о восстановлении на работе, взыскании заработной платы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2011 года                                                                                                    г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего – судьи Князевой О.В.

с участием помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска – Жалба И.В.

истца – Шишкина В.П.

представителя истца – ФИО5, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ

представителя ответчика ФИО18

при секретаре – Яхонтовой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишкина Владимира Петровича к ФИО19 о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

Шишкин В.П. обратился в суд с иском к ФИО20 о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, мотивируя требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он работал начальником смены железнодорожного цеха (ЖДЦ). Согласно приказу № П/84 от ДД.ММ.ГГГГ он уволен за нарушение работником требований охраны труда, создавших реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастного случая) подпункт «д» пункта 6 части 1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации. Увольнение считает незаконным, поскольку действия истца не состояли в причинно-следственной связи с произошедшим, так как требования техники безопасности движения при проведении маневров были нарушены составителем поезда и слесарем, управлявшим погрузчиком, не имея на это право.

В судебном заседании истец и его представитель - ФИО5, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержали в полном объеме, суду пояснили, что истец состоял в трудовых отношениях с ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника смены железнодорожного цеха. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Шишкин В.П. уволен по п. п. «д» п.6 ч.1 ст. 81 ТК РФ. Основанием для увольнения истца послужили следующие обстоятельства: ДД.ММ.ГГГГ в 6.00 часов маневровой бригадой и тепловозом ст. Злобино была произведена подача (вагонами вперед) и закрепление 24 вагонов на пути . По заданию начальника цеха <данные изъяты> ФИО14 слесарь ФИО6 за рулем погрузчика перевозил через путь оборудование к цеху <данные изъяты>. Технологический проезд был наполовину занят вагонами. ФИО6 не рассчитал расстояние и возможности маневров, провалился одним колесом погрузчика за границы переезда, при этом машина остановилась и забуксовала. В это время, после подачи и отъезда тепловоза ст. Злобино маневровая бригада в составе машиниста ФИО11 и составителя поездов ФИО7 подъехала и объединилась с составом. Составитель поездов ФИО7 прошел вдоль состава, определился с сортностью вагонов, и дал команду машинисту тепловоза ФИО11 осадить состав в сторону «запада» на два вагона до СП-21. Вагоны пришли в движение и начали наезжать на погрузчик, внутри которого находился ФИО8 Состав проехал, столкнулся с погрузчиком на переезде, протащил его несколько метров и остановился. В результате чего погрузчик получил повреждения: сдвинута кабина относительно продольной оси, вмятина на кузове, разбито стекло. Начальником смены ЖДЦ являлся истец и за данное происшествие был уволен с ДД.ММ.ГГГГ по п. п. «д» п.6 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ за нарушение работником требований охраны труда, создавших реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастного случая). Шишкину В.П. вменили несоблюдение Инструкции «О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ФИО21 примыкающих к станции Злобино Красноярской железной дороги» (п.2.7.): «Перед въездом маневрового состава на путь, где производится погрузка-выгрузка вагонов, начальник смены ж.д. цеха обязан прекратить все операции, отвести людей на безопасное расстояние и лично дать указание составителю поездов на въезд состава на ж.д. путь необщего пользования»; нарушение Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (п. 1.1) в части соблюдения безопасности движения, тушение ситуации, создающей реальную угрозу наступления тяжких последствий несчастного случая; за неудовлетворительную организацию маневровой работы на подъездных путях предприятия (п.2.2, Должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ); отсутствие контроля соблюдения работниками правил и норм охраны труда и техники опасности производственной и трудовой дисциплины (п.2.18 Должностной инструкции 101 от ДД.ММ.ГГГГ). С указанной формулировкой Шишкин В.П. не согласен, поскольку обязательный при производстве любых работ в габарите железнодорожных путей наряд-допуск начальником ЖДЦ (железнодорожный цех) ФИО13 и начальником цеха <данные изъяты> ФИО14 оформлен не был. О производстве каких-либо работ в габарите железнодорожных путей ни Шишкина В.П., ни составителя поездов ФИО7 и машиниста ФИО11 не уведомили. Кроме того, начальник цеха <данные изъяты>      Ботвинин      Д.А.        допустил      к      управлению автопогрузчиком    слесаря    Хакимова    В.Ф.,    не    имеющего    прав    на    управление автопогрузчика, чем нарушил п.2.4.5.2. Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ Р М-027-2003), Должностную инструкцию № ДИ/80 от ДД.ММ.ГГГГ (п.4.10). В соответствии с инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, на переезде контролю подлежат следующие основные устройства и оборудования: проезжая часть (ширина должна быть равной ширине проезжей части автомобильной дороги, но не менее 6 метров); настил переезда с наружной стороны железнодорожной колеи (должен быть в одном уровне с верхом головок рельсов); наличие установки    переносных    сигналов    остановки    поезда    (красного    щита,    фонаря), приспособления    для    определения    нижней    негабаритности    подвижного    состава, буксировочного троса, флажков и др. (на переездах с дежурными); дорожные знаки, автоматические и ручные шлагбаумы, мачты светофором переездной сигнализации, ограждения, перила и направляющие столбики (должны быть расположены на расстоянии не менее 0,75 м от кромки проезжей части дороги, направляющие столбики устанавливаются с обеих сторон переезда на расстоянии от 2,5 до 16 м от крайних рельсов через каждые 1,5 м); заграждение от несанкционированного въезда на переезд транспортного средства (такие переезды должны иметь пешеходные дорожки и звуковую сигнализацию); предупредительные сигнальные знаки «С» о подаче машинистами поездов свистка (сигнальные знаки «С» устанавливаются с правой стороны по ходу движения поездов на расстоянии 500-1500 м); в зимнее время на переездах необходимо проверить наличие постоянного запаса песка или шлака для посыпания проезжей части переезда и пешеходных дорожек в границах переезда во время гололеда. Вся совокупность приведенных выше обстоятельств, по мнению Шишкина В.П. и его представителя, и привела к столкновению вагонов с погрузчиком. Считают увольнение истца по п. п. «д» п.6 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ незаконным, просят восстановить истца на работе в должности начальника смены ЖДЦ и взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула.

