Дело 2-954/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2011 годаг.Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи – Богдевич Н.В.,с участием помощника прокурора- Палиенко Е.В.,при секретаре – Никифоровой Т.Ю.,
с участием представителя – МДОУ «Детский сад № 160» в лице Ланшаковой ЛА.,
представителя администрации г.Красноярска в лице –Полякова В.Н.,
представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска – в лице Новиковой И.В.,
представителя – Главного управления МЧС России по Красноярскому краю в лице – Яковлева Э.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 160 с приоритетным осуществлением здоровьесохраняющего направления развития воспитанников», администрации г. Красноярска об устранении нарушений требований пожарной безопасности, понуждении к приведению объекта в соответствии с требованиями пожарной безопасности,
Установил:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 160» (далее по тексту МДОУ детский - сад № 160), администрации г.Красноярска об устранении нарушений требований пожарной безопасности, обязывании ответчика приведения объекта - здания детского сада № 160 в соответствие с требованиями пожарной безопасности, - выполнить работы по расширению центрального эвакуационного входа, запасных эвакуационных входов, выходов из помещений групп 1-го и 2-го этажей, из помещений физкультурного и музыкального зала, до ширины не менее 1,2 м; проведения работ по установлению, предусмотренных проектом дверей, отделяющих коридоры этажей от общих лестничных клеток (правое, левое крыло 1-го этажа); смонтирование в здании детского сада системы эвакуационного освещения, предоставления подтверждающих документов на материалы, используемые для отделки стен на путях эвакуации (лестничные марши), проведение замеров сопротивления изоляции силовой, осветительной сети и электро-оборудования помещений; определения категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений (складское здание); обработка огнезащитным составом деревянных конструкций складского здания; установления противопожарных дверей в помещении электрощитовой, гладильной с переделом огнестойкости не менее 0,6 часа; снятия с окон в физиокабинете глухих металлических решеток. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки органом ГПН по г.Красноярску 01.11.2010 года по соблюдению требований пожарной безопасности в МДОУ «Детский сад № 160», расположенного по адресу: г.Красноярск <адрес> выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 ( далее ППБ 01-03), «СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений», приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7. Прокуратурой района при участии государственного инспектора г.Красноярска Красноярского края по пожарному надзору январе 2011 года проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МДОУ № 160, установлено. что вышеуказанные нарушения не устранены. В связи с имеющимися нарушениями требований пожарной безопасности по решению суда в 2010 году деятельность МДОУ № 160 приостанавливалась. Администрация г.Красноярска в соответствии с Уставом МДОУ № 160 является учредителем данного муниципального учреждения. Прокурор считает, что ответчиками не выполнены требования законодательства РФ о пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью малолетних детей, находящихся в здании МДОУ № 160.
В дальнейшем прокурор Свердловского района г. Красноярска уточнил исковые требования, просил МДОУ «Детский сад № 160», администрацию г. Красноярска устранить нарушения требований пожарной безопасности в части невыполнения требований пожарной безопасности в здании МДОУ «Детский сад № 160».
В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска Палиенко Е.В., представитель третьего лица ОГПН по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю - Яковлев ЭИ; исковые требования поддержали.
Представитель ответчика МДОУ «Детский сад № 160» в лице заведующей Ланщаковой Л.А. (по приказу № от ДД.ММ.ГГГГ), представитель ответчика администрации г. Красноярска Поляков ВН. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), представитель третьего лица Департамента МИ и ЗО администрации г.Красноярска – Новикова И.В(по доверенности) исковые требования не признали. Просили в иске отказать, представили суду письменные отзыв на иск ( приобщены к делу).
Представитель третьего лица – Главного управления образования администрации г.Красноярска, Управления образования администрации Свердловского района г.Красноярска, администрация Свердловского района г.Красноярска в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, против удовлетворения требований возражают, представили письменный отзыв на исковое заявление ( приобщены к делу).
