администрации города Перми и департамента земельных отношений администрации города Перми о признании недействительными распоряжения начальника департамента земельных отношений администрации города Перми и ответа начальника отдела муниципального реестра земель департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе согласования местоположения границ земельного участка отказать.

                Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми.

                 Судья                                                                                                Л.Я.Кетова