признание незаконной деятельности



                                     <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    13 декабря 2010 года

Свердловский районный суд г.Красноярска

в составе председательствующего судьи – Богдевич Н.В.

при секретаре Гришиной Ю.В.

с участием помощника прокурора Гаус А И,

представителя ответчика ООО «ФИО47» - Ашихмина Д.Г., действующего на основании доверенности,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Прокурора г. Абакана в интересах неопределенною круга лиц к ООО «ФИО48» о признании

незаконной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Абакана в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ФИО6» (Дале ООО ФИО7) о признании незаконной деятельности по проведению негосударственной всероссийской тиражной стимулирующей лотереи, с использованием в качестве лотерейного оборудования автоматов для проведения лотереи, прекращении деятельности, указывая о том. что Прокуратурой г.Абакана совместно с Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы России по РХ. УВД г.Абакана в порядке надзора за исполнением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр проведена проверка деятельности лотерейного клуба без названия, в котором осуществляет деятельность ООО «ФИО8». В ходе проверки было установлено, что директором ООО «ФИО9» является ФИО4 Обществом в обособленном подразделении, расположенном по адресу: <адрес> проводится деятельность по организации и проведению негосударственной региональной стимулирующей лотереи. В ходе осмотра помещения клуба установлено, что в зале клуба размещено 14 единиц оборудования, которое по внешним признакам соответствует игровым автоматам, используемых при организации и проведении азартной деятельности. Таким образом. ООО «ФИО10» осуществляет деятельность в помещении клуба без названия, по вышеуказанному адресу в г.Абакане по организации и проведению азартных игр под видом лотереи, что незаконно и подлежит прекращению.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Гаус АИ исковые требования поддержал, просит признать незаконной деятельность ООО «ФИО11» связанную с использованием в качестве лотерейного оборудования игровых автоматов при проведении негосударственной региональной стимулирующей лотереи «ФИО12» осуществляемую в помещении, расположенном по адресу: <адрес> признать данную деятельность незаконной и запретить ООО «ФИО13» осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр.

Представитель ответчика Ашихмин ДГ, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал, пояснил суду, что для проведения лотереи «ФИО14» ответчиком используется лотерейное оборудование. Истец необоснованно соотносит понятие лотерейного оборудования с понятием игрового автомата, не принимая во внимание то, что лотерейное оборудование (в том числе в виде электронного устройства) может быть использовано при розыгрыше призового фонда - процедуре, которая основана на принципе случайного определения выигрышей. Технические паспорта на лотерейное оборудование, сертификаты, условия проведения стимулирующей лотереи «ФИО15» свидетельствуют об отсутствии в деятельности ООО «ФИО16» признаков деятельности по организации азартной игры и подтверждает проведение стимулирующей лотереи в рамках обшей правоспособности Общества. Доказательств идентичности используемого лотерейного оборудования игровым автоматам стороной истца не представлено. Процедура розыгрыша в деятельности лотерейного клуба присутствует, однако деятельность ООО «ФИО17» не подпадает под признаки игровой, поскольку источником прибыли для Общества является не проведение лотереи, а продажа товара. Высокие цены на данные товары устанавливаются соглашением продавца и покупателя. При этом участие в лотерее не связано с риском потери денежных средств, поскольку они уплачиваются участником лотереи за приобретаемый товар, который остается у покупателя. Удовлетворение заявленных требований поставит под сомнение принципиальную возможность проведения стимулирующей лотереи даже после устранения нарушений ее проведения. Логичным представляется рассмотрение вопроса о правомерности (законности) использования конкретного лотерейного оборудования для проведения стимулирующей лотереи «ФИО49», а не признание незаконной деятельности по проведению азартных игр с использованием указанной лотереи. Представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований прокурора г. Абакана отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крута лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    Согласно пункту 4 статьи 27. пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Так неисполнение федерального законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории муниципального образования г. Абакан, а также влияет на благополучие социально-психологической обстановки и общественного порядка. Суд приходит к выводу о имеющимся праве Прокурора на обращение в суд с данным иском в интересах неопределенного крута лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

Согласно п. 6 указанной статьи, деятельность по организации и проведению азартных игр деятельность, направленная на заключение основанных, на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ установлено, что игорные заведения    (за    исключением    букмекерских контор    и тотализаторов)    могут быть    открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В статье 9 названного закона определены четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область.

