РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 апреля 2011 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи – Сенченко А.С.
при секретаре – Лазаревой Г.В.,
с участием представителя – МДОУ «Детский сад № 177» Хорошева И.А. (доверенность от 03.03.2011 г.)
представителя администрации г. Красноярска в лице – Полякова В.Н., (доверенность от 21.12.2010 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 177 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», администрации г. Красноярска о понуждении к исполнению обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению ««Детский сад № 177 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» (далее по тексту МДОУ детский - сад № 177), администрации г. Красноярска об устранении нарушений требований пожарной безопасности, обязании ответчиков произвести работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 177 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей».
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки органом государственного пожарного надзора по г. Красноярску 18.10.2010 года по соблюдению требований пожарной безопасности в МДОУ «Детский сад № 177», расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 193 А были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (далее ППБ 01-03), «СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений», приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7. Прокуратурой района при участии государственного инспектора г. Красноярска Красноярского края по пожарному надзору январе 2011 года проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МДОУ № 317, установлено, что вышеуказанные нарушения не устранены. В связи с имеющимися нарушениями требований пожарной безопасности по решению суда в 2010 году деятельность МДОУ № 177 приостанавливалась, срок приостановления деятельности истек, МДОУ № 177 осуществляет деятельность в обычном режиме.
Администрация г. Красноярска в соответствии с Уставом МДОУ № 177 является учредителем данного муниципального учреждения. Прокурор считает, что ответчиками создается угроза жизни и здоровью малолетних детей, находящихся в здании МДОУ № 177.
В судебное заседание помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска Палиенко Е.В. не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила соответствующее ходатайство.
Представитель ответчика МДОУ «Детский сад № 177» Хорошев И.А., представитель ответчика администрации г. Красноярска Поляков В.Н. (по доверенности от 21.12.2010 года) исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах на иск, просили в удовлетворении требований отказать.
Хорошев И.А. суду пояснил, что государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору 18.10.2010 г. было вынесено предписание в адрес МДОУ «Детский сад № 177» с требованием устранить нарушения пожарной безопасности в срок до 01.04.2012 г. в связи с чем, в смету на ремонт дошкольного учреждения уже включены денежные средства для проведения работ по устранению нарушений пожарной безопасности.
Представитель администрации г. Красноярска Поляков В.Н. суду пояснил, что администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством осуществляют руководство системой пожарной безопасности руководители организаций в пределах своей компетенции. Детский сад № 177 подведомственен Управлению образования администрации Свердловского района г. Красноярска, являющемуся надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица – Управления образования администрации Свердловского района г. Красноярска в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о дате и времени судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 37, 38 Федерального Закона РФ «О пожарной безопасности» руководители обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества.
В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в том числе, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельству о государственной регистрации права здание, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 193 «А» занимает Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 177 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей». Учредителем МДОУ является администрация г. Красноярска.
В период с 05.10.2010 года по 18.10.2010 года было проведено обследование в помещениях МДОУ детский сад № 177 (акт проверки № 2560- л.д.11-19), вынесено предписание об устранении выявленных при обследовании нарушений пожарной безопасности. Срок устранения нарушений установлен до 01.04.2012 года.
Постановлением от 13.11.2010 года Свердловского районного суда г. Красноярска по делу об административном правонарушении МДОУ «Детский сад № 177» было признано виновным в нарушении ч.1 ст.20.4. КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 10 суток (л.д.20-22).
Согласно справке по совместной проверке и информации ОГПН по г. Красноярску (л.д.6-8) от 21.01.2011 года нарушения, указанные в предписании устранены не в полном объеме.
Оценивая имеющиеся по делу доказательства, суд принимает во внимание, что согласно действующему законодательству, руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований безопасности.
В данном случае, прокурором, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено убедительных доказательств того, что отсутствие вторых эвакуационных выходов, существующая ширина эвакуационных выходов менее 1,2 метра, отсутствие дверей с приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах, отсутствие системы эвакуационного освещения, выполненная отделка из горючих материалов приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
В то время как в соответствии с п. 8.5 СНиП 10-01-94 на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Таким образом, указанные прокурором требования основаны на нормативных правовых
актах подлежащих применению при проектировании, строительстве, реконструкции и изменению функционального назначения здания.
Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (п. 2.1.21) запрещается производить перепланировку помещения с отступлением от требований строительных норм и правил.
Предлагаемые прокурором мероприятия по устранению нарушений противопожарной безопасности невозможны без проведения реконструкции, без сохранения целостности здания в целом, что противоречит правилам пожарной безопасности.
Согласно п.4 ст.4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Федерального Закона распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий и сооружений, строений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта и лицо, уполномоченное владеть, пользоваться и распоряжаться зданиями, сооружениями, строениями, должны принять меры по проведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта и защиты в соответствии с требованиями данного Федерального Закона.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении требований прокурору Свердловского района г. Красноярска необходимо отказать. Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурору Свердловского района суд, исходит из того, что прокурором не представлено доказательств того, что требования пожарной безопасности, предусмотренных СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятые после введения здания детского сада в эксплуатацию, ведет к угрозе жизни и здоровью людей. Суд исходит из того, что заявленные прокурором требования основаны на нормативных актах, подлежащих применению при проектировании, строительстве, реконструкции и изменении функционального назначения здания.
На момент постройки здание МДОУ «Детский сад № 177» соответствовало требованиям противопожарных нормативов, предлагаемые прокурором мероприятия по устранению нарушения невозможно провести без реконструкции здания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Свердловского района г. Красноярска к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 177 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей», администрации г. Красноярска о понуждении к исполнению обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья А.С. Сенченко