Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2011 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи – Сенченко А.С.
при секретаре – Лазаревой Г.В.
с участием процессуального истца – пом. прокурора Свердловского района г. Красноярска – Жалба И.В.
представителя ответчика ГУ – КРО ФСС РФ – Серенковой Т.И., доверенность № № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Чепикова Александра Филипповича к ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска, действуя в интересах Чепикова А.Ф., обратился в суд с иском к ГУ – КРО ФСС РФ о признании незаконным бездействия по необеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение инвалида и возложении обязанности выдать последнему путевку на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания в санаторий г. Геленджик «Солнечный берег». Требования мотивированы тем, что Чепиков А.Ф. является инвалидом первой группы по зрению, инвалидность установлена бессрочно. Согласно ФЗ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Чепиков А.Ф. является получателем набора социальных услуг, в том числе услуги на санаторно-курортное лечение.
В ДД.ММ.ГГГГ Чепиков А.Ф. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение для лечения глазных болезней. Согласно справки формы №072/у-04 Чепикову А.Ф. в соответствии с профилем его основного заболевания по зрению, рекомендован для лечения санаторий «Солнечный берег», расположенный в г. Геленджике. Поскольку для получения путевки инвалидам по зрению индивидуальная программа реабилитации не требуется, до настоящего времени ответчик путевку по профилю заболевания инвалиду не предоставил, прокурор просит суд признать бездействие ГУ-КРО ФСС РФ по необеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение незаконным и нарушающим права инвалида, и обязать ответчика выдать Чепикову А.Ф. путевку на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания в санаторий г. Геленджик «Солнечный берег».
Помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска Жалба И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что санаторий «Солнечный берег» в г. Геленджике является одним из трех на территории РФ, в котором профилем лечения являются болезни органов зрения. Чепиков А.Ф. нуждается в лечении именно глазных заболеваний, так как он инвалид детства первой группы по зрению, кроме того, у инвалида имеются иные болезни, а именно болезнь опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечные, которые также возможно дополнительно лечить в санатории «Солнечный берег».
Представитель ответчика ГУ-КРО ФСС РФ Серенкова Т.И. исковые требования не признала, пояснив, что Чепиков А.Ф. действительно до настоящего времени не обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение, однако в справке у инвалида профилирующим заболеванием указаны болезни не по зрению, а болезни опорно-двигательного аппарата, а также язва и гастрит, поэтому ему нужна путевка в иной санаторий. Контракт у ответчика с санаторием «Солнечный берег» заключен только в отношении лечения заболеваний органов зрения, поэтому остеохондроз и гастрит Чепиков А.Ф. в данном санатории пролечить за счет фонда не сможет, следовательно, необходимости для предоставления ему путевки именно в санаторий г. Геленджик не имеется. По ряду объективных причин путевка на санаторно-курортное лечение в санаторий «Солнечный берег» не может быть выдана.
Чепиков А.Ф. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил суд удовлетворить его заявление, поскольку санаторий «Солнечный берег» лечит именно слепых, для чего в нем имеется необходимое для незрячих людей оборудование. То, что у него сильные боли в области глаз, знают все доктора, так как он много лет страдает этим заболеванием. При получении у терапевта справки для получения путевки он попросил дополнительно к своим болезням органов зрения добавить болезни опорно-двигательной системы и желудка, так как не знал, что это указание будет препятствовать ему в выделении путевки в спорный санаторий. Лечить ему необходимо именно глаза, другие болезни не столь значительно выражены. Он согласен за свой счет доплатить стоимость лечения остеохондроза и язвенной болезни, если фонд не заключал контракт на лечение этих заболеваний с санаторием «Солнечный берег».
Представитель третьего лица Управления федерального казначейства М.А. Егоркина (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, о чем представила суду соответствующее заявление.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39).
В силу ст.10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в числе которых имеется предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (п.3).
Согласно ст.11.1 названного выше Закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ.
В соответствии с п.8 ст. 6.1, п.5 ст. 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе и инвалиды. В набор социальных услуг включаются социальные услуги в частности и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с разделом 3 п. 3.1 вышеназванного Порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам, при наличии медицинских показаний, санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания осуществляются в установленном порядке.
Граждане, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденную Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2004 г., регистрационный N 6189).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101, главным распорядителем бюджетных средств по отношению к ГУ - КРО ФСС РФ является Фонд социального страхования РФ.
Таким образом, ГУ-КРО ФСС РФ является обязанным лицом по выдаче путевок на санаторно-курортное лечение.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), п.3.3. Порядка.
Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, оказание санаторно-курортной помощи осуществляются в установленном порядке. При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (п.п.3.7,3.8,3.9).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 256 (ред. от 23.07.2010) "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение" установлено, что лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований (п.1.3).
1.4. При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах.
1.5. При наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме N 070/у-04 (далее - справка для получения путевки) с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного.
Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев.
