о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия



<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июня 2011 года                                                                                                г.Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Гришиной В.Г.

при секретаре - Бовыкиной М.В.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей», администрации г.Красноярска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушения санитарных правил,

У С Т А Н О В И Л:

                   Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей», Администрации г.Красноярска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушения санитарных правил.

        Требования мотивированы тем, что в связи с выявлением нарушений санитарного законодательства ДД.ММ.ГГГГ, заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» была проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ . В ходе проведения данного мероприятия было обнаружено невыполнение в установленный срок предписания, в частности: п.1 – в части оборудования детских унитазов закрывающимися кабинами без запоров, высотой 1,2 м. от пола, не доходящими до уровня пола 0,15 м. в туалетных комнатах старших и подготовительных групп, п.2 – в части оборудования на территории каждой групповой площадки теневых навесов площадью 40 кв.м. Деятельность МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» связана с оказанием образовательных услуг населению по образовательным программам дошкольного образования. Неисполнение указанного предписания негативно влияет на развитие личностно-возрастных особенностей ребенка, на его психологическое состояние. Также установлено, что для устранения вышеуказанных нарушений необходимо дополнительное финансирование, которое осуществляется из городского бюджета, а учредителем МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» является администрация г.Красноярска, которая также является собственником имущества, которое закреплено за муниципальным учреждение МБДОУ.

В связи с этим истец просит признать бездействие МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» и Администрации г.Красноярска, выраженное в непринятии мер по исполнению предписания должностного лица, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ года незаконным и обязать ответчиков исполнить предписание и установить теневые навесы на территории каждой групповой площадки для защиты детей от солнца и осадков площадью из расчета не менее 2 кв.м. на одного ребенка, в срок два месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обеспечить установку детских унитазов в туалетах старшей и подготовительной групп в закрывающихся кабинах без запоров, высотой ограждения кабины – 1,2 м. (от пола), не доходящей до уровня пола на 0,15 м., в срок два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

    В судебном заседании представители истца – Бурунова Ю.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям, просила их удовлетворить.

Представители ответчика МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» - заведующая Выставкина Т.М. и Большакова И.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования не признали, суду пояснили, что установка теневых навесов для детей и оборудование детских унитазов закрывающимися кабинами относится к капитальному ремонту и требует больших денежных средств. Предписание главного санитарного врача не выполнено в связи с отсутствием финансирования со стороны Управления образования г.Красноярска. В 2009 году был составлен «Перспективный план по устранению нарушений надзорных органов МДОУ », подписанный     Главным управлением образования администрации г.Красноярска и Управлением Роспотребнадзора ДД.ММ.ГГГГ. Однако в дальнейшем Главное Управление образования г.Красноярска отказалось исполнять указанный Перспективный план. Управление образования Свердловского района г.Красноярска также не исполняет заявки, подаваемые детским садом, в сметы эти работы заложены не были. Самостоятельно такие дорогостоящие работы МБДОУ выполнить не может из-за отсутствия денежных средств. Считают, что со стороны детского учреждения были выполнены все меры для выполнения предписания санитарного врача.

Представитель ответчика - администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление. Также представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал, считает, что администрация г.Красноярска является ненадлежащим ответчиком. Указал, что МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» является бюджетным учреждением, подведомственным Управлению образования администрации Свердловского района г.Красноярска в соответствии с распоряжением администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня получателей бюджетных средств». Согласно установленному Перечню получателей бюджетных средств Управление образования администрации Свердловского района г.Красноярска является главным распорядителем средств бюджета города Красноярска на 2010 год и плановым 2011-2012 годов по отношению к МДОУ «Детский сад №263». Кроме того, нежилое отдельно стоящее здание по адресу: <адрес> передано в оперативное управление МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей». Соответственно ответственность за сохранность и использование муниципального имущества несет указанное учреждение. Считает, что надлежащими ответчиками являются Управление образования администрации Свердловского района г.Красноярска, - как главный распорядитель бюджетных средств, и МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей», - муниципальное учреждение, владеющее муниципальным имуществом на праве оперативного управления и фактически использующее его.