Суд, с учетом мнения участников процесса, находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 37, 38 Федерального Закона РФ «О пожарной безопасности» руководители обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества.
В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в том числе, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельству о государственной регистрации права (л.д.50) здание, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> принадлежит на праве оперативного управления МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №». Учредителем МДОУ является администрация <адрес>.
В период с 26.10.2010 года по 01.11.2010 года было проведено обследование в помещениях МДОУ детский сад № 160 (акт проверки №- л.д.12-20), вынесено предписание об устранении выявленных при обследовании нарушений пожарной безопасности. Срок устранения нарушений установлен до 01.04.2012 года.
Постановлением от 13.11.2010 года (л.д.71-73) Свердловского районного суда г.Красноярска по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4. КоАП РФ, МДОУ «Детский сад № 160» было признано виновным по ч.1 ст.20.4. КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности помещения музыкального зала сроком на 30 суток.
Согласно справке по совместной проверки и информации ОГПН по г.Красноярску (л.д.7-8) от 21.01.2011 года нарушения, указанные в предписании устранены не в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска суду пояснила, что в МДОУ детский сад № 160 была проведена проверка и выявлены нарушения правил пожарной безопасности, вынесено предписание об устранении указанных нарушений. До настоящего времени в полном объеме нарушения не устранены. Сохраняющиеся нарушения правил пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью детей. Просит удовлетворить требования.
Представитель МДОУ детский сад № 160 суду пояснила, что устранение нарушений, указанных в исковом заявлении возможно только в ходе реконструкции здания, что не относится к компетенции МДОУ детский сад № 160. Кроме того, срок устранения нарушений установлен до 01.04.2012 года, устранение указанных нарушений, в предписании, в частности, выполнение ширины эвакуационных выходов 1,2 м. приведет к разрушении несущих стен, так как, ширину выходов в некоторых группах 0,85 м. Кроме того, детский сад находится в удовлетворительном противопожарном состоянии, введено в эксплуатацию с 1963 года, что подтверждается копией технического паспорта (приобщен к делу). В предоставленной информации в адрес суда МДОУ «Детский сад № 160» указано, что целях выполнения предписания в срок до 01.04.2012 года при проведении плановой проверки по соблюдений требований пожарной безопасности в помещении учреждении. Средства, необходимые для устранения нарушений не были заложены в смету, но включены в смету на 2011 год. Также указано, что здание функционирует с 1963 года, в нем имеются 7 выходов на 1 этаже, 4 группы и музыкальный зал расположенные на 2 этаже, имеются эвакуационные выходы. Здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, систематически проводятся тренировочные эвакуации детей и сотрудников, имеется план эвакуации и достаточное количество огнетушителей. Произведена огнезащитная обработка крыши здания. В настоящее время в учреждении принят график устранения нарушений ( представлен суду – л.д.63-65), согласно которого эвакуационное освещение частично установлено на путях эвакуации (общий коридор, лестничные пролеты), требования об определении категории взрывопожарной и пожарной безопасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений – выполнено, проведены замеры сопротивления изоляции силовой, осветительной сети и электрооборудования помещений, на окнах бывшего физиокабинета демонтирована установка глухих металлических решеток. Представлена смета на 2011 год МДОУ «Детский сад № 160» (л.д.74-77). Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель главного управления образования администрации г. Красноярска и Управления образования администрации Свердловского района г.Красноярска в судебное заседание представили отзывы на исковое заявление, согласно которых следует, что здание детского сада/построено в 1963 году, на момент постройки соответствовало требованиями и правилам пожарной безопасности. Нормы и правила, на которые ссылается прокурор, приняты после ввода здания в эксплуатацию и не могут применяться, так как не были официально опубликованы. Детский сад осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение требований пожарной безопасности детского сада. Эксплуатация детского сада не создает угрозу жизни и здоровья людей.
