<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2011 года г.Красноярск
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Гришиной В.Г.
при секретаре - Бовыкиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г.Красноярска в интересах ФИО1 к Администрации Свердловского района г.Красноярска о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Свердловского района г.Красноярска в интересах ветерана Великой Отечественной войны ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Свердловского района г.Красноярска о признании незаконным решения администрации Свердловского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма и возложении обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что действующим законодательством предусмотрена мера социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном – участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, состоит и фактически проживает в доме по адресу: <адрес>, принадлежащем Корневу А.П., другого жилья, в том числе и на праве собственности, он не имеет. 15.04.2010 года Сафронов А.М. обратился в администрацию Свердловского района г.Красноярска с заявлением об обеспечении его жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Администрацией Свердловского района г.Красноярска было отказано ФИО1 в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечении жильем в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» ввиду превышения учетной нормы, определяющей уровень нуждаемости в г.Красноярске, так как он проживает в жилом помещении общей площадью 108,01 кв.м., где имеют регистрацию и проживают 9 человек, в связи с чем на каждого проживающего приходится 12,01 кв.м. Прокурор считает данное решение администрации Свердловского района г.Красноярска незаконным, поскольку оно вынесено без объективной оценки конкретной индивидуальной ситуации, только исходя из формальных требований закона, без учета того, что ФИО1 не является членом семьи собственника, его проживание в доме обусловлено невозможностью самостоятельного ухода за собой. Кроме того, дом по <адрес>, в котором проживает ФИО1, является непригодным для проживания престарелого инвалида, т.к. построен в 1948 году и не имеет элементарных бытовых удобств для проживания: туалет расположен на улице, дом отапливается печным отоплением, вода к нему не проведена и носится вручную из колонок, для мыться имеется старая баня. ФИО1 проживает в доме в помещении без окна, которое изначально являлось коридором. Другие помещения, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, в том числе, освещенности, пригодные для проживания в них ФИО1, ввиду его многочисленности проживающих, в доме отсутствуют. В 2009 году ФИО1 упал и сломал шейку бедра, ввиду чего передвигается только по дому и на костылях, нуждается в постоянном постороннем уходе. В связи с этим прокурор считает, что ФИО1 является нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем отказ ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является незаконной и нарушающей права ФИО1 как ветерана Великой Отечественной войны.
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора Свердловского района г.Красноярска Козырь О.В. исковые требования уточнил, указав, что ФИО1 было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося распоряжением администрации Свердловского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просит признать указанное распоряжение незаконным. В остальной части требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика – администрации Свердловского района г.Красноярска Сербин П.В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признал, считает обоснованным распоряжение администрации Свердловского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку ФИО1 проживает в жилом доме по <адрес>, имеет право пользования данным жилым помещением, исходя из всех проживающих лиц в доме обеспечен жильем более учетной нормы 12 кв.м. на одного человека. Кроме того, продав в 2007 году дом по <адрес>, где ранее он проживал, ФИО1 тем самым умышленно ухудшил свои жилищные условия.
Истец ФИО1, третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о месте и времени слушания дела были уведомлены надлежащим образом.
В силу ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны считать необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону № 80-ФЗ от 19.05.1995 года «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», забота об участниках, ветеранах и жертвах ВОВ является историческим долгом общества и государства. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливается Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». В соответствии с пп. 4 п.1 ст. 21 указанного закона, к мерам социальной поддержки участников ВОВ относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ФЗ от 29.06.2009 №135-03.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» к мерам социальной поддержки участников Великой Отечественной войны относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 марта 2005 года.
Федеральным законом №327-ФЗ от 21.12.2009 года «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах» в подп.4 п.1 ст.21 Федерального закона внесены изменения, согласно которым не только участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет до 01 марта 2005 года, но и участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после названной даты, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны наделены органы государственной власти субъектов РФ.
Законом Красноярского края № 10-4386 от 18.02.2010 г. «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» (в ред. Закона Красноярского края от 29.04.2010 N 10-4540) установлены условия предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и определен порядок принятия ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст.3 указанного Закона Красноярского края, принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом края от ДД.ММ.ГГГГ N 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края.
В соответствии со ст. 2 данного Закона Красноярского края, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов. Предоставление ветерану меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется один раз. Обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.
Статьей 4 Закона Красноярского края определены формы предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, которые реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.
Статьей 7 указанного Закона Красноярского края определен список документов необходимых для постановки на учет для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.
Согласно п.1.1 Положения об администрации района города Красноярска, утвержденного распоряжением Главы города Красноярска 26.02.2007 г. № 46-р (в ред. Распоряжений администрации г. Красноярска от 10.02.2009 N 25-р, Распоряжений Главы г. Красноярска от 20.11.2009 N 229-р), администрация района в городе Красноярске (далее - районная администрация) является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города.
В соответствие с п.2.2.6 указанного Положения, в сфере управления муниципальным жилищным фондом, районная администрация ведет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также, граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. А исходя из п.3.4 Положения, к полномочиям районной администрации относится ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также, граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда.
В соответствие с п.4.3 данного Положения, в пределах своей компетенции руководитель администрации района в городе издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории района юридическими и физическими лицами.
Постановлением администрации г.Красноярска от 14.04.2005 N 192 (ред. от 26.05.2006) «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска» установлена норма площади жилого помещения для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Красноярска, - в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания (в домах, признанных в установленном действующим законодательством порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям, норма для постановки на учет не ограничивается).
