2-3178/2012 - О признании отсутствующим права собственности на жилое помещение



Дело № 2-3178/2012

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь        04 октября     2012 года

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

судьи Чебыкина В.Л.

при секретаре Басалгиной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Администрации Свердловского района г. Перми к Ботовой М. Г., Харламовой Т. П. о признании отсутствующим права собственности на нежилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Свердловского района г. Перми обратилась в суд с иском к Ботовой М.Г., Харламовой Т.П. о признании отсутствующим право собственности на нежилое помещение, площадью -S-., инвентаризационный номер , литер А, а6 на первом этаже по <адрес>.

Свои требования мотивировала тем, что в ходе осуществления полномочий администрацией района принято заявление о переводе помещения от ДД.ММ.ГГГГ с пакетом документов в соответствии с ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, поступившее от Пекелис О.В., Харламова Д.В.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 ЖК РФ администрацией Свердловского района г. Перми издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе жилых помещений Пекелис О.В., Харламовым Д.В. в нежилые помещения». В вышеуказанном постановлении указаны условия, при которых возможен перевод жилых помещений Пекелис О.В., Харламова Д.В. общей площадью -S- по <адрес> в нежилые помещения, а именно:

- при проведении работ по устройству проемов во внутренней несущей стене, разборке подоконной части наружной стены, закладке дверного проема кирпичом, демонтажа существующих перегородок с установкой новых из керамического кирпича, устройства звукоизоляции стен и перекрытия смежных жилых квартир, устройству крыльца, входа и эвакуационного выхода и других работ в соответствии с проектом;

- при получении Пекелис О.В., Харламовым Д.В. согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство жилого помещения под магазин продовольственных товаров в связи с присоединением к нему общего имущества в многоквартирном доме - земельного участка в соответствии со ст. 36 и 40 Жилищного Кодекса РФ.

Пекелис О.В., Харламов Д.В. не выполнили условия постановления администрации Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе жилых помещений Пекелис О.В., Харламовым Д.В. в нежилые помещения», в части получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство жилого помещения под магазин продовольственных товаров в связи с присоединением к нему общего имущества в многоквартирном доме земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Свердловского района г. Перми принято от собственников жилых помещений заявление о назначении приёмочной комиссии, в связи с окончанием работ по перепланировке и переустройству в целях перевода помещений из жилого в нежилые помещения по <адрес>, <адрес>.

Главой администрации Свердловского района города Перми издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О создании приемочной комиссии и выдаче акта приемочной комиссии Пекелису О.В., Харламову Д.В. При этом заявителями Пекелисом О.В., Харламовым Д.В. не выполнены условия перевода, а именно не получено письменное согласие всех собственников на уменьшение общего имущества собственников многоквартирного дома, что в свою очередь повлекло нарушение прав собственников общего имущества многоквартирного дома. В связи с отсутствием достоверной информации об исполнении условий перевода, членами приемочной комиссии подписан акт от ДД.ММ.ГГГГ приёмочной комиссии, утвержденной распоряжением главы администрации Свердловского района города Перми от ДД.ММ.ГГГГ о завершении переустройства и /или перепланировки помещения.

Проект перепланировки квартир , по <адрес>, предоставленный заявителями Пекелис О.В., Харламовым Д.В. предусматривал пробивку проема во внутренней несущей стене, что в свою очередь должно быть произведено в соответствии с градостроительным кодексом, так как данный вид работ затрагивает конструктив здания и относится к работам по реконструкции.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на реконструкцию застройщик направляет в уполномоченные органы заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением перечня документов, указанных настоящей статьей.

Следует обратить внимание на то, что понятие «реконструкция» «переустройство, перепланировка» не тождественны. Эти работы отличаются по своим целям и задачам, которые регламентированы разными законами.

Так, переустройство жилого помещения представляет собой установи, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения это изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В некоторых случаях возможна реконструкция помещения. Данное понятие содержится в статье 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ действующего на момент принятия решения администрацией района о переводе спорных жилых помещений.

Реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений, объектов, строительство которых не завершено за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек), их частей (высоты, количества этажей, площади; показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

В представленном заявителями проекте содержатся следующие признаки реконструкции части объекта капитального строительства - жилого дома: комплекс строительных работ в жилом помещении затрагивает конструктивные элементы здания (пробивка дверного проема во внутренней несущей стене здания).

Данная позиция подтверждается п. 1.5. Регламента взаимодействия подразделений территориальных органов администрации города Перми по согласованию проведения переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах в городе Перми, утвержденного постановлением администрации города Перми от 7 июля 2008 г. N 630 (далее Регламент), согласно которого устройство проемов в несущих стенах относится к работам по реконструкции объектов капитального строительства.

