<данные изъяты> Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2011 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Авходиевой Ф.Г.,
при секретаре Мочаловой А.И.,
с участием представителя истца Красиковой Е.А. (доверенность № № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействия противоправным и возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил и законодательства о техническом регулировании в организации торговли,
установил:
ФИО5 в защиту неопределенного круга лиц предъявило вышеуказанный иск к ИП ФИО1, в котором просит признать бездействие ИП ФИО1 по устранению нарушений санитарного законодательства о техническом регулировании противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит возложить на ответчика обязанность устранить нарушения санитарных правил и законодательства о техническом регулировании в организации торговли индивидуального предпринимателя ФИО1 в организации торговли, расположенной по адресу: <адрес> «г», в срок ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу следующим образом: организовать производственный контроль за соблюдением санитарных норм и правил и требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ - разработать и утвердить программу производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, а также за хранением, транспортировкой и реализацией молока и молочной продукции в соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ, отвечающую требованиям ст. 21 указанного закона; обеспечить регулярное проведение централизованной стирки и починки санитарной одежды; обеспечить осуществление контроля за температурно-влажностным режимом хранения пищевых продуктов в помещении хранения и реализации пищевых продуктов с помощью термометра и психрометра -установить термометр и психрометр в торговом и складском помещениях;обеспечить осуществление контроля за температурным режимом храненияпищевых продуктов в низкотемпературном ларе - установить термометр внизкотемпературном ларе; обеспечить отдельное хранение санитарной одежды и домашней одежды в закрытом шкафу.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что ответчик не соблюдает требования законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей. Индивидуальный предприниматель ФИО1 за указанные нарушения привлечена к административной ответственности по ст. <данные изъяты> РФ (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам проведенной проверки индивидуальному предпринимателю ФИО1 должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный надзор, выдано предписание об устранении выявленных нарушений №/с от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого ДД.ММ.ГГГГ вместе с тем, ответчик продолжает осуществление своей деятельности с нарушением санитарного законодательства, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей.
В судебном заседании представитель ФИО5 Красикова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом о причинах неявки суд не уведомила. Суд, с учетом мнения представителя истца считает возможным рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица ФИО8» в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, полагает возможным иск удовлетворить по следующим основаниям.
В силу ст. 46 ГК РФ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> вправе обращаться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц. Федеральный орган государственной власти по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, подавший заявление в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ).
Согласно ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ главные государственные санитарные врачи и их заместители уполномочены предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с п. 12 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по <адрес>.
Поводом для обращения в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц является не устранение выявленных нарушений санитарного законодательства, что установлено в ходе проведения внеплановой проверки по выполнению предписания.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Также, на основании п. 5 ст. 15 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества. В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя <адрес>, основным видом деятельности является <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ.
В ДД.ММ.ГГГГ г. специалистами ФИО5 была проведена плановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 в организации торговли (торговый розничный отдел в складе №, строение №, помещение № на базе ФИО10»), расположенной по адресу: <адрес>
В ходе проведенной проверки было установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: п. 5 ст. 15 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»:
п.п. 6.2., 6.4. - не осуществляется контроль за температурно-влажностным режимом хранения пищевых продуктов в помещении хранения и реализации пищевых продуктов с помощью термометра и психрометра, отсутствуют, в низкотемпературном ларе не осуществляется контроль за температурой, термометр отсутствует;
п.п. 4.10., 13.4. - санитарно-бытовое обеспечение работающих не соответствует действующим санитарным правилам - не оборудовано помещение гардеробной, домашняя одежда персонала храниться совместно с пищевыми продуктами в торговом отделе (рядом расположен холодильник и стеллаж);
п. 14.1. - не обеспечено проведение централизованной стирки и починки санитарной одежды, не представлены документы, подтверждающие проведение централизованной стирки и починки специальной одежды, отсутствует, стирка одежды осуществляется в домашних условиях;
п. 1.4. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования корганизациям торговли и обороту в них продовольственного сырья ипищевых продуктов», п.п. 1.5., 2.7. СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация ипроведение производственного контроля за соблюдением санитарных правили выполнением санитарно-эпидемиологических правил и выполнениемсанитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» -не организован производственный контроль за соблюдением санитарныхнорм и правил, не разработана, не представлена программапроизводственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил ивыполнением противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, отсутствует;
п. 1.4. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» - не организован производственный контроль за соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» при осуществлении оборота молока и молочной продукции в соответствии с программой производственного контроля, программа производственного контроля, разработанная в соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» не представлена, отсутствует.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 за указанные нарушения привлечена к административной ответственности по ст. <данные изъяты> КоАП РФ (постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ). Для устранения выявленных нарушений должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, выдано предписание №/с от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что при проведении внеплановой проверки с целью контроля выполнения указанного предписания ДД.ММ.ГГГГ нарушения санитарных правил не устранены, требование об их устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, в отношении руководителя организации торговли (индивидуального предпринимателя) ответчика возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. <данные изъяты> РФ (протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № по ч. <данные изъяты> КоАП РФ). Материалы дела направлены для рассмотрения по подведомственности.
