Копия <данные изъяты>
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2011 года Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.В.
при секретаре Беспаловой Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО7 о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения санитарных правил,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО6 (далее ФИО6), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к ФИО7 о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения санитарных правил.
Требования мотивированы тем, что в ноябре 2010 года специалистами ФИО6 была проведена плановая проверка в организации торговли – магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> в которой осуществляет свою деятельность ФИО7», в результате которой были выявлены нарушения Обществом санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, а именно, нарушение п.1 ст.24, п.5 ст.15 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года, СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»: для сбора мусора и пищевых отходов не предусмотрены раздельные контейнеры с крышками, установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 метр во все стороны (раздельные контейнеры для сбора мусора отсутствуют, мусор складируется на прилегающей территории и вывозится самостоятельно); территория организации торговли не содержится в чистоте (на территории организации торговли складируется мусор (картонные коробки, пакеты); в тамбуре туалета для персонала отсутствует кран со смесителем на уровне 0,5 м. от пола для забора воды, предназначенной для мытья полов (вода для мытья полов набирается в туалете в раковине для мытья рук); светильник в складском помещении не имеет защитной арматуры для предохранения его от повреждения и попадания стекол на продукты; не все холодильные установки оснащены термометрами для контроля за температурным режимом хранения пищевых продуктов: морозильные лари (4 шт.), расположенные в торговом зале, не обеспечены термометрами для контроля за температурным режимом хранения пищевых продуктов; в помещениях хранения товара отсутствуют термометры и психрометры для контроля за температурно-влажностным режимом хранения пищевых продуктов; для сбора отходов и мусора в помещениях не установлены (отсутствуют) металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками (мусор и пищевые отходы собираются в картонные коробки); отсутствуют условия для мытья и просушивания торгового инвентаря: ванны для мытья инвентаря, специальные полки или решетки для просушивания инвентаря отсутствуют (производственный инвентарь обрабатывается в раковине для мытья рук персонала и сушится путем вытирания); в организации торговли отсутствуют дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в установленном порядке; не пройдена гигиеническая подготовка и аттестация руководителем организации торговли - директором общества с ограниченной ответственностью ФИО7 ФИО2, (личная медицинская книжка ФИО2 с отметками о прохождении гигиенической аттестации не представлена, отсутствует); не организована централизованная стирка санитарной одежды, не представлены, отсутствуют документы, подтверждающие организацию и проведение централизованной стирки специальной одежды); в организации торговли не проводится производственный контроль в соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических)мероприятий» и в соответствии с разработанной программой производственного контроля, утвержденной директором ФИО7 не проводится производственный контроль за проведением мероприятий по дератизации дезинсекции, за условиями хранения товаров (помещения для хранения пищевых продуктов не оборудованы термометрами и психрометрами для контроля за температурно-влажностным режимом хранения товаров, холодильные установки не оснащены термометрами), за соблюдением правил личной гигиены работниками (работники находятся на рабочих местах без головных уборов); ст. ст. 20, 21 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» не разработана программа производственного контроля в соответствии с указанными статьями данного технического регламента; для отделки, облицовки и окраски складского помещения использованы материалы, не устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств (часть стен в складском помещении выполнены из кирпича без оштукатуривания, побелки и покраски); полы в организации торговли имеют неровную поверхность с выбоинами и трещинами (полы в торговом зале с поверхностными повреждениями плитки); мероприятия по дезинсекции и дератизации в организации не проводятся, документы, подтверждающие проведение данных мероприятий не представлены, отсутствуют. За совершение указанных нарушений ФИО7 было привлечено к административной ответственности по ст. ст. 6.4., 6.3. КоАП РФ. Для устранения выявленных нарушений ФИО7» должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный надзор, было выдано предписание об устранении выявленных нарушений №/с от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. При проведении внеплановых проверок с целью контроля выполнения указанного предписания было установлено, что нарушения требований санитарного законодательства ФИО7 не устранены, требование об их устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ФИО7 Между тем, ФИО7» продолжает осуществление своей деятельности с нарушениями санитарных правил, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей.
