Дело № 5 - 45/2010 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 2 февраля 2010 года г.Пермь Федеральный судья Свердловского районного суда г. Перми Коневских О.В. в присутствии секретаря Нилоговой Е.М. с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Сотниковой Е.В., законного представителя ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» -ДОЛЖНОСТЬ1- Фризена В.Н., защитника Мусаева К.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница», у с т а н о в и л: При проведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки в отношении ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница», осуществляющего медицинскую деятельность в корпусах по <адрес> выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений и зданий, а именно: 1. В отделении № 3 не оборудован отдельный вход для приема и выписки больных, что является нарушением п. 3.15 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров». 2. Не оборудованы в отделениях № 2,3,4,5,6,7 приемно-смотровые боксы, что является нарушением п. 3.15.1 СанПиН 2.1.3.1375-03. 3. Не проведено незамедлительное устранение текущих дефектов, а именно: имеются дефекты внутренней отделки: в отделении № 4 в коридоре над раковиной выпала одна плитка; в отделении № 5 имеются следы потеков в коридоре на потолке, облупленность отделки на потолке, трещины, в буфетной облупленность на потолке; в отделении для ВИЧ-инфицированных больных в палате № 105 линолеум не подведен под плинтус, в палате № 106 в месте проводки коммуникаций имеется незагерметизированное отверстие, в комнате хранения грязного белья линолеум не подведен под плинтус; в отделении № 6 в комнате чистого белья протечки на потолке, в буфетной и гардеробной облупленность на потолке; в отделении № 3 в процедурной на стене дефекты покраски, в буфетной линолеум местами порван, в коридоре потолок облупленный, дефекты линолеума, стены поражены грибком, в санузле для женщин потолок облупленный, в палате № 1 облупленный потолок, стены, имеются следы протечек, в палате № 5 дефекты линолеума, в палате № 8 протечки на потолке и трещины, в санузле для персонала дефекты линолеума, в ординаторской дефекты линолеума; в отделении для больных с вирусными гепатитами в санузле мужском имеются следы протечек; в гепатоцентре в кабинете регистрации больных линолеум не подведен под плинтус, что является нарушением п. 10.3 СанПиН 2.1.3.1375-03 4. Не оборудованы в санузлах боксов №№ 2, 3, 4, 5 ванны, что является нарушением п.3.15.2 СанПиН 2.1.3.1375-03 5. Не оборудованы окна для передачи пищи, лекарственных средств и белья в нарушение п.3.15.3 СанПиН 2.1.3.1375-03 8. Не оборудованы в палатах №№ 9, 11 отделения № 4, во всех палатах отделения № 3 раковины с подводкой холодной и горячей воды, что является нарушением п. 5.5 СанПиН 2.1.3.1375-03 9. Не оборудованы в качестве резервного источника горячего водоснабжения электроводонагревательные устройства непрерывного действия в процедурных кабинетах отделений №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, реанимации, клинико-диагностической лаборатории, в смотровой отделения №6,7, в ванных комнатах всех отделений, что является нарушением п. 5.4 СанПиН 2.1.3.1375-03 10. Допущено в отделении № 4 временное хранение грязного белья в ванной комнате в ларе, не в отдельном помещении (здесь же санузел для сотрудников, здесь же хранятся чистые матрацы, одеяла и подушки после обработки); допущено в отделении № 5 установку ларя с грязным бельем в ванной комнате, где нет бактерицидной лампы, здесь же санузел женский, хранится уборочный инвентарь; допущено в комнате хранения грязного белья отделения № 7 отсутствие вентиляции, нет раковины с проточной водой (оборудован рукомойник с ведром); допущено в отделении № 6 в комнате хранения грязного белья отсутствие вентиляции, что является нарушением п. 10.9.2 СанПиН 2.1.3.1375-03 Допущена в отделении реанимации установка шкафа с одеждой в помещении приема пищи и отдыха, в гепатоцентре - в кабинетах врачей, количество шкафов в отделениях не соответствует численности персонала, что является нарушением п. 9.5 СанПиН 2.1.3.1375-03 Не оборудована в отделениях №№ 2,3, 4, 5, 6,7, реанимации, клинико-диагностической лаборатории приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением, при этом и отсутствуют устройства обеззараживания воздуха рециркуляционного типа, в связи с чем уровень бактериальной обсемененности воздушной среды помещений превышает допустимый (в соответствии с результатами лабораторных исследовании - содержание плесневых грибов в воздухе ОРИТ составляет 15 КОЕ/м3 (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), в воздухе процедурного кабинета отделения №6 составляет 28 КОЕ/м3 (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) в нарушение п.п. 6.5, 6.10. СанПиН 2.1.3.1375-03 15. Не оборудована в физиотерапевтическом кабинете гардеробная для персонала, в кабинете врача допущена установка шкафа для хранения верхней, домашней одежды персонала, а спецодежда хранится на гвоздиках на наружной стенке шкафа, что является нарушением п. 9.5 СанПиН 2.1.3.1375-03 16. Допущено отсутствие в лечебных отделениях № 3, 4, 5 условий для забора материала (мокроты) на микробиологические исследования: не выделено специальное хорошо вентилируемое помещение, оснащенное бактерицидной лампой и средствами дезинфекции, забор материала осуществляется в палатах в отсутствии медицинского работника, что способствует загрязнению воздуха палатных помещений, нарушению инфекционной безопасности медицинского персонала и является нарушением 2.