Представитель ответчика ФИО3, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, подтвердила обстоятельства произошедшего случая, по существу дела пояснила, что начальником смены ЖДЦ бригады, осуществлявшей маневровые работы, являлся Шишкин В.П. Существуют определенные «Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта» утвержденные распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 29.03.2001г. № АН-22-Р, согласно которым, Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта устанавливают основные положения и порядок работы промышленного железнодорожного транспорта и его работников, основные размеры, нормы содержания сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации (п.1). В соответствии с абз.3 п.3 положения Правила распространяются на все организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленного железнодорожного транспорта. На основании п.6 Правил, в развитие отдельных положений для определения взаимодействия в работе железнодорожного транспорта и обслуживаемых производственных подразделений издаются местные инструкции утверждаемые руководителем организации. В 2006г. была разработана и утверждена Управляющим директором ФИО22 ФИО9 Инструкция «О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ФИО23 примыкающих к станции Злобино Красноярской железной дороги», в соответствии с п.2.7 которой, въезд маневрового состава на 1 путь необщего пользования производится АО по согласованию с начальником смены ж.д.цеха. Перед въездом маневрового состава на путь, где производится погрузка-выгрузка вагонов, начальник смены ж.д. цеха обязан прекратить все операции, отвести людей на безопасное расстояние и лично дать указание составителю поездов на въезд состава на ж.д. путь необщего пользования. Составителю поездов категорически запрещается подавать вагоны и выполнять маневровые операции в отсутствии начальника смены ж.д.цеха. Шишкин В.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся работником ФИО24 и выполнял функции по должности начальника смены Железнодорожного цеха. В соответствии с пунктом 2.2. трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ работник обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, соблюдать должностную инструкцию, своевременно и качественно выполнять работу по своей должностной инструкции, исполнять приказы, распоряжения и указания должностных лиц работодателя, соблюдать правила техники безопасности. Согласно должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ начальник смены ж.д.цеха относится к категории руководителей (п. 1.1), он должен знать Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта (п. 1.4.1) инструкции по движению и маневровой работе (п. 1.4.5), в том числе местную, о порядке производства маневров на подъездном пути (п. 1.4.7), правила и инструкции по технике безопасности (п. 1.4.8), схему внутризаводских путей (п. ДД.ММ.ГГГГ). Начальник смены непосредственно организует работы в смене по приему со станции Злобино Красноярской железной дороги вагонов, по производству маневров на внутризаводских путях (п. 2.2), координирует и оперативно регулирует работу всех звеньев смены (п. 2.3). Контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины. Никто, кроме начальника смены ж.д.цеха, не может давать распоряжения о приеме и отправлении передаточных составов и производстве маневровых работ в пределах подъездного пути завода. Начальнику смены в период дежурства подчинены все подразделения цеха по вопросам, связанным с эксплуатационной и грузовой работой, безопасностью движения поездов (передаточных составов). При расследовании произошедшего случая установлено, что начальник смены ж.д.цеха Шишкин В.П., при подаче вагонов на подъездные пути дав команду локомотивной бригаде тепловоза 2909, заехать на 1 путь, не убедился лично в безопасности проведения маневровых работ, не отвел людей, находящихся в зоне проведения операции на безопасное расстояние, чем нарушил Инструкцию «О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ФИО25 примыкающих к станции Злобино Красноярской железной дороги»» (п. 2.7). Кроме того, не прекратил подачу вагонов на участок, где не была обеспечена безопасность движения, (п.3.3.) должностной инструкции. Несоблюдение указанных пунктов, обеспечивающих охрану труда, и бездействие Шишкина В.П., привели к созданию угрозы наступления тяжких последствий, а именно несчастного случая. Доводы истца о том, что он не знал о проведении работ в габарите железнодорожных путей являются несостоятельными и не соответствуют действительности, так как во время смены начальник проводит не менее 3-х раз обход железнодорожных путей, а работы, в том числе и сварочные, проводились на протяжении всей смены (с 18.00 - ДД.