Республика Хакасия в данный перечень не входит.

В судебном заседании установлено, что Прокуратурой города Абакана совместно с Межрайонной инспекцией ФНС России по Республике Хакасия, УВД г.Абакана в порядке надзора за исполнением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр проведена проверка деятельности лотерейного клуба без названия в <адрес> в котором осуществляет деятельность ООО «ФИО18», на основании договора субаренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между ИП ФИО19 и ООО «ФИО20» в лице директора ФИО4 сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Проверкой установлено, что директором ООО «ФИО21» является ФИО4 Обществом в обособленном подразделении, расположенном по адресу: <адрес> проводится деятельность по организации и проведению негосударственной региональной стимулирующей лотереи. В ходе осмотра помещения клуба установлено, что в начале клуба размещено 14 единиц оборудования, которое по внешним признакам соответствует игровым автоматам, используемых при организации и проведении азартной деятельности. Игровые автоматы состоят из монитора и клавишей, с установленными игровыми программами. Механизмы для приема и идентификации денежных средств в игровых автоматах отсутствуют.

ООО «ФИО22» является организатором региональной стимулирующей лотереи «ФИО23» на основании Правил проведения лотереи от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления в Министерство финансов РХ о проведении лотереи, письмо Министерства финансов РХ в адрес ООО «ФИО24» от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в Государственный реестр региональных лотерей. Из представленных доказательств следует, что ООО «ФИО50» разрешено заниматься деятельностью по организации стимулирующей лотереи «ФИО25».

Условия проведения региональной стимулирующей лотереи «ФИО26» ООО «ФИО27» в ходе проверки в прокуратуру г.Абакана не представлены.

Данная лотерея проводится с использованием лотерейного оборудования, полученного путем переоборудования (модернизации) игрового оборудования, что подтверждается представленными по делу доказательствами.

Модернизация заключалась в демонтаже купюроприемника игрового автомата и замене игровой платы на лотерейную плату либо, в случае технической возможности, модернизации игровой платы в лотерейную плату.

В соответствии с разъяснениями Министерства финансов РФ в письме от 07.04.2008 № 05-03-08/19. попытки представить игровое оборудование в качестве лотерейного с целью ухода от государственного контроля деятельности но организации азартных игр путем модификации игровых автоматов, в результате которой демонтируются отдельные части игрового автомата (например, устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей), неправомерны по следующим причинам: понятие игрового автомата, содержащееся в Федеральном законе от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не содержит требования о наличии в игровом автомате устройств для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей; правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденные Приказом Госстандарта России от 24 января 2000 г. N 22. также не предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеназванных устройств; основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет сто функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результаты игры на нем.

Следовательно, игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.

Представленные сертификат соответствия лотерейного оборудования требованиям нормативных документов №, выданный Госстандартом России, технические паспорта лотерейного оборудования и сертификат соответствия лотерейных программ не свидетельствуют о правомерности использования данного оборудования в целях проведения лотереи.

Согласно сообщению ФГУ «Красноярский центр стандартизации, метрологии и сертификации» от ДД.ММ.ГГГГ . сертификаты соответствия № и являются сертификатом электробезопасности использования оборудования и сертификатом соответствия лотерейной программы, чего недостаточно для подтверждения законности его применения в стимулирующей лотерее. всех приведенных выше сертификатов недостаточно для эксплуатации какого-либо Экземпляра АПК (переоборудованного автомата с лотерейной программой). Каждый Экземпляр оборудования должен еще подвергнуться обязательной процедуре оценки АПК и ПО определенным функциональным и

При проведении проверки установлено, что деятельность ООО «ФИО28» по проведению стимулирующей лотереи с применением развлекательных аппаратов в помещении по адресу: <адрес> имеет признаки организации азартных игр, обозначенные в Федеральном законе № 244-ФЗ.

