<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2011 года г.Красноярск
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Гришиной В.Г.
при секретаре – Бовыкиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Субботина Геннадия Петровича к администрации г.Красноярска о сохранении жилого помещения в реконструированном состоянии,
У С Т А Н О В И Л:
Субботин Г.П. обратился в суд с иском к администрации г.Красноярска о сохранении жилого помещения в реконструированном состоянии.
Требования мотивированы тем, что Субботиным Г.П. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ была приобретена в собственность двухкомнатная квартира, расположенная на первом этаже в девятиэтажном панельном доме по адресу: <адрес>. Он обратился в администрацию г.Красноярска с заявлением о переводе <адрес> нежилое помещение. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ему было разрешено перевести указанное жилое помещение в нежилое, с целью устройства офиса. Департаментом градостроительства администрации г.Красноярска было выдано разрешение на реконструкцию помещения в офис, с устройством дополнительного входа. Реконструкция помещения была проведена без согласования Строительного надзора, при обращении в службу Строительного надзора в выдаче разрешения было отказано.
Полагая, что произведенная реконструкция не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, Субботин Г.П. просит сохранить самовольно реконструированное нежилое помещение № по адресу: <адрес> в реконструированном состоянии.
В судебном заседании представитель истца Субботина Г.П. – Погодаев Е.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации г.Красноярска Поляков В.Н. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление.
Представитель третьего лица – Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края – Волошко И.А. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление.
Представители третьих лиц – Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска, Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о месте и времени слушания дела были уведомлены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 288 ГК РФ установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое; перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч.1,5,8,9,10 ст.23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое осуществляется органом местного самоуправления.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с ч.ч.1, 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
На основании подп.2 п.1 Градостроительного кодекса РФ, при реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса осуществляется государственный строительный надзор.
В соответствии с ч.ч.1,2,3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются документы, в том числе, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
Исходя из буквального правового смысла названных норм, выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должно предшествовать осуществление строительных работ, в том числе при осуществлении государственного строительного надзора.
При отсутствии акта ввода объекта в эксплуатацию реконструированное помещение является самовольной постройкой.
Согласно ч.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу ч.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровья граждан. Отсутствие разрешения на строительство не может само по себе являться основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли это лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Субботину Г.П. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 54,0 кв.м., о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д.8,9).
Распоряжением администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № на основании обращения Субботина Г.П. от ДД.ММ.ГГГГ о переводе жилого помещения № по <адрес>, разрешено указанное жилое помещение перевести в нежилое помещение с целью устройства офиса (л.д.7).
Распоряжением администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № Субботину Г.П. разрешена реконструкция нежилого помещения № по <адрес> в офис с устройством дополнительного входа (л.д.10).
Департаментом градостроительства администрации г.Красноярска выдано разрешение на строительство №ДГИ-2164 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ему разрешена реконструкция нежилого помещения № в офис с устройством дополнительного входа, общей площадью 56,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.11).
Из технического паспорта <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15), технического заключения СибПРК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-32) следует, что при реконструкции жилого помещения в нежилое был произведен демонтаж существующих перегородок помещения, в том числе в сан.узлах, монтаж гипсокартонных перегородок, выполнен дверной проем в наружной стене за счет удаления подоконной части стеновых панелей, с усилением установкой стальной рамы из швеллеров с распорками по низу проема из швеллеров, было произведено устройство крыльца и тамбура перед вновь устраиваемым входом, заделка кирпичной кладкой существующего выхода на лестничную клетку общего коридора жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, в ответ на извещение Субботина Г.П. с приложенными документами от ДД.ММ.ГГГГ № о сроках завершения работ подлежащих проверке при реконструкции нежилого помещения № в офис с устройством дополнительного входа в жилом доме по адресу: <адрес> сообщено о том, что объект завершен строительством, при этом государственный строительный надзор в ходе работ не осуществлялся. Кроме того, на сегодняшний день объект эксплуатируется в качестве магазина электротоваров без разрешения на ввод в эксплуатацию, чем нарушены требования ст.55 Градостроительного кодекса РФ. В связи с чем, осуществление государственного строительного надзора на стадии эксплуатации объекта не представляется возможным (л.д.12).
Как следует из объяснений представителя истца, основанием для обращения с данным иском послужил отказ Службы строительного надзора в выдаче заключения.
Между тем, Субботиным Г.П. и его представителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что истец в установленном законом порядке обращался за получением разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного нежилого помещения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что сохранение нежилого помещения в реконструированном состоянии в судебном порядке является исключительным способом защиты гражданских прав, который может быть применен только при отсутствии возможности получить необходимые для строительства разрешения, стороной истца не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Субботиным Г.П. приняты все необходимые меры для соблюдения установленных законом требований к строительству, в том числе и получения необходимых для этого разрешений, свидетельствующих о том, что возможность получения таких документов, в том числе и разрешения на ввод в эксплуатацию помещения № в жилом доме по <адрес>, им утрачена, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований о сохранении самовольно реконструированного нежилого помещения № по адресу: <адрес> в реконструированном состоянии.
При этом судом также учитывается, что в настоящее время Субботин Г.П. эксплуатирует указанное помещение в качестве магазина электротоваров без разрешения на ввод в эксплуатацию, за что был привлечен к административной ответственности.
Доводы представителя истца о том, что нежилое помещение № <адрес> в реконструированном состоянии соответствует действующим нормам, не угрожает жизни и здоровью граждан, не является основанием для сохранения указанного помещения в реконструированном состоянии, поскольку истец не принял все необходимые меры для соблюдения установленных законом требований к строительству и реконструкции спорного помещения.
При таких обстоятельствах, требования Субботина Г.П. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.184-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Субботина Геннадия Петровича к администрации г.Красноярска о сохранении жилого помещения в реконструированном состоянии, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Подписано председательствующим.
<данные изъяты>
Судья: В.Г.Гришина