Представитель третьего лица – Главного управления образования администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление. Также представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Управление Роспотребнадзора является ненадлежащим ответчиком, т.к. указанному органу права на обращение с заявлением в суд в связи с отсутствием «неопределенного круга лиц» не предоставлено. На момент предъявления требования круг детей, посещающих дошкольное учреждение, является определенным. Списочный состав детей определяется приказами руководителя дошкольного образовательного учреждения, в связи с чем круг лиц возможно индивидуализировать. Законными представителями детей являются их законные представители. В связи с чем считает, что производство по делу подлежит прекращению. Кроме того, в соответствии с уставом МБДОУ является муниципальным образовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование – город Красноярск. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г.Красноярска. Финансирование деятельности бюджетных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы. Учреждение – получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету, обеспечивает результативность использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю предложения по изменению бюджетной росписи. Главным распорядителем бюджетных средств в отношении МБДОУ №263 выступает Управление образования администрации Свердловского района в г.Красноярске, которое распределяет бюджетные средства и исполняет соответствующую часть бюджета, осуществляет контроль за устранением замечаний надзорных органов, относящихся к деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений. Главное управление не является главным распорядителем бюджетных средств в отношении МБДОУ , не наделено обязанностями по осуществлению контроля за устранением замечаний надзорных органов, относящихся к деятельности указанного учреждения.

Представитель третьего лица – Управления образования администрации Свердловского района в г.Красноярске в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил суду письменное заявление.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дел, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

    Согласно ст.11 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования     санитарного     законодательства,     а     также     постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

    На основании п.1 ст.24 данного Закона, граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования должны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечивать безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 указанного Федерального закона, соблюдение       санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

    Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п.п.3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», вступивших в законную силу 01.10.2010 года, для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв.м. на одного ребенка.

В силу п.6.18.3 тех же правил, в туалетных старшей и подготовительной групп детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинках без запоров. Размеры кабины для детского унитаза должно быть 1,0х0,75м., высота ограждения кабины – 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.

Действующие санитарные нормы и правила содержат аналогичные требования к оборудованию и содержанию территории дошкольных организаций (в части необходимости установки теневых навесов) и к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию (в части необходимости оборудования детских унитазов закрывающимися кабинами без запоров), предусмотренными ранее действовавшими СанПиН 2.4.1.12.49-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях».

     Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, здание, и земельный участок, на котором расположены детские площадки, расположенные по адресу: <адрес>, являются муниципальной собственностью, которыми на праве оперативного управления владеет и пользуется МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей».

Данные обстоятельства подтверждаются договором с муниципальным учреждением о закреплении имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом недвижимости администрации г.Красноярска и МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида » (л.д.56-59), актом приема-передачи муниципального имущества, закрепляемого за МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида » от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49,51), согласно которым строение, расположенное по адресу: <адрес>, являющейся муниципальной собственностью, передано МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида » на праве оперативного управления муниципального имущества.

Из Устава МДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» усматривается, что МДОУ создано с целью реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. МДОУ является учреждением. Учредителем МДОУ является администрация г.Красноярска. Финансирование МДОУ осуществляется из бюджета города Красноярска в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного ребенка на основе бюджетной сметы. Имущество МДОУ находится в муниципальной собственности города Красноярска и закрепляется за МДОУ на праве оперативного управления. Земельный участок закрепляется за МДОУ в постоянное (бессрочное) пользование. МДОУ не вправе распоряжаться данным земельным участком. МДОУ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у МДОУ указанных средств ответственность по его обязательствам несет его Учредитель, в порядке, определяемом законом (л.д.33-48).

                Также в судебном заседании установлено, что при обследовании специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю объекта Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей», находящийся по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний людей.

        ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю было выдано предписание МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» об устранении выявленных нарушений в части оборудования детских унитазов закрывающимися кабинками без запоров, высотой 1,2 м. (от пола), не доходящими до уровня пола на 0,15 м. в туалетных комнатах старших и подготовительных групп; и в части оборудования на территории каждой групповой площадки теневых навесов площадью не менее 40 кв.м. со сроком исполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).

        ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» была проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ . В ходе проведения данного мероприятия было обнаружено невыполнение в установленный срок указанного выше предписания (л.д.7-9).

        Как следует из объяснений представителей МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей», со стороны детского учреждения был разработан «Перспективный план по устранению нарушений надзорных органов МДОУ ».

        Указанный Перспективный план, который включал в себя ремонт туалетов и устройство теневых навесов, был согласован Главным управлением образования администрации г.Красноярска, Управлением образования администрации Свердловского района г.Красноярска и Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю (л.д.10-13).