ММ.ГГГГ до 06.00 - ДД.ММ.ГГГГ), кроме того машинист, составители поездов и начальник смены обязательно имеют при себе рацию, таким образом, начальник смены, даже не видя машиниста или составителя поездов, постоянно слышит их разговор и не может не знать, куда подаются вагоны, а при проведении работ по просьбе ФИО14, через мастера Трифонова, подавался вагон. Согласно вышеназванным Правилам каждый работник промышленного железнодорожного транспорта обязан принять меры к остановке поезда или маневрирующего состава во всех случаях, угрожающих жизни людей или безопасности движения, а при обнаружении неисправности сооружений или устройства, угрожающие безопасности движения, должен немедленно принять меры к ограждению опасного места и устранить неисправности, (п.1.2.). Нарушение Правил технической эксплуатации работниками промышленного железнодорожного транспорта, контрагентами, а также работниками производственных подразделений организации, привлекаемыми к работе, связанной с движением поездов, маневровой работой, погрузкой и выгрузкой грузов или передвижением подвижного состава, в том числе специального, влечет за собой в зависимости от степени и характера нарушения ответственность в соответствии с действующим законодательством, (п. 13 Правил). Именно начальник смены ж.д.цеха непосредственно организует работы по производству маневров на внутризаводских путях, координирует и оперативно регулирует работу всех звеньев смены, контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины. Никто, кроме начальника смены железнодорожного цеха не может давать распоряжения о приеме и отправлении передаточных составов и производстве маневровых работ в пределах подъездного пути завода. Начальник смены является руководителем и он должен с особой ответственностью относиться к выполнению своих обязанностей и соблюдению требований охраны труда как самим собой, так его подчиненными. Если бы начальник смены лично контролировал проведение маневровых работ в соответствии с действующими правилами и инструкциями, то не была бы допущена возможность столкновения вагонов и погрузчика на переезде, так как он, контролируя ситуацию должным образом, не дал бы команду для движения вагонов. Именно бездействия и отсутствие контроля со стороны начальника смены создали угрозу наступления тяжких последствий. В соответствии с требованиями ст. 193 ТК РФ были затребованы и получены объяснения, в том числе и от истца, проведен анализ нарушений и возникших последствий, получено заключение начальника отдела охраны труда и техники безопасности, основным выводом которого, являлось: установление грубых нарушений требований охраны труда и правил техники безопасности, приведшие к возникновению ситуации, создающей реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастного случая). Истец сам не уведомил руководство о происшедшем случае, не оказывал содействия в оперативном расследования данного инцидента, кроме того, вводил руководство в заблуждение о фактических обстоятельствах случившегося. Учитывая степень тяжести последствий, и совершенных нарушений, с целью недопустимости в дальнейшем подобных ситуаций был издан приказ № П/84 от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Шишкина В.П. Согласно ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание, одним из видов которого, является увольнение по соответствующим основаниям. Руководствуясь ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей установленного уполномоченным лицом по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий. Шишкин В.П. уволен с ФИО26 с ДД.ММ.ГГГГ по п. п. «д» п.6 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ за нарушение работником требований охраны труда, создавших реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастного случая). Процедура наложения взыскания и увольнения в отношении Шишкина В.П. была полностью соблюдена. Просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав истца, представителей истца и ответчика, заключение помощника прокурора Жалба И.В., полагавшей в удовлетворении исковых требований отказать, свидетелей, исследовав представленные материалы, находит требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 21 ТК РФ, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать трудовую дисциплину; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В силу пп. "д" п. 6 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей - установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

