<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 декабря 2010 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Гришиной В.Г.
при секретаре – Бовыкиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филатова Сергея Ивановича к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в Свердловском районе г.Красноярска о назначении и выплате пенсии по старости и государственной пенсии вследствие военной травмы,
У С Т А Н О В И Л:
Филатов С.И. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Свердловском районе г.Красноярска о назначении и выплате трудовой пенсии по старости и государственной пенсии вследствие военной травмы с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований сослался на то, что является участником ликвидации аварии на ЧАЭС 1988 года по объекту «Укрытие», вследствие чего признан инвалидом 2 группы по увечью, полученному при исполнении иных обязанностей военной службы. ДД.ММ.ГГГГ достиг возраста 55 лет, имеет трудовой стаж 20 лет. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости по достижении им возраста 55 лет и государственной пенсии по инвалидности вследствие военной травмы. Ответчик в назначении пенсий истцу отказал, мотивируя тем, что для назначения пенсий необходимо достижение истцом возраста 55 лет и наличие трудового стажа 25 лет. Полагает, что данный отказ в назначении пенсий является незаконным и противоречит требованиям закона, поскольку возможность назначения и выплат двух пенсий, как государственной пенсии по инвалидности по ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», так и пенсии по старости по ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При этом страховой стаж в силу ст.28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» должен составлять не менее 5 лет.
В судебном заседании представитель истца - Казанцев К.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – Игнатенко Л.С. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признала, поскольку в силу действующего законодательства истец не имеет права на одновременное получение трудовой пенсии по старости и государственной пенсии по инвалидности до достижения им возраста 55 лет, т.к. у него отсутствует страховой стаж 25 лет, необходимый для назначения пенсии по старости вследствие военной травмы.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 18.07.2006г. №112-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой ст.13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» или ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно п.2 ч.1 названной статьи гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и проверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанностей военной службы, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.3 ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсии по инвалидности, предусмотренная пп.1 п.2 (с применением п.3 и п.5) ст.15 настоящего Федерального Закона, и трудовая пенсия по старости.
Из указанных норм права следует, что инвалиды из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц могут реализовать закрепленное в этой норме права на получение двух пенсий – пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы – только в случае, когда такие пенсии назначены на основании ФЗ «О трудовых пенсиях», поскольку граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы получают пенсионное обеспечение на условиях и по нормам законодательства о трудовых пенсиях.
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В силу п.2 ст.4 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в случаях, предусмотренных ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно подп.3 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что назначение пенсии по старости на основании ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» может быть осуществлено при условии, если мужчины к моменту такого назначения достигли возраста 55 лет при страховом стаже 25 лет и являются получателями государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Филатов С.И. является участником ликвидации аварии на ЧАЭС 1988 года по объекту «Укрытие», вследствие чего признан инвалидом 2 группы по увечью, полученному при исполнении иных обязанностей военной службы (л.д.8).
В 1996 году ему была назначена пенсия по инвалидности вследствие военной травмы (л.д.22-25). При обращении Филатова С.И. с заявлением о назначении пенсии по старости в январе 2008 года, он был переведен с одного вида пенсии на другой, то есть с государственной пенсии по инвалидности на пенсию по старости, которую получает с момента обращения (л.д.26-27). Как следует из объяснений представителя истца, в настоящее время Филатов С.И. желает перевестись на государственную пенсию по инвалидности.
ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста 55 лет, имеет трудовой стаж 18 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Филатов С.И. обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ему одновременно двух пенсий: государственной пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что достиг возраста 55 лет.
Однако, к моменту обращения с заявлением о наличии права на получение второй пенсии – трудовой пенсии по старости Филатов С.И., достигнув 55-летнего возраста, не имел необходимый трудовой стаж 25 лет. Соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.3 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» у истца отсутствует.
Доводы представителя истца о том, что Филатову С.И. для назначения двух пенсий: по инвалидности и по старости достаточно иметь страховой стаж 5 лет, предусмотренный ст.28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права.
В соответствии со ст.28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10, 16 - 18 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом, если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подпунктами 1 - 10, 16 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст.30 указанного Закона, гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст.13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы): пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Гражданам, указанным в п.4 ч.1 ст.13 настоящего Закона (принимавшим в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы): пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Согласно ст.7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 5 лет.
Из анализа приведенных правовых норм, следует, что указанные нормы права регулируют общие условия назначения гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, пенсии по старости в системе государственного пенсионного обеспечения со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия, и при наличии необходимой продолжительности страхового и трудового стажа им предоставлено право выбора основания назначения пенсии по старости по основаниям, предусмотренным ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» либо ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», и не связаны с правом на одновременное получение двух пенсий: государственной пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости.
Таким образом, правовые основания для назначения Филатову С.И. одновременно государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в настоящее время отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Филатова Сергея Ивановича к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в Свердловском районе г.Красноярска о назначении и выплате пенсии по старости и государственной пенсии вследствие военной травмы, - отказать.
Решении может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: В.Г.Гришина