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном – участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы (л.д.15, 30). Состоит на регистрационном учете и фактически проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 108,1 кв.м. (л.д.22,81-82). Данный дом принадлежит на праве собственности ФИО6 (л.д.33), который является супругом дальней родственницы ФИО7 – племянницы ФИО9 Согласно выписке из домовой книги по данному адресу, кроме ФИО1, зарегистрировано 8 человек (л.д.22).
Согласно сообщению УФРС по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ право собственности ФИО1 на объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы (л.д.37).
Ранее ФИО1 состоял в браке с ФИО8 (л.д.109), с которой проживал в неблагоустроенном жилом доме общей площадью 29,6 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.34) и являлся собственником 322/1000 доли указанного дома. ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умерла (л.д.110), после ее смерти на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> ФИО1 наряду с другим собственником был продан (л.д.35-36).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию Свердловского района г.Красноярска с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма (л.д.24-25).
Распоряжением администрации Свердловского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д.104-107, 108). Как следует из ответа Администрации Свердловского района г.Красноярска, отказ в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении был обусловлен превышением учетной нормы, определяющей уровень нуждаемости в г.Красноярске, т.к. он проживает в жилом помещении общей площадью 108,1 кв.м., где имеют регистрацию 9 человек (л.д.14).
Между тем указанное распоряжение является незаконным по следующим основаниям.
Статьей 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как установлено выше, ФИО1 другого жилья, в том числе и на праве собственности, не имеет, проживает в доме площадью 108,01 кв.м. по <адрес>, принадлежащий ФИО6 – супругу племянницы ФИО9, его проживание в доме обусловлено невозможностью самостоятельного ухода за собой.
Несмотря на то, что ФИО1 зарегистрирован по указанному адресу и фактически проживает в доме, принадлежащем на праве собственности ФИО6, он тем не менее не является его родственником, членом семьи собственника жилого дома в судебном порядке не признан.
Кроме того, в указанном доме площадью 108,01 кв.м. проживают и состоят на регистрационном учете в общей сложности 9 человек (л.д.81-82). Следовательно, на каждого проживающего приходится 12,01 кв.м., что превышает лишь на 0,01 кв.м. учетной нормы 12 кв.м., определяющей уровень нуждаемости в г.Красноярске, что является незначительным отклонением от учетной нормы и не может быть признано существенным нарушением учетной нормы.
Как следует из технического паспорта на дом по <адрес> (л.д.83-103), неблагоустроенный жилой дом, 1956 года постройки, имеет от 30 до 50 процентов износа, состоит из 6 жилых комнат общей площадью 67,2 кв.м.
Согласно акту обследования материально-бытовых условий УСЗН Свердловского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, проживая в доме по <адрес> занимает помещение без окон, которое изначально являлось коридором. Туалет расположен на улице, воду носят из колонок. На территории двора имеется старая баня. В 2006 году, после смерти жены, обращался в управление за консультацией по вопросу оформления в дом-интернат, но в июле 2007 года, после продажи дома, его забрала к себе племянница ФИО9 (л.д.22).
Кроме того, в 2009 году ФИО1 сломал шейку бедра, в настоящее время нуждается в постороннем уходе, что подтверждается заключением врачебной комиссии № (л.д.31).
Таким образом, дом по <адрес>, в котором проживает ФИО1 не имеет элементарных бытовых удобств для проживания: туалет расположен на улице, дом отапливается печным отоплением, вода к нему не проведена и носится вручную из колонок, для мыться имеется старая баня, в связи с чем дом является непригодным для проживания престарелого инвалида, нуждающегося в постоянном уходе по состоянию своего здоровья.
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО1 имеет право на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет жилья в собственности, а также по договору социального найма и поднайма жилого помещения, состоит на регистрационном учете в жилом доме, не принадлежащем ему на праве собственности, членом семьи собственника жилого дома не является. Кроме того, дом является непригодным для проживания ФИО1 в силу его возраста и состояния здоровья. Также на каждого проживающего в жилом доме приходится 12,01 кв.м., что крайне незначительно превышает учетную норму, определяющей уровень нуждаемости в <адрес> лишь на 0,01 кв.м.
Доводы представителя ответчика о том, что ФИО1 намеренно ухудшил свои жилищные условия, продав принадлежащую ему долю в праве собственности дом по <адрес>, являются несостоятельными, так как материалами дела не подтверждается факт намеренного ухудшения жилищных условий истцом ФИО1 Кроме того, как усматривается из договора купли-продажи дома по <адрес>, ФИО1 на праве собственности принадлежало 322/1000 доли дома, которая была им продана ДД.ММ.ГГГГ, т.е. задолго до издания Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
При таких обстоятельствах распоряжение администрации Свердловского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма суд признает незаконным и нарушающим права ФИО1 как ветерана Великой Отечественной войны., поскольку оно вынесено без объективной оценки конкретной индивидуальной ситуации, только исходя из формальных требований закона, без учета указанных выше обстоятельств.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО1 нуждается в улучшении своих жилищных условий, суд считает необходимым обязать администрацию Свердловского района поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Свердловского района г.Красноярска в интересах ФИО1 к Администрации Свердловского района г.Красноярска о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, - удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Свердловского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа ФИО1 в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
Обязать Администрацию Свердловского района г.Красноярска поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Подписано председательствующим.
<данные изъяты>
Судья: В.Г. Гришина