Копия <данные изъяты>
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2011 года Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.В.
при секретаре Беспаловой Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО6 о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения санитарных правил,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО5 (далее ФИО5), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к ФИО6 о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения санитарных правил. Требования мотивированы тем, что в ноябре 2010 года специалистами ФИО5 была проведена плановая проверка в организации торговли – магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, в которой осуществляет свою деятельность ФИО6 в результате которой были выявлены нарушения Обществом санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, а именно, нарушение п.1 ст.24, п.5 ст.15 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года, СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»: для сбора мусора и пищевых отходов не предусмотрены отсутствуют раздельные контейнеры с крышками, установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 метр во все стороны (раздельные контейнеры для сбора мусора отсутствуют, мусор собирается в коробки и хранится на территории организации торговли); в тамбуре туалета для персонала отсутствует кран со смесителем на уровне 0,5 м от пола для забора воды, предназначенной для мытья полов (вода для мытья полов набирается в раковине для мытья рук); не все холодильные установки оснащены термометрами для контроля за температурным режимом хранения пищевых продуктов (отсутствуют термометры в холодильнике для хранения молочной продукции, гастрономии); в помещении хранения товара - складе отсутствуют термометр и психрометр для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продуктов; допускается хранение пищевых продуктов на полу без подтоварников (мука, крупа, пиво, газированные напитки, лук хранятся на полу без подтоварников); для сбора отходов и мусора в помещении не установлены (отсутствуют) металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками (мусор и пищевые отходы собираются в картонные коробки); отсутствуют условия для мытья и просушивания торгового инвентаря: ванны для мытья инвентаря, специальные полки или решетки для просушивания инвентаря отсутствуют (инвентарь производственный моется, обрабатывается и просушивается в раковине для мытья рук персонала, расположенной в тамбуре туалета); в организации торговли отсутствуют дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в установленном порядке (набор дезинфицирующих средств, с прилагаемыми к ним инструкциями не представлен, отсутствуют); в организации торговли не проводится производственный контроль в соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и в соответствии с разработанной программой производственного контроля, утвержденной директором ФИО6 ФИО2 от 28.11.2003 г.: не проводится производственный контроль за проведением мероприятий по дератизации дезинсекции, за условиями хранения товаров (п. 2.1.1 программы), за содержанием помещений (п. 2.2.1 программы), за соблюдением правил личной гигиены работников; ст.ст. 20, 21 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» не разработана программа производственного контроля в соответствии с указанными статьями данного Технического регламента; п. 12.2. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 2.2, п. 2.3. СанПиН 3.5.3.1129-02 «Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» - мероприятия по дезинсекции и дератизации в организации не проводятся, документы, подтверждающие проведение данных мероприятий не представлены, отсутствуют; отсутствует отдельная секция, отдел по реализации овощной продукции (продажа овощей: капусты, лука производится в отделе по реализации готовой продукции и полуфабрикатов из мяса). За совершение указанных нарушений ФИО6 было привлечено к административной ответственности по ст. ст. 6.4., 6.3. КоАП РФ. Для устранения выявленных нарушений ФИО6 должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный надзор, было выдано предписание об устранении выявленных нарушений №/с от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. При проведении внеплановых проверок с целью контроля выполнения указанного предписания было установлено, что нарушения требований санитарного законодательства ФИО6 не устранены, требование об их устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ФИО6 Между тем, ФИО6» продолжает осуществление своей деятельности с нарушениями санитарных правил, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей.
Просит признать бездействие ФИО6 по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц; обязать ответчика устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил и законодательства о техническом регулировании в организации торговли – магазине «<данные изъяты>» ФИО6» по адресу: <адрес> в срок 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу следующим образом: обеспечить оборудование хозяйственной зоны раздельными контейнерами с крышками для сбора мусора и пищевых отходов, установленными на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны, обеспечить оборудование тамбура туалета для персонала краном со смесителем на уровне 0,5 м от пола для забора воды, предназначенной для мытья полов, обеспечить оборудование холодильных установок термометрами для контроля за температурным режимом хранения пищевых продуктов, обеспечить оборудование складского помещения термометрами и психрометрами для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продуктов, не допускать хранение пищевых продуктов на полу без подтоварников, обеспечить оборудование помещений организации торговли металлическими или пластмассовыми педальными бачками с крышками для сбора отходов и мусора, обеспечить организацию торговли условиями для мытья и просушивания торгового инвентаря, а именно ваннами для мытья инвентаря специальными полками или решетками для просушивания чистого инвентаря, обеспечить наличие в организации торговли дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке, обеспечить проведение производственного контроля в соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в соответствии с разработанной программой производственного контроля, а именно, проведение производственного контроля за проведением мероприятий по дератизации, дезинсекции, за условиями хранения товаров, за соблюдением правил личной гигиены работниками; обеспечить разработку программы производственного контроля в соответствии со ст.ст. 20, 21 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и проведения производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 24.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
В судебном заседании представитель ФИО5 Красикова Е.И. (доверенность №ДВ-46 от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – ФИО6 в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд, с согласия представителя истца, в соответствии со ст.233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и т.д.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 указанного Федерального закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30 июня 2004 г. (ред. от 15.06.2010 года), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Постановлением Министерства здравоохранения РФ от 07.09.2001г. №23 введены в действие с 01.01.2002 года санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001г.
