Дело № 12-498 12.09.2012 г. Р Е Ш Е Н И Е Судья Свердловского районного суда г. Перми Роготнева Л.И. при секретаре Поспеловой О.С. с участием представителей юридического лица Дреминой Г.В. - генерального директора, Логиновой В.В., Логинова О.А. (по доверенности) рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Пермь, ул. Г.Хасана д.6, административное дело по жалобе ООО «Стабильно Вкусное Питание» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, заместителя руководителя управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Роспотребнадзор) Акимовой Л.Н. о наложении административного штрафа, у с т а н о в и л а: Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стабильно Вкусное Питание» признано виновным в том, что при проведении плановое проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в -ОРГАНИЗАЦИЯ1- по <адрес> было выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ обществом при организации структуры питания в образовательном учреждении не разработан рацион питания для данного учреждения - на производстве отсутствует сборник технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий для школьных образовательных учреждений, а используется сборник рецептур для предприятий общественного питания, что не гарантирует физиологически обоснованный режим питания, в нарушение п.6.1 СанПиН 2.4.5.24009-08«Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждения начального и среднего профессионального образования». В нарушение требований п.6.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 не разработано пеню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи, применительно к условиям данного учреждения. Не выполнено требование п.6.5.СанПиН 2.4.5.2409 -08 меню не согласовано с руководителем -ОРГАНИЗАЦИЯ1- и территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор. Общество, осуществляя организацию питания, рассчитанную для работы на полуфабрикатах, работает на сырье (принимается кура тушами, рыба замороженная пластами, неочищенная свекла) в нарушение требований п.5.1. СП 2.3.6.1079 -01 «Саниратно -эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» п.2.5 СанПиН 2.4.5.2409-08. Обществом для обработки сырой птицы не выделен отдельный стол, разделочный и производственный инвентарь, что является нарушением требований п.8.9 СанПин 2.4.5.2409-08. В обществе не созданы условия первичной обработки овощей, включающую сортировку, мытье и очистку (принимается неочищенная свекла), что является наруш9ением п.8.12 СанПиН 2.4.5.2409-08. Обществом производство готовых блюд осуществляется не в соответствие с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготовления блюд и кулинарных изделий (так 12.03.2012г. приготовление омлета с сосисками осуществлялась без технологической карты на блюдо; имеющиеся технологические карты оформлены без раздела технологии приготовления и требования к качеству, что является нарушением п.6.11 СанПиН 2.4.5.24009-08. Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в организации общественного питания образовательных учреждений осуществляется без соответствующих документов, подтверждающих их качество и безопасность (12.03.2012г. приняты без сопроводительных документов мясо, сосиски) реализуется пищевая продукция, не имеющая маркировки (мясо), что является нарушением п.6.25 СанПиН 2.4.5.2409-08. По состоянию на 20.03.2012г. столовая общеобразовательного учреждения не обеспечена в достаточном количестве столовой посудой (так для второго блюда используются тарелки для салатов), что является нарушением п.4.7 СанПиН 2.4.5.2409-08. Персонал пищеблока нее обеспечен специальной санитарной одеждой (халат или куртка, брюки, головной убор, легкая нескользкая рабочая обувь) в количестве не менее 3х комплектов на одного работника в целях регулярной её замены (имеется только 2 комплекта санитарной одежды), что является нарушением п.13.3 СанПин 2.4.5.2409-08.Обществом в учреждении для обеспечения питанием всех обучающихся используется примерное меню (ксерокопия примерного меню -ОРГАНИЗАЦИЯ2- ДД.ММ.ГГГГ выпуска, <адрес>, неадаптированного у 4словиям -ОРГАНИЗАЦИЯ1-) на летнее-осенный период (время проведения проверки март 2012г. - весна). С 1.03.2012г. меню-раскладки в учреждении не составляются, о чем свидетельствует докладная написанная директору -ОРГАНИЗАЦИЯ1- от врача - педиатра. Меню - раскладка, оформленная ДД.ММ.ГГГГ не имеет подписи руководителя учреждения, врача, бухгалтера, что является нарушением п.6.4 СанПин 2.4.5.2409-08. 20.03.2012г. обществом произведен прием пищевых продуктов и продовольственного сырья - кисель плодово - ягодный (производитель ИП ФИО1) без сопроводительных документов, что является нарушением п.6.26 СанПиН 2.4.5.2409-08. 20.03.2012г. в 11 час. 30 мин. в холодильнике, установленном в мясном цехе, имеются остатки пищи от предыдущего приема, приготовленного 19.03.2012г. (6 порций отварной рыбы на противне). Кроме того, на столе готовая продукция вблизи раздачи, находятся порционные помидоры с признаками недоброкачественности (гнилые места помидор - черные около плодоножки) обрезаны и порционированы по 80-100г, что является нарушением п.6.25 приложения 7 СанПиН 2.4.5.2409 - 08, т.е. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.6.6 КоАП Российской Федерации. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 20000 руб. В жалобе ООО «Стабильно Вкусное Питание» просит постановление отменить, а производство по делу прекратить, указало, что оно с постановлением в части рациона питания для детей не согласно, т.к. для организации питания детей в -ОРГАНИЗАЦИЯ1- оно пользуется рационом питания для учащихся с 7 до 11 лет, и с 11 лет и старше, которое разработано -ОРГАНИЗАЦИЯ2-, одобренном зам. управления Роспотребнадзора Хорошавиным В.А. ДД.ММ.