Как следует из совместного Письма Минздравсоцразвития РФ N 1683-ВС, ФСС РФ N 02-08/01-2494П от 21.12.2004 "О совместной работе по отбору и направлению на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг" в целях недопущения сбоев в обеспечении направления граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, на санаторно-курортное лечение в течение года региональные отделения Фонда ежеквартально информируют органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации об общем количестве путевок, выданных получателям социальных услуг, а также о наличии путевок на предстоящие периоды с указанием наименований санаторно-курортных учреждений, профилей лечения и сроков заездов.
В Перечень санаторно-курортных учреждений, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включено негосударственное лечебно-профилактическое учреждение «Санаторий «Солнечный берег» общественной организации «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», расположенное в Краснодарском крае в г. Геленджике.
Как установлено в судебном заседании Чепиков А.Ф. является инвалидом с детства по зрению, ему установлена первая группа инвалидности бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ Чепиков А.Ф. обратился в Фонд социального страхования с заявлением о выделении ему путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания -глазные болезни, предоставив справку формы №072/у-04 от ДД.ММ.ГГГГ, в которой предпочтительным местом лечения указан санаторий «Солнечный берег» в г. Геленджике (л.д. 34,41).
Согласно уведомлению ГУ КРО ФСС РФ данное заявление инвалида о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение принято филиалом № 3 (Правобережный) ГУ КРО ФСС РФ ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42).
Как следует из пояснений стороны ответчика, с санаторием «Солнечный берег» общественной организации «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых» государственный контракт на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, заключался по профилю лечения – болезни глаз и его придаточного аппарата.
В соответствии с порядком предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
До настоящего времени Чепикову А.Ф. путевка на санаторно-курортное лечение ответчиком не предоставлена.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что выдача путевки на санаторно-курортное лечение действующим законодательством возложена на Фонд социального страхования, которым обязательства по обеспечению инвалида путевкой не исполняются, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчика по невыдаче инвалиду путевки на санаторно-курортное лечение является незаконным и нарушает права последнего.
Таким образом, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы стороны ответчика о том, что в справке для получения путевки в качестве заболеваний, для лечения которого направляется в санаторий Чепиков А.Ф., указаны не глазные болезни, а иные заболевания, в связи с чем, ответчик не может предоставить путевку в спорный санаторий, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска. Из толкования вышеназванных нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, следует, что социальные услуги по предоставлению санаторно-курортных путевок имеют своей целью не только лечение возникающих болезней, а также направлены на профилактику основных заболеваний инвалида. Сторонами не оспаривалось, что основным заболеванием Чепикова А.Ф. являются глазные болезни.
Ссылка стороны ответчика на то, что Фонд не обязан предоставлять путевки в соответствии с указаниями врачей на конкретное место лечения либо конкретный санаторий, несостоятельна, поскольку решение вопроса о выборе курорта имеет существенное значение для соблюдения прав инвалидов. В частности, при определении компетентным врачом в качестве места для лечения Чепикова А.Ф. санатория «Солнечный берег», учитывались, помимо основного глазного заболевания, в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, иные сопутствующие заболевания, имеющиеся у данного лица (гастрит, остеохондроз), также условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах. Кроме того, выбор медиками спорного санатория для лечения Чепикова А.Ф. обусловлен спецификой данного учреждения, которое помимо лечения сопутствующих заболеваний, способно на высоком уровне провести лечение основного заболевания инвалида (органов зрения).
С учетом того, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ГУ-КРО ФСС РФ не предоставил Чепикову А.Ф. путевку на санаторное – курортное лечение, суд считает необходимым обязать ответчика предоставить инвалиду путевку на санаторно– курортное лечение.
Доводы представителя ГУ-КРО ФСС РФ о невозможности предоставления инвалиду путевки на санаторно-курортное лечение, поскольку у Фонда социального страхования недостаточно средств на финансирование расходов по обеспечению всех инвалидов, желающих проходить лечение в санаториях Краснодарского края, путевками, являются необоснованными, поскольку вопросы по своевременному финансированию социальных услуг должны разрешаться ответчиком в установленном законом порядке и в строго определенные сроки, при этом Фонд обязан учитывать общее количество путевок, выданных получателям социальных услуг, а также наличие путевок на предстоящие периоды с указанием наименований санаторно-курортных учреждений, профилей лечения и сроков заездов. Надлежащее выполнение ответчиком возложенных на него функций не должно ставить в зависимость реализацию прав инвалидов, гарантированных Конституцией РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Чепикова Александра Филипповича к ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, - удовлетворить.
Признать бездействие ГУ - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение Чепикова А.Ф. – незаконным.
Обязать ГУ – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Чепикову Александру Филипповичу путевку на санаторно-курортное лечение по профилю рекомендуемого вида лечения в санаторий «Солнечный берег» общественной организации «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых», расположенный в г. Геленджике Краснодарского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме 29 июля 2011 года.
Судья А.С. Сенченко