Согласно ст. 192 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

В соответствии со ст. 193 ТК РФ, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 года, при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

В силу п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 года, при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по пункту 6 части первой статьи 81 ТК РФ, работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что работник совершил одно из грубых нарушений трудовых обязанностей, указанных в этом пункте. При этом следует иметь в виду, что перечень грубых нарушений трудовых обязанностей, дающий основание для расторжения трудового договора с работником по пункту 6 части первой статьи 81 Кодекса, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В судебном заседании установлено, что истец Шишкин В.П. работал в ФИО27 в должности начальника смены ЖДУ транспортного цеха на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 25).

Приказом управляющего директора ФИО28 от ДД.ММ.ГГГГ за № П/84 истец был уволен с занимаемой должности по пп. "д" п. 6 статьи 81 ТК РФ за нарушение работником требований охраны труда, создавших реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастного случая) (т. 1 л.д. 8-11).

С приказом истец ознакомился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью (т. 1 л.д. 11).

Основанием для увольнения истца с занимаемой должности послужили следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ в 6.00 маневровой бригадой и тепловозом ст. Злобино была произведена подача (вагонами вперед) и закрепление 24 вагонов на пути . Между зданиями цеха <данные изъяты> в течение ночи проводились ремонтные работы на воздушной магистрали. Работы велись силами <данные изъяты> - 2 слесаря и слесарем ЦТОО ФИО6, использовалось оборудование: передвижная эстакада, поддон с оборудованием для газосварки и вилочный погрузчик цеха <данные изъяты> Так как работы проводились по всей длине воздушной магистрали, оборудование находилось в междупутье пути , 3, 4, 6. В 6 часов ремонтные работы были закончены. По заданию начальника цеха «<данные изъяты> ФИО14 слесарь ФИО6 за рулем погрузчика перевозил через путь оборудование к цеху <данные изъяты>. <адрес> был наполовину занят вагонами. ФИО6, не рассчитал расстояние и возможности маневров, провалился одним колесом погрузчика за границы переезда, при этом машина остановилась и забуксовала. Выйдя из погрузчика ФИО6 и слесарь ЦТОО ФИО10 предприняли меры к подъему колеса. В это время после подачи и отъезда тепловоза ст. Злобино, маневровая бригада в составе машиниста ФИО11 и составителя поездов ФИО7 подъехала и объединилась с составом. Составитель поездов ФИО7 прошел вдоль состава, определился с сортностью вагонов. Первые с подхода стояли 8 вагонов ООО <данные изъяты> затем, не доезжая двух вагонов стрелочного перевода , стояли 16 вагонов <данные изъяты> Составитель ФИО7 дал команду машинисту тепловоза ФИО11 осадить состав в сторону «запада» на два вагона до СП-21, сам при этом находился рядом с СП-21, тогда как должен был находиться на последнем вагоне состава. Вагоны пришли в движение и начали наезжать на погрузчик, внутри которого находился ФИО8 Слесарь ФИО10 закричал, чтобы ФИО6 покинул погрузчик и побежал навстречу двигающемуся составу. Состав проехал, протащил погрузчик 30,5 метров и остановился. Машинист ФИО11 затормозил состав с помощью локомотивного тормоза, не применяя поездной. Слесарь ФИО10 нашел составителя ФИО7, отцепляющего вагоны <данные изъяты> со стороны цеха <данные изъяты>, сообщил о столкновении. После сообщения составитель ФИО7 и машинист ФИО11 узнали, что столкнулись с погрузчиком. В результате чего погрузчик получил повреждения: сдвинута кабина относительно продольной оси, вмятина на кузове, разбито стекло.