Просит признать бездействие ФИО7 по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц; обязать ответчика устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил и законодательства о техническом регулировании в организации торговли – магазине «<данные изъяты>» ФИО7 по адресу: <адрес> в срок 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу следующим образом: обеспечить оборудование хозяйственной зоны раздельными контейнерами с крышками для сбора мусора и пищевых отходов, установленными на площадке с твердым покрытием, размеры которой превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны, обеспечить содержание территории организации торговли в чистоте; обеспечить оборудование тамбура туалета для персонала краном со смесителем на уровне 0,5 м. от пола для забора воды, предназначенной для мытья полов; обеспечить оборудование светильников в помещениях хранения и реализации товара защитной арматурой для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукты; обеспечить оборудование холодильных установок термометрами для контроля за температурным режимом хранения пищевых продуктов; обеспечить оборудование помещений для хранения пищевых продуктов термометрами и психрометрами для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продуктов; обеспечить оборудование помещений организации торговли металлическими или пластмассовыми педальными бачками с крышками для сбора отходов и мусора; обеспечить организацию торговли условиями для мытья и просушивания торгового инвентаря, а именно, ваннами для мытья инвентаря специальными полками или решетками для просушивания инвентаря; обеспечить наличие в организации торговли дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке; обеспечить прохождение курса гигиенической аттестации руководителем организации торговли ФИО2 с наличием отметки о прохождении курса гигиенической аттестации в личной медицинской книжке; обеспечить организацию централизованной стирки санитарной одежды; обеспечить проведение производственного контроля в соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в соответствии с разработанной программой производственного контроля, а именно за проведением мероприятий по дератизации, дезинсекции, за условиями хранения товаров, за соблюдением правил личной гигиены работниками; в части обеспечения разработки программы производственного контроля в соответствии со ст., ст. 20, 21 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и проведения производственного контроля за соблюдением требований Федерального Закона от 24.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»; обеспечить выполнение отделки, облицовки и окраски складского помещения с использованием материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств; обеспечить устранение дефектов полов в торговом зале организации торговли; обеспечить проведение в организации торговли мероприятий по дезинсекции и дератизации с предоставлением документов, подтверждающих проведение данных мероприятий.
В судебном заседании представитель Управления ФИО6 Красикова Е.И. (доверенность №ДВ-46 от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – ФИО7 в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд, с согласия представителя истца, в соответствии со ст.233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и т.д.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 указанного Федерального закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30 июня 2004 г. (ред. от 15.06.2010 года), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Постановлением Министерства здравоохранения РФ от 07.09.2001г. №23 введены в действие с 01.01.2002 года санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001г.
Согласно п.2.7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в хозяйственной зоне деятельности организаций торговли должны быть устроены навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.
Согласно п.п. 4.8. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» светильники в помещениях для хранения и реализации пищевых продуктов должны иметь защитные плафоны для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукт.
В соответствии с п. 10.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» для сбора отходов и мусора в помещениях устанавливаются металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками. По мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема, они должны очищаться, а по окончании работы промываться разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, затем ополаскиваться горячей водой.
Согласно п. 10.5 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» режим мытья торгового инвентаря ручным способом состоит из следующих этапов: а) механическое удаление остатков пищевых продуктов; б) мытье инвентаря щеткой с добавлением моющих средств при температуре воды 45 - 50 град. С; в) ополаскивание инвентаря горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. С; г) просушивание на специальных полках или решетках. Ванны для мытья инвентаря регулярно промывают горячей проточной водой с применением моющих и дезинфицирующих средств. Щетки и мочалки для мытья инвентаря, посуды, тары ежедневно тщательно промываются с применением моющих средств, при возможности кипятятся в течение 10 - 15 минут, сушатся и хранятся в специально выделенном месте. Изотермические емкости, используемые для реализации кваса, пива, молока и др., подвергаются санитарной обработке на предприятии - изготовителе этих продуктов. Режим мытья автоматов по продаже пищевых продуктов проводится в соответствии с инструкцией по их эксплуатации и санитарной обработке. Режим мытья молочных фляг и резиновых прокладок: а) ополаскивание фляг из-под молока теплой водой при температуре 30 - 40 град. С; б) мытье фляг горячим моющим раствором при температуре 60 - 65 град. С; в) ополаскивание фляг водой до полного удаления остатков моющего раствора; г) после обработки фляги просушиваются, уложенные вверх дном на стеллажах, с открытой крышкой. Резиновые прокладки молочных фляг моются в таком же режиме, отдельно.
