О признании права собственности на земельный участок



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2010 года                            г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

Председательствующего судьи                         А.С. Сенченко

при секретаре                                 Г.В. Лазаревой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванцова Юрия Ивановича к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

                    установил:

Иванцов Ю.С. обратился в суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с требованиями об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 342,0 кв.м., с кадастровым номером .

Требования мотивированы тем, что решением Свердловского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ за истцом признано право собственности на жилой дом, площадью 108,4 кв.м., расположенный на спорном земельном участке. Ранее по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ истец являлся собственником 2/3 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, собственником 1/3 доли являлся его сын – Иванцов С.Ю. В дальнейшем указанные лица прекратили право долевой собственности на это жилое помещение, так как изменилась его площадь, и не соответствовала прежним долям.

В 2009 году истец обратился в регистрационную палату для оформления прав собственности на земельный участок под своим домом, однако документы у него не приняли, поскольку первоначальный документ на выделение земли им не представлено.

Поскольку истец с 1975 года пользуется и владеет спорным земельным участком, то в силу действующего земельного законодательства имеет право на приобретение земли в собственность.

В судебном заседании истец Иванцов Ю.И. исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении иска по вышеизложенным основаниям. Пояснил, что ответчик отказал в предоставлении спорного земельного участка в собственность, поскольку он является объектом археологического наследия.

Представитель ответчика департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен своевременно и надлежащим образом, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица – министерства культуры Красноярского края Совкова Ю.С., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, просила отказать в удовлетворении иска, представив возражения в письменном виде. Считала, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте, поэтому не может быть предоставлен в частную собственность истца.

Представители третьих лиц – администрации г. Красноярска, Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, управления архитектуры администрации г. Красноярска, ФГРС в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены своевременно и надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, о чем представили суду соответствующие заявления.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования Иванцова Ю.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Суд учитывает, что одной из форм приобретения гражданами земель в собственность является оформление договора купли-продажи. Границы отчуждаемого земельного участка определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.

Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости, в свою очередь, является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Кадастровый паспорт необходим для заключения договоров купли-продажи и аренды земельных участков.

Как видно из материалов дела, Иванцов С.Ю. является собственником жилого дома, общей площадью 108,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что следует из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,13).

С ДД.ММ.ГГГГ Иванцов С.Ю. пользуется спорным земельным участком, поскольку его отец – ФИО5 по договору дарения передал в собственность истца 2/3 доли домовладения, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> (л.д.11).

Решением Кировского районного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 разрешено строительство бревенчатого жилого пристроя по <адрес> (л.д.36)

Спорный земельный участок имеет площадь 342 кв.м., относится к землям поселений, используется для размещения жилого дома, имеет кадастровый номер , правообладателей не имеет, что следует из Кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом МИЗО администрации г. Красноярска на имя истца направлен ответ об отказе в предоставлении ему земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого жилым домом, в связи с тем, что рассматриваемый земельный участок находится в границах культурного наследия (археологического объекта) «Стоянка Базаиха». Земельный участок ограничен в обороте, поэтому не может быть представлен в частную собственность в соответствии с п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ (л.д.23-24).

В силу ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ (далее ФЗ ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что законных оснований для отказа истцу в передаче спорного земельного участка и Департамента муниципального имущества и земельных отношений не имелось, спорный земельный участок состоит на кадастровом учете, находится в границах объекта культурного наследия «Стоянка Базаиха», поэтому в силу ст. 5 ФЗ относится к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Федеральным законом.

В силу ст.ст. 94, 99 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

Сторонами не оспаривалось, что истец является собственником жилого домовладения, расположенного на спорном земельном участке, обратился в установленном законом порядке к ответчику с заявлением о приобретении в собственность земельного участка именно как собственник объекта недвижимого имущества.

В силу ст.ст. 27, 28 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Пунктом 2 ст. 49 ФЗ предусмотрено, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.

При этом объект археологического наследия из государственной собственности отчуждаться не может, а земельный участок находится в свободном гражданском обороте.

Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка истцу в порядке приватизации, поскольку он не является объектом, ограниченным в обороте.

Более того, в силу п.91 ст. 3 ФЗ РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного пользования), гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.

Кроме того, судом учитывается, что в данном случае памятник и спорный земельный участок, расположенный в пределах территории объекта культурного значения, не представляют собой единый объект, фактически возможно их раздельное использование.

Передача истцу в собственность в порядке приватизации спорного земельного участка не означает передачу в собственность объекта археологического наследия, как полагает сторона ответчика, что не является нарушением федерального законодательства. В данном случае не имеет место отчуждение объекта археологического наследия из государственной собственности.

На основании изложенного, суд находит, что находящийся в пользовании истца земельный участок не был изъят из хозяйственного использования, законодательство не содержит прямого запрета на оборот такого имущества, следовательно, отказ ответчика передать истцу в собственность такое имущество является незаконным.

В связи с чем, исковые требования Иванцова Ю.И. об обязании ответчика заключить с ним договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 342,0 кв.м., с кадастровым номером подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Иванцова Юрия Ивановича к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка - удовлетворить.

Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска заключить с Иванцовым Юрием Ивановичем договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 342,0 кв.м., с кадастровым номером

Ответчик вправе подать в суд, принявший решение, заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

           Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней через Свердловский районный суд г. Красноярска по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                 А.С. Сенченко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200