ГГГГ Этот же рацион был согласован этим же должностным лицом обществу для использования в аналогичном образовательном учреждении - -ОРГАНИЗАЦИЯ1- в <адрес>. Не согласно общество с указанным нарушением, что оно не согласовало меню с руководителем -ОРГАНИЗАЦИЯ1- и управлением, т.к. директор -ОРГАНИЗАЦИЯ1- отказывалась подписывать меню, нарушая условия муниципального контракта, как до проведения проверки в -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, так и после проведения проверки, несмотря на то, что общество неоднократно обращалось к ней как 3стно, так и письменно. Не согласно общество и указанием, что оно нарушает условия работы - на полуфабрикатах, а фактически работает на сырье. Общество для приготовления работает только на полуфабрикатах - рыбе замороженной пластами. Сырьем рыба является, если поставляется неочищенной с головой, внутренностями и т.д. Согласно «Сборнику технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий для школьных образовательных учреждений, школ - интернатов, детских домов и детских оздоровительных учреждений», разработанному -ОРГАНИЗАЦИЯ3-, в частности технологические карты № 35 «Борщ из свежей капусты», № 37 «Борщ с капустой и картофелем» устанавливают, что свеклу для приготовления этих блюд отваривают целиком в кожуре, очищают, охлаждают, нарезают соломкой. Поэтому на кухне присутствовала мытая неочищенная свекла. Обществу непонятно - почему это неизвестно сотрудникам управления Роспотребнадзора. Не согласно с тем, что оно не имеет необходимого количества посуды для организации питания в -ОРГАНИЗАЦИЯ1-. Вся имеющая посуда была предъявлена проверяющим, но они тарелки считать отказались. Документов в -ОРГАНИЗАЦИЯ1- не было, т.к. они хранятся в бухгалтерии общества, потому что являются документами отчетности. Не согласны с тем, что для питания учащихся использовались недоброкачественные помидоры, в связи с тем, что отсутствуют какие- либо доказательствами данному факту. Поэтому общество необоснованно было привлечено к административной ответственности. В суде представителю юридического лица поддерживают доводы жалобы. Представитель Логинова Н.В. пояснила, что общество не уведомлялось управлением о проведении проверки, не просило представить какие - либо документы, им не известно были ли жалобы на работу общества в -ОРГАНИЗАЦИЯ1-. Общество приступило к работе в -ОРГАНИЗАЦИЯ1- с ДД.ММ.ГГГГ- с момента заключения контракта, -ОРГАНИЗАЦИЯ1- им фактически никакое оборудование не передавала. Посуду они закупили сразу в необходимом количестве. На все документы - мясо, рыбу, куру у них имеются все необходимые документы, в т.ч. и ветеринарные справки. Данные продукты они завозят в -ОРГАНИЗАЦИЯ1- только как полуфабрикаты, которые готовят в своих заготовительных цехах, имеют все необходимые внутренние накладные на отпуск и прием поваром в -ОРГАНИЗАЦИЯ1- продуктов. Сборник технологических карт и рационы питания для организации питания они закупили заблаговременно в -ОРГАНИЗАЦИЯ2-, т.к. они были согласованы управлением Роспотребнадзора. Рацион им управлением уже согласован также без подписи директора -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, потому что она заявила им, что её не интересуют проблемы питания учеников. Фактически в марте проверяли работу -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, а не общества. Копию акта проверки им не вручали. Выслушав представителей юридического лица, исследовав материалы к постановлению №, материал проверки в отношении -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, считаю, что постановление должностного лица подлежит отмене. Статья 6.6 КоАП Российской Федерации устанавливает, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Статья 17 федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52- ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования. Согласно ст. 28 ч.1 закона, в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждения, учреждениях начального и среднего профессионального образования, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача № 45 от 23.07.2008г. предусматривает: П.2.5. Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений для организаций общественного питания образовательных учреждений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, исключающим встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. П.4.7. Столовые общеобразовательных учреждений обеспечиваются достаточным количеством столовой посуды и приборами, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место, в целях соблюдения правил мытья и дезинфекции в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил, а также шкафами для ее хранения около раздаточной линии. П.6.1. Для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, следует разрабатывать рацион питания. П.6.3. На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). П.6.4. Для обеспечения здоровым питанием всех обучающихся образовательного учреждения необходимо составление примерного меню на период не менее двух недель (10 - 14 дней), в соответствии с рекомендуемой формой составления примерного меню (приложение 2 настоящих санитарных правил), а также меню-раскладок, содержащих количественные данные о рецептуре блюд. П.6.11. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Технологические карты должны быть оформлены в соответствии с рекомендациями (приложение 5 настоящих санитарных правил). Описание технологического процесса приготовления блюд, в т.ч. вновь разрабатываемых блюд, должно содержать в себе рецептуру и технологию, обеспечивающую безопасность приготавливаемых блюд и их пищевую ценность П.6.25. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и в соответствии с принципами щадящего питания не допускается использовать пищевые продукты и изготавливать блюда и кулинарные изделия в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил, указанных в приложении 7. П.6.26. Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в организации общественного питания образовательных учреждений должен осуществляться при наличии соответствующих документов (например, удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов, документов ветеринарно-санитарной экспертизы, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение, сертификата соответствия, декларации о соответствии), подтверждающих их качество и безопасность, а также принадлежность к определенной партии пищевых продуктов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, а также результаты лабораторных исследований сельскохозяйственной продукции, должна сохраняться в организации общественного питания образовательного учреждения до окончания использования сельскохозяйственной продукции. Не допускается к реализации пищевая продукция, не имеющая маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации. П.8.9. Для обработки сырой птицы выделяют отдельные столы, разделочный и производственный инвентарь. П.8.12. Первичная обработка овощей включает сортировку, мытье и очистку. Очищенные овощи повторно промывают в проточной питьевой воде не менее 5 минут небольшими партиями с использованием дуршлагов, сеток. При обработке белокочанной капусты необходимо обязательно удалить 3 - 4 наружных листа. П.13.3. Персонал должен быть обеспечен специальной санитарной одеждой (халат или куртка, брюки, головной убор, легкая нескользкая рабочая обувь) в количестве не менее трех комплектов на одного работника, в целях регулярной ее замены. П.5.1. СП 2.3.6.1079-01 «Организация общественного питания. Санитарно -эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно - эпидемиологические правила», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 31 от 8.11.2001г., указывает, что объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. На доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится. Из требований ст. 28.1 ч.1 п.1 КоАП Российской Федерации следует, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; Ч. 3. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Ч. 4. п.3. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Исходя из требований ст. 30.6 ч.3 КоАП Российской Федерации, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Статья 10 федерального закона Российской Федерации № 294- ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает, что ч.1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Ч.2. п.2. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: Ч.5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Ч.8. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения. Ч.9. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки. Ч.10. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения. Ч.12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов. Ч.16. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Из исследованных доказательств - протокола от ДД.ММ.ГГГГ № в административном деле в отношении ООО «Стабильно Вкусное Питание», акта по результатам плановое проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, расположенной по <адрес>, из распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГв административном деле в отношении -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, следует, что проводилась плановая проверка в отношении общеобразовательного учреждения на соблюдение обязательных требований данным учреждением, в т.ч. и требований СанПиН 2.4.5.2409-08. В данных административных делах отсутствуют какие- либо основания для проведения внеплановой проверки в отношении ООО «Стабильно Вкусное Питание», но, как видно из акта плановой проверки в отношении -ОРГАНИЗАЦИЯ1-, одновременно велась проверка деятельности ООО «Стабильно Вкусное Питание». Также из этих административных дел следует, что при установлении ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований санитарных норм и правил, административное дело уполномоченным должностным лицом не возбуждалось, но проверка деятельности общества проводилась, при этом акт проверки по выявленным нарушениям у ООО «Стабильно Вкусное Питание» не составлялся, копия его обществу не вручалась. Следовательно, исследованными доказательствами установлено, что проведение проверки в отношении ООО «Стабильно Вкусное Питание» было проведено в нарушение требований закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также требований норм КоАП Российской Федерации, следовательно, акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ являются недопустимыми доказательствами, которые получены в нарушение требований закона. Иных доказательств подтверждающих наличие в действиях ООО «Стабильно Вкусное Питание» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП Российской Федерации не установлено. Поэтому постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении общества к административное ответственности подлежит отмене. Согласно требованиям ст. 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения. Следовательно, в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих в действиях ООО «Стабильно Вкусное Питание» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП Российской Федерации, производство по административному делу в отношении общества подлежит прекращению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п. 3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья Р Е Ш И Л А: Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по <адрес> в отношении ООО «Стабильно Вкусное Питание» отменить, производство по административному делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Решение в течение 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми. Судья: Л.И.Роготнева.