При таких обстоятельствах, в судебном заседании нашел подтверждение факт того, что индивидуальный предприниматель ФИО1 продолжает осуществление своей деятельности с нарушением санитарного законодательства, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей.
Вышеуказанное является серьёзным нарушением санитарного законодательства, влекущим нарушение прав граждан на безопасную среду обитания, а именно:
- отсутствие производственного контроля за температурно-влажностным режимом хранения пищевых продуктов не гарантируетхранение пищевых продуктов в надлежащих условиях, что ведет к порчепродуктов, приобретению ими небезопасных свойств для здоровья человека,и может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний,пищевых отравлений потребителей;
отсутствие централизованной стирки санитарной одежды персонала не исключает скопления на ней патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, ее контакта с различными химическими, токсичными веществами с их дальнейшим попаданием на пищевые продукты, что может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний;
осуществление хранения санитарной и домашней одежды на одной открытой вешалке, где хранятся пищевые продукты, не исключает возможность обсеменения патогенными и условно-патогенными микроорганизмами санитарной одежды, пищевых продуктов при их контактировании с домашней одеждой, что может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний;
отсутствие программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий ведет к отсутствию надлежащего контроля за соблюдением в организации торговли требований санитарного законодательства, к нарушению требований санитарного законодательства, к обороту небезопасных, некачественных пищевых продуктов, что может привести к возникновению и распространению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний людей;
отсутствие производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» влечет: 1) отсутствие контроля, в том числе, не проведение идентификации молока и продуктов переработки молока с целью установления их соответствия сведениям, содержащимся в информации для потребителей, декларации о соответствии или сертификате соответствия, что может стать причиной реализации потребителю фальсифицированной молочной продукции, не соответствующей требованиям Технического регламента; 2) несоблюдение графиков и режимов проведения санитарной обработки, уборки, не своевременное проведение работ по дезинфекции,
дезинсекции и дератизации оборудования, инвентаря, помещений, не проведение мероприятий по выполнению требований гигиены и как следствие, обсеменение оборудования, инвентаря с последующей контаминацией молочных продуктов и возможному возникновению и распространению инфекционных заболеваний.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что осуществление индивидуальным предпринимателем ФИО1 деятельности с нарушением санитарного законодательства создает угрозу жизни и здоровья граждан, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний, пищевых отравлений, не обеспечивая при этом благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц.
Бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 по устранению нарушений санитарного законодательства, невыполнение требований предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор нарушает ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, так как нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, которая согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека.
Кроме того, в силу ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика не представлено доказательств опровергающих вышеуказанные доводы.
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования ФИО5 являются обоснованными, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО5 в защиту неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействия противоправным и возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил и законодательства о техническом регулировании в организации торговли - удовлетворить.
Признать бездействие индивидуального ФИО1 по устранению нарушений санитарногозаконодательства и законодательства о техническом регулировании (п.п. <данные изъяты> «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям торговли и обороту в них продовольственногосырья и пищевых продуктов», п.п. 1.5., 2.7. СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация ипроведение производственного контроля за соблюдением санитарных правили выполнением санитарно-эпидемиологических правил и выполнениемсанитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»,ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ «Техническийрегламент на молоко и молочную продукцию») противоправным,нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого кругалиц.
Обязать ФИО1 устранить сохраняющиеся нарушения требований санитарного законодательства и законодательства о техническом регулировании в организации торговли (торговый розничный отдел в складе №, строение №, помещение № на базе ФИО10»), расположенной по адресу: <адрес> в срок ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу следующим образом: организовать производственный контроль за соблюдением санитарных норм и правил и требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ - разработать и утвердить программу производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, а также за хранением, транспортировкой и реализацией молока и молочной продукции в соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ, отвечающую требованиям ст. 21 указанного закона; обеспечить регулярное проведение централизованной стирки и починки санитарной одежды; обеспечить осуществление контроля за температурно - влажностным режимом хранения пищевых продуктов в помещении хранения и реализации пищевых продуктов с помощью термометра и психрометра; установить термометр и психрометр в торговом и складском помещениях; обеспечить осуществление контроля за температурным режимом хранения пищевых продуктов в низкотемпературном ларе; установить термометр в низкотемпературном ларе; обеспечить отдельное хранение санитарной одежды и домашней одежды в закрытом шкафу.
Заочное решение может быть отменено по заявлению ответчика, не присутствовавшего в судебном заседании в течение 7 суток со дня получения его копии, а также обжаловано сторонами в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, либо вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Ф.Г. Авходиева