В ходе расследования данного случая установлены грубые нарушения требований охраны труда и правил техники безопасности, приведшие к возникновению ситуации создающей реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастного случая), а именно: начальник смены ЖДЦ Шишкин В.П. при подаче вагонов на подъездные пути не отвел людей, находящихся в зоне проведения операции на безопасное расстояние, чем нарушил п. 2.7 Инструкции «О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ФИО29 примыкающих к станции Злобино Красноярской железной дороги», согласно которому «перед въездом маневрового состава на путь, где производится погрузка-выгрузка вагонов, начальник смены ж.д. цеха обязан прекратить все операции, отвести людей на безопасное расстояние и лично дать указание составителю поездов на въезд состава на ж.д. путь необщего пользования», нарушил Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (п. 1.1) в части соблюдения безопасности движения, подвергнув работников предприятия опасности жизни и здоровью; не проконтролировал соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности производственной и трудовой дисциплины, тем самым нарушил п.2.18 должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заключением по ситуации столкновения с погрузчиком на путях необщего пользования ФИО30 начальником ООТ и ПБ ФИО31 ФИО12 (л.д. 33-34), докладной запиской начальника железнодорожного цеха ФИО32 ФИО13, согласно которой, начальник смены ЖДЦ Шишкин В.П. зная о том, что над железнодорожными путями будут производиться ремонтные работы, не потребовал предъявления наряда-допуска на работы повышенной опасности, чем нарушил Положение о работах повышенной опасности от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 35).

Свидетель ФИО12, занимающая должность начальника отдела охраны труда и промышленной безопасности, в судебном заседании подтвердила изложенное в заключение по произошедшему случаю.

Свидетель ФИО13 в судебном заседании пояснил, что работает в ФИО33 в должности начальника ж.д.цеха. Шишкин В.П. является его подчиненным. О происшествии он узнал утром ДД.ММ.ГГГГ, когда приехал на работу. В ходе расследования произошедшего случая было установлено, что со станции Злобино на 1 путь поступили вагоны с грузом для <данные изъяты> и <данные изъяты> Составитель поезда ст. Злобино отсоединил вагоны, закрепил их башмаками и тепловоз ушел. Маневровая бригада в составе машиниста ФИО11 и составителя поезда ФИО7 подъехала и объединилась с поступившими вагонами. Составитель поезда ФИО7 определился с сортностью вагонов и дал команду машинисту ФИО11 осадить состав в сторону запада на два вагона. Команды отдавались по рации. Вагоны пришли в движение и начали наезжать на погрузчик, который застрял на переезде. В нарушение Инструкции «О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ФИО34, примыкающих к станции Злобино» Шишкин В.П., как начальник смены ж.д. цеха, не отвел людей, которые проводили ремонтные работы на воздушной магистрали, на безопасное расстояние, нарушил должностную инструкцию, согласно которой Шишкин В.П. обязан соблюдать безопасность движения, а также осуществлять контроль за подчиненными работниками. Составитель поезда ФИО7, в нарушение Правил промышленного ж.д. транспорта, рабочей инструкции в части производства маневров, Инструкции по охране труда составителя поездов в части движения вагонами вперед по неохраняемым переездам, отсутствовал на последнем вагоне, что привело к столкновению состава с автопогрузчиком. При проведении маневровых работ, в результате которых произошло столкновение состава с автопогрузчиком, Шишкин В.П. отсутствовал на месте.

В рамках расследования происшествия были отобраны объяснительные от работников, находившихся на смене, об обстоятельствах произошедшего (т. 1 л.д. 36-45).