ГСП 3.1./3.2.1379-03, п.2.1.4. приложения № 10 приказа МЗ РФ от 21.03.2003г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации». Не обеспечена расстановка технического оборудования в помещении лаборантской биохимических исследований в соответствии с требованиями охраны труда персонала, и требований биологической безопасности и возможности его обработки ( 4 центрифуги из 5 веющихся расположены под рабочими столами), что может привести к возникновению аварийной ситуации среди медицинского персонала и является нарушением п. 9.2. СанПиН 2.1.3.1375-03 20. Не обеспечен контроль за параметрами микроклимата и загрязненностью химическими веществами воздушной среды, работой вентиляционных систем в производственных помещениях лаборатории в ДД.ММ.ГГГГ. (протоколы лабораторных исследований не представлены), что является нарушением п.6.39. СанПиН 2.1.3.1375-03 21. Не предусмотрено наличие следующих помещений дезинфекционного отделения: кладовая дезинфицированных и инфицированных вещей, кладовая хозяйственного инвентаря (хранится в бытовом помещении для сотрудников), кладовая предметов уборки с поливочным краном, трапом и сушкой, комнаты личной гигиены персонала, что является нарушением п.3.25 1 СанПиН 2.1.3.1375-03 22. Не предусмотрено в составе отделения профилактической дезинфекции наличие специального помещения для приготовления рабочих растворов, оборудованное приточно-вытяжной вентиляцией, что является нарушением п. 3.5. СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности». 23. Не оборудовано помещение склада дезинфицирующих средств вентиляцией | (естественной и искусственной), что является нарушением п. 2.12. СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности». На складе не установлены металлические стеллажи для хранения дезинфицирующих средств (установлены деревянные стеллажи), что является нарушением п.2.13. СП 3.5.1378-03 Допущено на стенах склада для дезинфицирующих веществ наличие множественных дефектов покрытия масляной краски, что не обеспечивает проведение влажной уборки и мытья и является нарушением п.2.14. СП 3.5.1378-03. Не оборудована душевая кабина для персонала отделения профилактической дезинфекции, что является нарушением п.2.15. СП 3.5.1378-03. 27. Не выделены в лечебных отделениях № 2,3,4 учебные помещения для студентов и курсантов, а также вспомогательные помещения (раздевалки, туалеты, кладовые): в отделении № 2,3,4 учебные столы для студентов, шкафы для верхней одежды расположены в коридоре, туалеты для студентов не выделены, что является нарушением п. 3.4. СанПиН 2.1.3.1375-03. В связи с выявленными нарушениями в отношении ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» ДД.ММ.ГГГГ -ДОЛЖНОСТЬ2- Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ. Законный представитель ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» -ДОЛЖНОСТЬ1- пояснил, что некоторые выявленные нарушения были устранены сразу после проверки, с частью указанных в протоколе нарушений он не согласен, часть нарушений будет устранена при поступлении денежных средств. Законный представитель Учреждения представил технический паспорт, пояснил, что имеется отдельный вход для приема и выписки больных (п.1 протокола); для приема больных существует приемно-смотровой бокс для осмотра больного, что следует из плана и фотографий (п.2); дефекты, указанные в п.3 устраняются при проведении текущего ремонта; пояснил, что ванны в боксах имелись до капремонта, после в боксах были установлены душевые в целях экономии места в боксах (п.4); п. 3.15.3 СанПиН 2.1.3.1375-03 относится к детским палатам, которых в больнице нет, находятся только взрослые (п.5); издан приказ о сокращении количества коек, стулья заменены на кресла в соответствии с количеством коек (п.6, 7); в 4-м отделении будет проводиться капитальный ремонт, в палатах будут установлены раковины с водой (п.8); в процедурных кабинетах установлены маломощные нагреватели, поскольку электрическая сеть старая и не выдерживает напряжения при установлении более мощного оборудования, органы госпожнадзора запретили устанавливать оборудование в целях пожарной безопасности (п.9); нарушения, указанные в п.10 временные, грязное белье хранится в отдельном помещении, сбор белья и мытье больных происходит в разное время, имеется бактерицидная установка; для персонала закуплены холодильники (п.12); шкаф вынесен из помещения для приема пищи (п.13), для установки системы вентиляции заказана денежная сумма, до установки закуплены приборы для обеззараживания воздуха (п.14); для физиотерапевтического кабинета приобретен шкаф (п.15); издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № об осуществлении забора мокроты у пациентов в ГУЗ «Пермский краевой противотуберкулезный диспансер» с ДД.ММ.ГГГГ (п.16); лаборатория будет переведена в 5-е отделение, которое будет сокращено (п.18, 19); относительно п.20 заключаются соответствующие договоры; п.21-26 относятся к дезинфекционному отделению и не имеют непосредственного отношения к больнице. Законный представитель учреждения пояснил также, что СанПиН 2.1.3.1375-03 утверждены в ДД.ММ.ГГГГ., а здание больницы построено в 1913г., кроме того, представил информацию о качественных показателях работы Учреждения в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. Представлены протоколы лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденные заместителем главного врача Центра гигиены и эпидемиологии в Пермском крае, согласно которым по результатам испытаний установлено соблюдение требований СанПиН 3.5.2528-09 от 1.10.2009г. Также -ДОЛЖНОСТЬ1- пояснил, что согласно краевой инвестиционной Программе регионального развития на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ планируется выделение средств на строительство новых корпусов больницы в ДД.