Представитель администрации г. Красноярска суду пояснил, что администрация г. Красноярска является, ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством осуществляют руководство системой пожарной безопасности руководители организаций в пределах своей компетенции. Детский сад № 160 подведомственен Управление образования администрации Свердловского района г. Красноярска, они и будут надлежащим ответчиком. Кроме того, в воспитательных учреждениях запрещается производить перепланировку с отступлением от действующих норм им правил, устранение нарушений приведет к таким отступлениям. Просит в иске отказать.
Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд принимает во внимание, что согласно действующему законодательству, руководители обязаны соблюдать требования к, пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований безопасности.
В данном рассматриваемом случае, прокурором, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено убедительных доказательств того, что ширина эвакуационных выходов не менее 1,2 метра в помещениях 1 и 2, этажей, из помещений физкультурного и музыкального зала, отсутствие, предусмотренное проектом двери, отделяющей коридор 1 этажа от лестничных клеток, задние не обеспечено эвакуационным освещением проходные помещения: коридоры, фойе, служащие для эвакуации, отсутствуют двери в помещении электрощитовой, гладильной с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа.
Как следует из заключения, представленного представителем ответчика ГУО администрации г. Красноярска, что на данном объекте выполняются основные условия безопасности, в случае эвакуации людей при пожаре, с учетом примененных для расчета основных параметров эвакуационных выходов и путей эвакуации (ширина, высота, длина), объект находится в удовлетворительном противопожарном состоянии. Фактическое время эвакуации людей со второго и первого этажа здания составляет соответственно 1,72 мин. И 1,37 мин., данного времени эвакуации будет достаточно, для того, чтобы эвакуирующиеся люди из здания МДОУ № 160 покинули помещения здания, не подвергая свою жизнь и здоровье опасным воздействиям пожара.
Кроме того, указанные прокурором требования основаны на нормативных правовых актах подлежащих применению при проектировании, строительстве, реконструкции и изменению функционального назначения здания.
Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (п. 2.1.21) запрещается производить перепланировку помещения с отступлением от требований строительных норм и правил.
Предлагаемые прокурором мероприятия по устранению нарушений противопожарной безопасности не возможно без проведения реконструкции, без сохранения целостности здания в целом, что противоречит правилам пожарной безопасности.
В остальной части устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании № в МДОУ «Детский сад №160», установленных сроком исполнения до 01.04.2012 года, предписание ОГПН исполнено – п. 1/5, п.1/6, п.1/9 предписания, п.1/4 – запланировано исполнение предписания на июль 2011 года, п.1/7 предписания – на май-июнь 2011 года, п.1/8 предписания – включено в городскую программу на 2011 год, что подтверждается представленными по делу доказательствами.
Согласно п.4 ст.4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Федерального Закона распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий и сооружений, строений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта и лицо, уполномоченное владеть, пользоваться и распоряжаться зданиями, сооружениями. Строениями, должны принять меры по проведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта и защиты в соответствии с требованиями данного Федерального Закона.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении" требований прокурору Свердловского района г. Красноярска надлежит отказать. Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурору Свердловского района суд, исходит из того, что прокурором не представлено доказательств того, что требования пожарной безопасности, предусмотренных СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых после введения здания детского сада в эксплуатацию, ведет к угрозе жизни и здоровью людей. Суд исходит из того, что заявленные прокурором требования основаны на нормативных актах. Подлежащих применению при проектировании, строительстве, реконструкции и изменении функционального назначения здания.На момент постройки (1963 г.) здание МДОУ «Детский сад №160» соответствовало требованиями противопожарным нормативам, предлагаемые прокурором мероприятия по устранению нарушения не возможно без проведения реконструкции здания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора Свердловского района г. Красноярска муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 160», администрации г. Красноярска об устранении нарушений требований пожарной безопасности и понуждении к приведению объекта в соответствии с требованиями пожарной безопасности, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда с 13.04.2011 года.
СудьяБогдевич Н.В.