На основании вышеизложенного акт от ДД.ММ.ГГГГ приёмочной комиссии подписан администрацией Свердловского района неправомерно, с нарушением жилищного и градостроительного законодательства.

По факту нарушения жилищного законодательства в адрес администрации района прокурором Свердловского района вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства. В вышеуказанном представлении администрации района указано на необходимость осуществлять при приемке помещений контроль за выполнением заявителями всех условий, содержащихся в правовых актах главы администрации Свердловского района города Перми о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые помещения, осуществлять контроль при приемке помещений и впредь не допускать нарушений Жилищного кодекса РФ, а именно ст. 36 «Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме», о 40 «Изменение границ помещений в многоквартирном доме».

Для устранения нарушений Жилищного законодательства администрацией района направлены заинтересованным лицам (собственникам переведенных помещений, членам комиссии, УФРС по Пермскому краю) письма - уведомления об отзыве подписи председателя комиссии, первого заместителя главы администрации района и признании акта от ДД.ММ.ГГГГ «О завершении переустройства и перепланировки...», подписанного комиссией, недействительным до полного исполнения заявителями условий перевода помещений, указанных в Постановлении администрации Свердловского района города Перми от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе жилых помещений Пекелис О.В., Харламовым Д.В. в нежилые помещения».

В адрес собственников спорного помещения администрацией направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства.

Представитель истца в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.

Ответчики в судебное заседание не явились, извещались.

К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Пекелис О.В., Харламов Д.В., Управление Россреестра, которые в судебное заседание не явились, извещались.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Администрация района является территориальным органом администрации города Перми, действует в соответствии с Типовым положением о территориальном органе администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 207 (далее Типовое положение).

В соответствии с п.п. 3.21.3., 3.21.4. Типового положения к компетенции администрации района относится:

осуществление перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение,

осуществление приема помещения по факту перевода путем оформления акта приемочной комиссии, подтверждающего окончание перевода помещения.

Глава 3 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) подробно регламентирует процедуру оформления перевода жилых и нежилых помещений, определяет алгоритм действий, как собственника, так и органа местного самоуправления при осуществлении перевода помещений.

Согласно ч. 2 ст. 22 ЖК РФ в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое названо наличие доступа (отдельного входа) к переводимому помещению без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям (например, коридора, подъезда), или наличие технической возможности оборудовать такой доступ (например, переоборудовать окно под дверь, прорубить в стене отверстие для двери).

Поскольку жилые помещения в многоквартирных домах, за редким исключением, не оборудованы отдельными выходами на улицу, то для осуществления перевода необходимо произвести работы по перепланировке и реконструкции помещения (т.е. изменить параметры объектов капитального строительства и их частей).

В соответствии с ст. 36 ЖК РФ «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

1. Верховный Суд РФ в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008 года (в ред. от 05.12.2008), высказал свое мнение о праве органа местного самоуправления на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в многоквартирном доме в нежилое требовать от заявителя представления согласия других собственников, если из представленного заявителем проекта следует необходимость проведения работ по реконструкции дома и (или) предоставления заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что данный земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован (установлены его размеры и границы) и в отношении его проведен кадастровый учет, как того требуют положения ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"

Часть 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.

Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.

Однако, как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, п. п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").

При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома, либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего имущества - земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч. ч. 2, 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования администрации Свердловского района г. Перми подлежат удовлетворению, поскольку Пекелис О.В., Харламов Д.В. не выполнили условия постановления администрации Свердловского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе жилых помещений Пекелис О.В., Харламовым Д.В. в нежилые помещения», в части получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство жилого помещения под магазин продовольственных товаров в связи с присоединением к нему общего имущества в многоквартирном доме - земельного участка.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отсутствующим право собственности Ботовой М. Г. на нежилое помещение площадью -S-., инв. , литер А, а6 на первом этаже по <адрес>.

Признать отсутствующим право собственности Харламовой Т. П. на нежилое помещение площадью -S-., инв. , литер А,а6 на первом этаже по <адрес>.

Обязать Ботову М. Г. при удовлетворении судом исковых требований прекратить использование помещения площадью -S-., инв. , литер А,а6 на первом этаже по <адрес> в качестве нежилого с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Харламову Т. П. при удовлетворении судом исковых требований прекратить использование помещения площадью -S-., инв. , литер А,а6 на первом этаже по <адрес> в качестве нежилого с момента вступления решения суда в законную силу.

Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности Ботовой М. Г. на нежилые помещения площадью -S-., инв. , литер А, а6 на первом этаже по <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности Харламовой Т. П. на нежилые помещения площадью -S-., инв. , литер А, а6 на первом этаже по <адрес>.

Заявление об отмене заочного решения ответчик подать в суд в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Судья:                         В.Л. Чебыкин