В соответствии с п. 10.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя. Моющие и дезинфицирующие средства хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном стеллажами, где не допускается хранение пищевых продуктов.
Соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, деятельность ФИО7 связана с осуществлением розничной торговли в торговом магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>
При этом ФИО7 на протяжении длительного периода времени не выполняются нормы санитарного законодательства РФ, соблюдение которых обязательно для юридических лиц.
Данные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение в судебном заседании, подтверждаются кроме пояснений представителя истца, также исследованными судом доказательствами, а именно: копией предписания ФИО6 №/с от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что при обследовании организации торговли – магазина «<данные изъяты>» ФИО7», расположенного по адресу: <адрес> были выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, в связи с чем ФИО7 было выдано предписание устранить выявленные нарушения п. 2.7., 2.8., 1.3., 5.4., 3.8., 4.8., 6.2., 6.4., 7.8., 10.1., 10.4., 10.5., 10.6., 10.7., 13.1., 14.1., 5.9., 5.10., 12.2., 8.5., 8.24 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-25); копией протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе проверки магазина – «<данные изъяты>» ФИО7», расположенного по адресу: <адрес> выявленные нарушения, указанные в предписании в срок до ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 выполнены не были (л.д.26-31); копиями постановлений по делу об административном правонарушении №, 4741 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО7 к административной ответственности (л.д.14-21).
При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании полностью нашло свое подтверждение нарушение ФИО7» на протяжении длительного периода времени норм санитарного законодательства, суд полагает исковые требования ФИО6 обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО6, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО7 о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения санитарных правил – удовлетворить.
Признать бездействие ФИО7 по устранению нарушений санитарного законодательства незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.
Обязать ФИО7 устранить сохраняющиеся нарушения санитарных правил и законодательства о техническом регулировании в организации торговли – магазине «<данные изъяты>» ФИО7» по адресу: <адрес>» в течение 3 месяцев следующим образом:
обеспечить оборудование хозяйственной зоны раздельными контейнерами с крышками для сбора мусора и пищевых отходов, установленными на площадке с твердым покрытием, размеры которой превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны,
обеспечить содержание территории организации торговли в чистоте;
обеспечить оборудование тамбура туалета для персонала краном со смесителем на уровне 0,5 м. от пола для забора воды, предназначенной для мытья полов;
обеспечить оборудование светильников в помещениях хранения и реализации товара защитной арматурой для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукты; обеспечить оборудование холодильных установок термометрами для контроля за температурным режимом хранения пищевых продуктов;
обеспечить оборудование помещений для хранения пищевых продуктов термометрами и психрометрами для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продуктов;
обеспечить оборудование помещений организации торговли металлическими или пластмассовыми педальными бачками с крышками для сбора отходов и мусора;
обеспечить организацию торговли условиями для мытья и просушивания торгового инвентаря, а именно, ваннами для мытья инвентаря специальными полками или решетками для просушивания инвентаря;
обеспечить наличие в организации торговли дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке;
обеспечить прохождение курса гигиенической аттестации руководителем организации торговли ФИО2 с наличием отметки о прохождении курса гигиенической аттестации в личной медицинской книжке;
обеспечить организацию централизованной стирки санитарной одежды;
обеспечить проведение производственного контроля в соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в соответствии с разработанной программой производственного контроля, а именно за проведением мероприятий по дератизации, дезинсекции, за условиями хранения товаров, за соблюдением правил личной гигиены работниками; в части обеспечения разработки программы производственного контроля в соответствии со ст., ст. 20, 21 Федерального закона от 24.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и проведения производственного контроля за соблюдением требований Федерального Закона от 24.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»;
обеспечить выполнение отделки, облицовки и окраски складского помещения с использованием материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств;
обеспечить устранение дефектов полов в торговом зале организации торговли;
обеспечить проведение в организации торговли мероприятий по дезинсекции и дератизации с предоставлением документов, подтверждающих проведение данных мероприятий.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке, в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Председательствующий Е.В.Горбачева