ММ.ГГГГ Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю поддержал протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, просил привлечь ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» к административной ответственности в виде приостановления деятельности. В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно ст.1 названного Закона санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ). В соответствии со ст.11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Согласно ст.24 Закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 6 июня 2003г. № 124 введены в действие с 30 июня 2003 года Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров. СанПиН 2.1.3.1375-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 июня 2003 года, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. № 129 введены в действие с 30 июня 2003 года Санитарно-эпидемиологические правила "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1./3.2.1379-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003. и Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. СП 3.5.1378-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 7 июня 2003 г. Изучив материалы административного дела, прихожу к выводу, что в суде нашел подтверждение факт нарушения ГУЗ «Пермская краевая клиническая инфекционная больница» санитарно-эпидемиологических требований, за которое предусмотрена административная ответственность по ст.6.4 КоАП РФ, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором перечислены все допущенные нарушения. При этом не может быть принят во внимание довод защитника о том, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в соответствии с п.19 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ не вправе составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению. В соответствии с ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Согласно ч.1 ст.23.13 КоАП РФ органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.7 настоящего Кодекса. В соответствии с п.5 ст.46 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. Согласно п.3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005г. № 569 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте. Исходя из указанных положений протокол об административном правонарушении в отношении ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» составлен полномочным лицом, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется. В соответствии со ст.6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. В связи с тем, что вина ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» нашла свое подтверждение, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, данное юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности. При назначении административного наказания судья исходит из того, что собственником имущества ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» является Пермский край в лице Агентства по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края, финансирование ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» осуществляется из краевого бюджета, из пояснений , данных при рассмотрении заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю дела ДД.ММ.ГГГГ, следует, что здание построено в 1913г., мероприятия по устранению нарушений санитарного законодательства и приведению помещений больницы в соответствие с санитарными требованиями требуют значительных финансовых затрат, сопоставимых со строительством новых корпусов. При рассмотрении настоящего дела -ДОЛЖНОСТЬ1- пояснил также, что ремонт проводится при поступлении денежных средств от учредителя, в предписании, выданном Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» установлен срок для устранения недостатков - ДД.ММ.ГГГГ, к этому временны выявленные нарушения будут устранены. Часть нарушений была устранена сразу после проведения проверки, в настоящее время проводятся работы по устранению других нарушений. При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие достаточного финансирования со стороны учредителя и собственника имущества для поддержания зданий ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» в состоянии, отвечающем требованиям санитарных норм и правил, срок, установленный для устранения выявленных нарушений в предписании, выданном Учреждению (ДД.ММ.ГГГГ), судья считает назначение административного наказания в виде приостановления деятельности преждевременным и нецелесообразным, поскольку даже максимальный срок приостановления деятельности Учреждения, предусмотренный санкцией ст.6.4 КоАП РФ (90 дней), не будет способствовать полному устранению выявленных нарушений при отсутствии надлежащего финансирования. Таким образом, судья считает, что в данном случае цель административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений - не может быть достигнута путем назначения административного наказания в виде приостановления деятельности, ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» следует назначить административное наказание в виде штрафа в размере -СУММА-. Руководствуясь ст. 29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья п о с т а н о в и л: Признать ГУЗ «Краевая клиническая инфекционная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере -СУММА-, который перечислить на счет: в УФК по Пермскому краю <данные изъяты> Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение 10 дней со дня вручения копии постановления. Судья - О.В.Коневских