Согласно п.2.7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в хозяйственной зоне деятельности организаций торговли должны быть устроены навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.
В соответствии с п. 10.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» для сбора отходов и мусора в помещениях устанавливаются металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками. По мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема, они должны очищаться, а по окончании работы промываться разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, затем ополаскиваться горячей водой.
Согласно п. 10.5 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» режим мытья торгового инвентаря ручным способом состоит из следующих этапов: а) механическое удаление остатков пищевых продуктов; б) мытье инвентаря щеткой с добавлением моющих средств при температуре воды 45 - 50 град. С; в) ополаскивание инвентаря горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. С; г) просушивание на специальных полках или решетках. Ванны для мытья инвентаря регулярно промывают горячей проточной водой с применением моющих и дезинфицирующих средств. Щетки и мочалки для мытья инвентаря, посуды, тары ежедневно тщательно промываются с применением моющих средств, при возможности кипятятся в течение 10 - 15 минут, сушатся и хранятся в специально выделенном месте. Изотермические емкости, используемые для реализации кваса, пива, молока и др., подвергаются санитарной обработке на предприятии - изготовителе этих продуктов. Режим мытья автоматов по продаже пищевых продуктов проводится в соответствии с инструкцией по их эксплуатации и санитарной обработке. Режим мытья молочных фляг и резиновых прокладок: а) ополаскивание фляг из-под молока теплой водой при температуре 30 - 40 град. С; б) мытье фляг горячим моющим раствором при температуре 60 - 65 град. С; в) ополаскивание фляг водой до полного удаления остатков моющего раствора; г) после обработки фляги просушиваются, уложенные вверх дном на стеллажах, с открытой крышкой. Резиновые прокладки молочных фляг моются в таком же режиме, отдельно.
В соответствии с п. 10.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя. Моющие и дезинфицирующие средства хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном стеллажами, где не допускается хранение пищевых продуктов.
Соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, деятельность ФИО6 связана с осуществлением розничной торговли в торговом магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>.
При этом ФИО6 на протяжении длительного периода времени не выполняются нормы санитарного законодательства РФ, соблюдение которых обязательно для юридических лиц.
Данные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение в судебном заседании, подтверждаются кроме пояснений представителя истца, также исследованными судом доказательствами, а именно: копией предписания ФИО5 №/с от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что при обследовании организации торговли – магазина «<данные изъяты>» ФИО6», расположенного по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, в связи с чем ФИО6» было выдано предписание устранить выявленные нарушения п. 2.7., 3.8., 1.3., 6.2., 6.4., 7.7., 7.8., 10.4., 10.5., 10.6., 10.7., 13.4., 12.2., 8.5., 8.17, 8.18., 8.24. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-24); копией протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проверки магазина – «<данные изъяты>» ФИО6 расположенного по адресу: <адрес>, выявленные нарушения, указанные в предписании в срок до ДД.ММ.ГГГГ ФИО6» выполнены не были (л.д.25-29); копиями постановлений по делу об административном правонарушении №, 4739 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО6 к административной ответственности (л.д. 13-20).
При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании полностью нашло свое подтверждение нарушение ФИО6 на протяжении длительного периода времени норм санитарного законодательства, суд полагает исковые требования ФИО5 обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО5, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО6 о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения санитарных правил – удовлетворить.
Признать бездействие ФИО6 по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.
Обязать ФИО6 устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил и законодательства о техническом регулировании в организации торговли – магазине «<данные изъяты>» ФИО6» по адресу: <адрес> в течение 3 месяцев следующим образом:
обеспечить оборудование хозяйственной зоны раздельными контейнерами с крышками для сбора мусора и пищевых отходов, установленными на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны,
обеспечить оборудование тамбура туалета для персонала краном со смесителем на уровне 0,5 м от пола для забора воды, предназначенной для мытья полов,
обеспечить оборудование холодильных установок термометрами для контроля за температурным режимом хранения пищевых продуктов,
обеспечить оборудование складского помещения термометрами и психрометрами для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продуктов,
не допускать хранение пищевых продуктов на полу без подтоварников,
обеспечить оборудование помещений организации торговли металлическими или пластмассовыми педальными бачками с крышками для сбора отходов и мусора,
обеспечить организацию торговли условиями для мытья и просушивания торгового инвентаря, а именно ваннами для мытья инвентаря специальными полками или решетками для просушивания чистого инвентаря,
обеспечить наличие в организации торговли дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке,
обеспечить проведение производственного контроля в соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в соответствии с разработанной программой производственного контроля, а именно, проведение производственного контроля за проведением мероприятий по дератизации, дезинсекции, за условиями хранения товаров, за соблюдением правил личной гигиены работниками;
обеспечить разработку программы производственного контроля в соответствии со ст.ст. 20, 21 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и проведения производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 24.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке, в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Председательствующий Е.В.Горбачева