В соответствии с п. 18 ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр...», игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Из материалов проверки и показаний свидетелей ФИО30 И ФИО31., допрошенных в ходе проведения проверки, следует, что алгоритм игры представлен следующим образом.

Посетитель передает работнику клуба денежные средства ( 100 руб., 500 рублей). После чего клиент выбирает автомат, и ему предоставляется бонус для игры на этом автомате, выставляя на автомате данную сумму оплаченную клиентом. Оператор с помощью специального ключа разблокирует аппарат и вводит в него сумму бонусных баллов – соответственно размеру оплаты клиентом. По окончании игры на экране лотерейного оборудования высвечивается сумма набранных баллов, каждый балл эквивалентен рублю. Выигрыш фиксируется сотрудником ООО «ФИО32», сумма выигрыша выдается кассиром лично клиенту. Лотерейный билет клиентом не приобретается.

Вышеуказанные свидетели, показали, что посетили игровой клуб по <адрес> в <адрес>, с целью участия в игре. Выбрав игровой автомат, они уплатили оператору по 100 руб., 500 руб. за участие в игре, при этом лотерейных билетов им не выдавали. При выигрыше они бы получили выигранную сумму, в размере уплаченных ими денежных средства соответственно 100 руб., 500 руб.

Аналогичные показания дали в суде свидетели сотрудники МИФНС и ОБ0П. присутствующие при проведении проверки деятельности лотерейного клуба ООО «ФИО33» по <адрес> в <адрес>.

Изложенный алгоритм игры не соответствует признакам лотереи, определенным Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О лотереях», лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

11. 2 ст. 3 указанного закона закрепляет виды лотереи в зависимости от способа ее проведения: тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов; бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет: комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи.

В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 3 указанного Федерального закона стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие, в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.

Правила проведения лотереи ООО «ФИО34» не отвечают признакам бестиражной стимулирующей лотереи, поскольку выигрыш не может быть определен на стадии изготовления лотерейных билетов (которые организатором лотереи «ФИО35» не распространяются).

Как установлено судом, условием для участия в лотерее является приобретение бонуса, путем передачи работнику ООО «ФИО36» денежных средств, номинальная стоимость которой, вводится в автомат в качестве ставки. Выигрыш определяется случайным образом устройством. находящимся изнутри оборудования, без участия организатора лотереи либо его работников, при этом результат игры зависит от действий самого участника, который использует соответствующие клавиши в соответствии с правилами игры на игровом автомате.

Таким образом. ООО «ФИО37» использует оборудование, подпадающее под признаки игровых автоматов. Само по себе участие в процессе оператора, который вводит в автомат сделанную клиентом ставку и фиксирует выигрыш с целью его выдачи в кассе, не исключает отнесение данного процесса к азартной игре, и розыгрышем не является.

Довод стороны ответчика о том, что источником прибыли для ООО «ФИО38» является проведение лотереи, суд находит несостоятельным, поскольку источник получения прибыли организатором игры как юридическим лицом не имеет значения для квалификации деятельности в качестве игровой. ООО «ФИО39» обладает общей правоспособностью и вправе заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом, в числе продажей товаров, извлекая из этой деятельности соответствующую прибыль.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие для участника лотереи «ФИО40» риска не имеет правового значения ввиду того, что участие в лотерее, как и участие в азартной игре, связано с риском потери денежных средств, уплаченных за участие в лотерее о внесенных в качестве ставки.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «ФИО41» по проведению региональной стимулирующей лотереи «ФИО51 ФИО52» на вышеуказанных условиях является организацией азартной игры и противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 224-ФЗ, в связи с чем требованной прокурора г. Абакана подлежат удовлетворению.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований Прокурора г.Абакана в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ФИО43».

В соответствии с ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 4000 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Абакана, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «ФИО44» по организации и проведению азартных игр, связанную с использование в качестве лотерейного оборудования игровых автоматов при проведении стимулирующей лотереи «ФИО45», осуществляемую в помещении клуба без названия, расположенного по адресу: <адрес>

Запретить ООО «ФИО46» осуществлять деятельность по организации и проведении азартных игр на территории г.Абакана.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме, с 21 декабря 2010 года.

Судья                                                                                        Н.В. Богдевич