В судебном заседании, допрошенные в качестве свидетелей очевидцы и участники происшествия ФИО8, ФИО10, ФИО11, а также ФИО14 подтвердили обстоятельства происшествия, их показания соответствуют объяснительным, согласуются между собой и не противоречат друг другу.

Свидетель ФИО15 суду пояснила, что работает в должности заместителя начальника отдела по 2-ой группе отраслей, в её обязанности входит и обеспечение безопасности движения, о происшествии она узнала утром ДД.ММ.ГГГГ, когда ей позвонили домой, она сразу же позвонила Шишкину и сказала оставить всю смену для выяснения обстоятельств. Приехав на работу, узнала, что все рабочие смены уехали по домам. Все обстоятельства происшествия узнали со слов свидетелей, поскольку Шишкин отрицал столкновение состава и автопогрузчика. В обязанности Шишкина В.П. как начальника смены ж.д.цеха входит организация всех маневровых работ в смене. Передвижение вагонов происходит только под контролем начальника смены ж.д.цеха, ему подчиняются все работники смены, в том числе и составители поездов. При движении состава, составитель поезда ФИО7 отсутствовал на «хвосте» состава, Шишкин В.П. не проконтролировал составителя поезда, не предупредил людей, работавших на этом участке о движении состава, что и привело к столкновению. Ранее Шишкин В.П. также привлекался к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (т.1 л.д. 60).

В соответствии с Правилами технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта, утвержденной распоряжением Министерства транспорта РФ от 29.03.2001г. № АН-22-Р основными обязанностями работников промышленного железнодорожного транспорта является бесперебойное и своевременное обслуживание производства, а также контрагентов, грузоотправителей и грузополучателей железнодорожными перевозками при безусловном обеспечении безопасности движения и безопасности работающих, сохранности перевозимых грузов, соблюдение требований охраны окружающей природной среды (п. 1.1); лица, поступающие на работу на промышленный железнодорожный транспорт, на должности, связанные с движением поездов и маневровой работой должны пройти профессиональное обучение, пройти проверку знаний и в последующем периодически проходить проверку в знании Правил технической эксплуатации промышленного транспорта, Инструкции по сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на промышленном железнодорожном транспорте, правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, должностных и местных инструкций и других нормативных документов, регламентирующих работу промышленного железнодорожного транспорта, а также устанавливающих должностные обязанности работников (п. 1.6). Пунктом 13 указанных Правил предусмотрено, что нарушение Правил технической эксплуатации работниками промышленного железнодорожного транспорта, контрагентами, а также работниками производственных подразделений организации, привлекаемыми к работе, связанной с движением поездов, маневровой работой, погрузкой и выгрузкой грузов или передвижением подвижного состава, в том числе специального, а также технологического специального подвижного состава, влечет за собой в зависимости от степени и характера нарушения ответственность в соответствии с действующим законодательством (т.1 л.д. 52-55).

Согласно должностной инструкции начальника смены железнодорожного цеха (ЖДЦ) от ДД.ММ.ГГГГ начальник смены ЖДЦ относится к категории руководителей (п.1.1), должен знать, в том числе: Правила технической эксплуатации промышленного транспорта, Инструкцию по сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе, правила и инструкции по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности, должностные инструкции каждого работника смены (п. 1.4), непосредственно организует работы в смене по приему со станции «Злобино» Красноярской железной дороги и отправлению на нее передаточных составов, по производству маневров на внутризаводских путях и своевременной выгрузки из вагонов прибывающих на завод грузов (п. 2.2), контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка (п. 2.18), начальнику смены в период дежурства подчинены все подразделения цеха по вопросам, связанным с эксплуатационной и грузовой работой, безопасностью движения поездов (передаточных составов), несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ (п. 4.1) (л.д. 61-64). С должностной инструкцией Шишкин В.П. ознакомлен под роспись (т. 1 л.д. 65).

Приказом № П/551 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО35 введено Положение о системе Управления охраной труда на предприятии (СУОТ и ПБ), согласно п. 5.17.1 специалисты цеха, в том числе начальник смены, обязан обеспечивать безопасную организацию работ и соблюдение рабочими требований инструкций по охране труда, осуществлять производственный контроль за состоянием охраны труда и промышленной безопасности в цехе (п. 5.17.9 (т. 1 л.д. 183, 197-198).