        Таким образом, предписание главного санитарного врач г.Красноярска МДОУ не имела возможности устранить, т.к. детское учреждение не является собственником здания и земельного участка, владеет и пользуется им на праве оперативного управления, здание содержится полностью за счет местного бюджета и на выполнение предписаний, а также устранение нарушений требуется финансирование собственника.

        Кроме того МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» направило письмо в Главное управление образования администрации г.Красноярска с просьбой дополнительно выделить денежные средства для устранения нарушений, изложенных в предписании главного санитарного врача. В ответ было получено письмо из Главного Управления образования администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что в связи с оптимизацией бюджета программные мероприятия городской целевой программы «Устранение нарушений по предписаниям надзорных органов совершенствование материально-технической базы и осуществление мер пожарной безопасности муниципальных учреждений социальной сферы г.Красноярска» на 2009-2011 годы» не финансировались с 2009 года. Капитальный ремонт 5 туалетов и установка 4 теневых навесов по детскому образовательному учреждению планировались именно по этой программе в 2010 году, что и нашло отражение в согласованном с главным управлением образования Перспективном плане. В настоящее время разрабатывается городская целевая программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности учреждений социальной сферы города Красноярска» на 2012-2014 годы», где планируется включение ранее утвержденных мероприятий по программе «Устранение нарушений по предписаниям надзорных органов» (л.д.68).

При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании установлено, что предписание заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, в связи с чем нарушаются права несовершеннолетних детей, посещающих детское учреждение и которые будут посещать указанное учреждение, на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ, учредителем МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» является Администрация города Красноярска, осуществляющая полномочия собственника по праву владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, переданным в оперативное управление детскому учреждению, а также с учетом того, что здание является муниципальной собственностью, суд считает, что надлежащим ответчиком по требованию Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю является Администрация г.Красноярска, которая не приняла надлежащих мер по устранению нарушений, указанных в предписании.

В связи с чем суд считает необходимым признать бездействия администрации г.Красноярска в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор незаконным, и считает необходимым обязать администрацию г.Красноярска установить теневые навесы на территории каждой групповой площадки для защиты детей от солнца и осадков площадью из расчета не менее 2 кв.м. на одного ребенка, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>; а также обеспечить установку детских унитазов в туалетах старшей и подготовительной групп в закрывающихся кабинах без запоров, высотой ограждения кабины 1,2 м. (от пола), не доходящей до уровня пола на 0,15 м., в отдельно стоящем здании по адресу: <адрес>.

Определить срок проведения указанных мероприятий в два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования истца о признании бездействия МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» в непринятии мер по исполнению предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор незаконным и об обязании установить теневые навесы на территории каждой групповой площадки для защиты детей от солнца и осадков и обеспечить установку детских унитазов в туалетах старшей и подготовительной групп в закрывающихся кабинах, являются необоснованными, удовлетворению не подлежат, поскольку МБДОУ является ненадлежащим ответчиком по данному спору.

        Доводы представителя администрации г.Красноярска о том, что администрация г.Красноярска является ненадлежащим ответчиком, суд считает необоснованными по изложенным выше основаниям.

        Доводы представителя Главного управления образования администрации г.Красноярска о том, что Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю является ненадлежащим истцом, являются несостоятельными по следующим основаниям.

    В соответствии со ст.2 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

        Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

        Следовательно, понуждение к исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства направлено на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

В соответствии с п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30 июня 2004 г., Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

      В силу ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

        Поскольку иск предъявлен в защиту интересов неопределенного круга лиц – несовершеннолетних детей, посещающих детское учреждение, и детей, которые будут посещать данное учреждение в будущем, то Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю вправе предъявлять иски в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, учитывая, что данный круг лиц не определен и его невозможно конкретизировать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Администрации г.Красноярска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушения санитарных правил, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.Красноярска выраженное в непринятии мер по исполнению предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Обязать администрацию <адрес>:

установить теневые навесы на территории каждой групповой площадки для защиты детей от солнца и осадков площадью из расчета не менее 2 кв.м. на одного ребенка, на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в срок два месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

обеспечить установку детских унитазов в туалетах старшей и подготовительной групп в закрывающихся кабинах без запоров, высотой ограждения кабины 1,2 м. (от пола), не доходящей до уровня пола на 0,15 м. в отдельно стоящем здании по адресу: <адрес>, в срок два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

         В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МБДОУ «Детский сад №263 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушения санитарных правил, - отказать.

        Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Подписано председательствующим.

<данные изъяты>

Судья:                                                                                                            В.Г. Гришина