Копиядело №2-1752/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2010 годаг.Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Гришиной В.Г.
при секретаре - Бовыкиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МП г.Красноярска «Горэлектротранс» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушения санитарных правил,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к МП г.Красноярска «Горэлектротранс» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушения санитарных правил.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в МП г.Красноярска «Горэлектротранс», расположенном по адресу <адрес>, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, согласно которому МП г.Красноярска «Горэлектротранс» привлечено к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ. С целью устранения выявленных нарушений, предупреждения вредного воздействия на человека факторов среды обитания, возникновения и распространения инфекционных заболеваний заместителем главного государственного санитарного врача по <адрес> ФИО2 выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №/з со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ внепланового мероприятия по контролю, предметом которого являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №/з, было обнаружено невыполнение в установленный срок выданного предписания, а именно: в части разработки проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтверждения результатами натурных исследований и измерений, что является нарушением п.2.1 СанПиН 2.2.1/ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; в части разработки и согласования классов опасности отходов предприятия с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что является нарушением п.2.10 СанПиН 2.1.7.1386-03 «Определение классов опасности тактических отходов производства и потребления»; в части организации производственного контроля, в том числе с проведением лабораторно-инструментальных исследований факторов производственной среды на всех рабочих местах и во всех структурных подразделениях ответчика, что является нарушением п.3.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».
В связи с этим истец просит признать бездействие МП г.Красноярска «Горэлектротранс» выраженное в неисполнении требований предписаний санитарно-эпидемиологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ №/з незаконным и обязать ответчика исполнить предписание в части разработки проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия, с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтверждения результатами натурных исследований и измерений; в части разработки и согласования классов опасности отходов предприятия с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологического надзора; в части включения полного объема перечня химических веществ и физических факторов производственной среды на всех рабочих местах и во всех структурных подразделениях ответчика.
В судебном заседании представитель истца – Лузина Н.Н. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям, просила определить ответчику срок исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика – Заплетин С.Г. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признал, считает, что Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю является ненадлежащим истцом, т.к. не вправе обращаться с указанным иском, и кроме того, предъявленные требования являются публично-правовыми и не могут быть рассмотрены в порядке искового производства. Неисполнение предписания со стороны ответчика в указанной истцом части не оспаривал.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дел, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требованиясанитарногозаконодательства,атакжепостановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 указанного Федерального закона, соблюдениесанитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
Согласно ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Таким образом, несоблюдение санитарного законодательства к режиму труда и отдыха, оказывает негативное воздействие на среду обитания человека.
В соответствии с ч.2 ст.25 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30 июня 2004 г., Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно п.п.2.1,3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификации сооружений, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Согласно п.2.10 СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.
В силу п.3.3 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать данные, в частности: перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний).
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, основным видом деятельности МП администрации г.Красноярска «Горэлектротранс» являются пассажирские перевозки в черте г.Красноярска. В состав предприятия входят трамвайное депо, расположенное по адресу: <адрес>, троллейбусное депо №, расположенное по адресу: <адрес>, троллейбусное депо №, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> которые имеют ремонтные базы.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю проведено мероприятие по надзору в отношении МП г.Красноярска «Горэлектротранс» как организации осуществляющую пассажирские перевозки, и в состав которой входят трамвайные и троллейбусные депо. В ходе указанного мероприятия которого было выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ истцом МП г.Красноярска «Горэлектротранс» было вынесено предписание №/з об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-18).
В результате проведения внепланового мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, было обнаружено невыполнение требований предписания: в части разработки проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтверждения результатами натурных исследований и измерений, что является нарушением п.2.1 СанПиН 2.2.1/ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»; в части разработки и согласования классов опасности отходов предприятия с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что является нарушением п.2.10 СанПиН 2.1.7.1386-03 «Определение классов опасности тактических отходов производства и потребления»; в части организации производственного контроля, в том числе с проведением лабораторно-инструментальных исследований факторов производственной среды на всех рабочих местах и во всех структурных подразделениях ответчика, что является нарушением п.3.3 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» (19,22-27).
За невыполнение в установленный срок законных предписаний должностного лица, осуществляющего государственный надзор, возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении МП «Горэлектротранс», а также директора МП «Горэлектротранс» - ФИО5 (л.д.7-11,12-15).
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено бездействие МП г.Красноярска «Горэлектротранс» на момент проверки по выполнению предписания №/з от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений санитарного законодательства. В связи с чем требования истца в указанной части подлежит удовлетворению в полном объеме.
Поскольку ответчиком на момент рассмотрения дела предписание истца в полном объеме не выполнено, суд считает необходимым обязать МП «Горэлектротранс» разработать проект обоснования санитарно-защитной зоны предприятия с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтверждения результатами натурных исследований и измерений; разработать и согласовать классы опасности отходов предприятия с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор; организовать производственный контроль, в том числе с проведением лабораторно-инструментальных исследований факторов производственной среды на всех рабочих местах и во всех структурных подразделениях. Определить срок проведения указанных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителя ответчика о том, что Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю являются ненадлежащим истцом, а также о том, что предъявленные требования не могут быть рассмотрены в порядке искового производства, поскольку носят публично-правовой характер, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Следовательно, понуждение к исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства направлено на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.
В соответствии со ст.51 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно п.12 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека №308 от 06.09.2006г., руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Красноярскому краю.
В силу ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, руководитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю вправе предъявлять и подписывать иски в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые в силу действующего законодательства подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МП г.Красноярска «Горэлектротранс» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушения санитарных правил удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие МП г.Красноярска «Горэлектротранс» выраженное в неисполнении требований предписаний санитарно-эпидемиологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ №/з незаконным
Обязать МП г.Красноярска «Горэлектротранс»:
разработать проект обоснования санитарно-защитной зоны предприятия с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтверждения результатами натурных исследований и измерений в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
разработать и согласовать классы опасности отходов предприятия с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
организовать производственный контроль, в том числе с проведением лабораторно-инструментальных исследований факторов производственной среды, на всех рабочих местах и во всех своих структурных подразделениях в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья:В.Г. Гришина