Положением № ПП/27 о цехе «Железнодорожный», утвержденным управляющим директором ФИО36 ДД.ММ.ГГГГ, определена структура ЖДЦ и распределены обязанности между работниками цеха, в соответствии с должностными инструкциями. В соответствии с п. 6.2 указанного Положения в процессе осуществления своей деятельности ЖДЦ имеет право останавливать работу оборудования при наличии опасности на рабочих местах и возникновении аварийных ситуаций, обеспечивает выполнение требований охраны труда и промышленной безопасности в Обществе (п.4.14), осуществляет производственный контроль за работой опасных производственных объектов (п. 4.16) (т. 1 л.д. 214-220).

Из Инструкции «О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ФИО37 примыкающих к станции Злобино Красноярской железной дороги», согласованной главным ревизором Красноярского отделения дороги в 2006 году, следует, что въезд маневрового состава на 1 путь необщего пользования производится по согласованию с начальником смены ж.д.цеха. Перед въездом маневрового состава на путь, где производится погрузка-выгрузка вагонов, начальник смены ж.д.цеха обязан прекратить все операции, отвести людей на безопасное расстояние и лично дать указание составителю поездов на въезд состава на ж.д.путь необщего пользования. Составителю поездов категорически запрещается подавать вагоны и выполнять маневровые операции в отсутствие начальника смены ж.д.цеха (п.2.7) (т. 1 л.д. 27-28).

Основанием к увольнению Шишкина В.П. послужило, в том числе, и нарушение им п. 2.7 вышеуказанной Инструкции.

Шишкин В.П. не согласен с вмененным ему нарушением п. 2.7 Инструкции, поскольку происшествие произошло после отъезда локомотива станции Злобино, тогда как п. 2.7 Инструкции регламентирует порядок въезда состава, подаваемого ст. Злобино, на железнодорожный путь необщего пользования. Кроме этого, он не знал о производстве ремонтных работ на воздушной магистрали.

С доводами истца суд не может согласиться, поскольку п. 2.7 Инструкции регламентировано, что перед въездом маневрового состава на путь, где производится погрузка-выгрузка вагонов, начальник смены ж.д.цеха обязан прекратить все операции, отвести людей на безопасное расстояние, что Шишкиным сделано не было. При въезде тепловоза со ст. Злобино, ремонтные работы на воздушной магистрали между зданиями цеха <данные изъяты> продолжались. Доводы Шишкина В.П. о том, что он не знал о производимых работах на воздушной магистрали, суд не может принять во внимание, поскольку начальнику смены в период дежурства подчинены все подразделения цеха по вопросам, связанным с эксплуатационной и грузовой работой, безопасностью движения поездов (передаточных составов), он несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ (п. 4.1 должностной инструкции начальника смены железнодорожного цеха (ЖДЦ) от ДД.ММ.ГГГГ). Также, заступив на смену, Шишкин В.П. обязан был проверить наличие наряда-допуска на производство работ по ремонту воздушной магистрали, поскольку данные работы относятся к работам повышенной опасности, и в соответствии с приказом № П/466 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении лиц, имеющих право выдавать наряд-допуск на работы повышенной опасности и о введении в действие «Положения по организации и производству работ повышенной опасности», Шишкин В.П. является лицом, допускающим к работам повышенной опасности (т. 1 л.д. 154-155, 156-158).

В судебном заседании свидетель ФИО16 пояснила, что работает в ФИО39 в должности начальника смены ж.д.цеха, в обязанности начальника смены ж.д.цеха входит полный контроль над работниками в его смене. Начальник отвечает за всех рабочих, проводит инструктаж, должен знать, где и какие ведутся работы на вверенной ему территории, обязан следить и за составителями поездов, при невозможности лично присутствовать на погрузке-выгрузке, общается по рации. Работы по ремонту воздушной магистрали между зданиями цеха ФИО40 начались ДД.ММ.ГГГГ около 18 часов, она рабочих не видела, поскольку находилась в противоположной части территории, но о работах знала. Шишкин обязан был предупредить рабочих, что должен пройти состав, однако он этого не сделал, что и повлекло наступление последствий.

Не может суд согласиться и с доводами истца, в обоснование незаконности увольнения, о том, что Федеральная служба государственного железнодорожного надзора не была поставлена в известность и не принимала участие в расследовании столкновения, с инструкцией «О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ФИО41 примыкающих к станции Злобино Красноярской железной дороги» истец ознакомлен не был, никто из ревизоров в известность поставлен не был и участия в расследовании столкновения не принимал, слесарь ФИО6, не имеющий прав на управления погрузчиком, за рулём погрузчика перевозил через путь оборудование к цеху <данные изъяты>, технологический переезд не оборудован, поскольку доводы истца не связаны с нарушением им Инструкции «О порядке обслуживания и организации движения…» и должностной инструкции, и не могут повлиять на формулировку увольнения истца – нарушение работником требований охраны труда, создавших реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастного случая). Кроме этого, в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников ФИО42 Шишкин В.П. аттестован по программе обучения и аттестации руководителей и специалистов по вопросам охраны труда, промышленной безопасности, промсанитарии, что подтверждается его подписью (т. 2 л.д. 10). В тематический план курсового обучения по охране труда для специалистов и руководителей ФИО43 были включены изучение как отраслевых Инструкций, Правил и Положений по технике безопасности и охране труда на ж.д. транспорте, так и внутренних нормативных актов (т.2 л.д. 16-17).

Из акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя -ОБ/36/2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании заявления Шишкина В.П. проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ФИО44 по заключении Государственной инспекции труда в Красноярском крае работодателем был соблюден порядок применения дисциплинарного взыскания, предусмотренный ст. 193 Трудового кодекса РФ, предшествующий увольнению по пп. «д» п.6 ч.1 ст. 81 ТК РФ, являющегося видом дисциплинарного проступка. Уполномоченным лицом по охране труда - начальником ООТ И ПБ составлено заключение по ситуации с погрузчиком на путях необщего пользования ФИО45 В соответствии со ст.ст. 356, 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в пределах возложенных на государственных инспекторов труда полномочий и на основании документов. В полномочия Государственной инспекции труда не вменены обязанности по установлению наличия вины в действиях работника, а также по оценке тяжести совершенного деяния, оценке реальной угрозы наступления тяжких последствий. Указанные обстоятельства устанавливаются и оцениваются в судебном порядке (т. 1 л.д. 209-210).

Таким образом, оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о незаконности заявленных истцом требований, поскольку у ответчика имелись основания для увольнения истца по пп. "д" п. 6 ст. 81 ТК РФ, так как факт нарушения Шишкиным В.П. трудовых обязанностей, по причине несоблюдения Инструкции «О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ФИО46 примыкающих к станции Злобино Красноярской железной дороги» (п.2.7.): «Перед въездом маневрового состава на путь, где производится погрузка-выгрузка вагонов, начальник смены ж.д. цеха обязан прекратить все операции, отвести людей на безопасное расстояние и лично дать указание составителю поездов на въезд состава на ж.д. путь необщего пользования»; нарушение Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (п. 1.1) в части соблюдения безопасности движения, тушение ситуации, создающей реальную угрозу наступления тяжких последствий несчастного случая; за неудовлетворительную организацию маневровой работы на подъездных путях предприятия (п.2.2, Должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ); отсутствие контроля соблюдения работниками правил и норм охраны труда и техники опасности производственной и трудовой дисциплины (п.2.18 Должностной инструкции 101 от ДД.ММ.ГГГГ) нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, предусмотренный законом порядок применения дисциплинарного взыскания ответчиком был соблюден и истцом не оспаривается, наличие причинно-следственной связи между допущенными истцом нарушениями требований охраны труда и наступившими последствиями в виде столкновения тепловоза и автопогрузчика - установлено, поскольку указанное обстоятельство подтверждается представленными в суд доказательствами.

При таких обстоятельствах, суд считает требования Шишкина В.П. о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          В удовлетворении исковых требований Шишкина Владимира Петровича к ФИО47 о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула – отказать.

          Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней со дня постановления решения в окончательной форме.

          Председательствующий:                                            О.В.Князева