Копия Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«09» ноября 2011года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Смирновой Т.П.,
при секретаре Пентюхиной О.Б.
с участием представителя ответчика ГУ «30 отряда Федеральной противопожарной службы по <адрес>» - Юрченко С.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;
представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по <адрес>- Борисовой Л.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах РФ, субъекта РФ Красноярский край, муниципального образования –город Красноярск, и неопределенного круга лиц к государственному учреждению «30 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» о понуждении к уплате платежей,
У С Т А Н О В И Л :
Природоохранный прокурор Красноярского края обратился в суд с иском к ГУ «30 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» о понуждении к уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства в части исполнения природопользователями обязанностей по внесению в бюджеты различных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду было установлено, что государственное учреждение «30 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем выбросов от стационарных объектов в пределах ПДВ, выбросов от передвижных объектов, размещения отходов производства и потребления. Указано, что ответчик не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду предприятием вносится в бюджет Российской Федерации, бюджет Красноярского края, бюджет муниципального образования - город Красноярск. При этом, предприятие имеет задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду. Так, государственное учреждение «30 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ имеет задолженность в сумме <данные изъяты> рубля, плата за негативное воздействие в нарушение сроков до ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме не внесена. Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, является нарушением действующего законодательства. Обязанности по содержанию рассматриваемого имущества закреплены в ст.ст.11, 12, 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Считает, что именно собственник отходов должен разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитына размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; размещать отходы производства и потребления только в специально отведенных для этих целей местах на основании разрешения контролирующих органов; осуществлять плату за размещение отходов и т.д. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательным условием осуществления хозяйственной деятельности предприятия, т.е. являются обязательными. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных (индивидуально установленных для каждого предприятия) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление». Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия, т.е. указанные платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором. В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляет Росприроднадзор. В соответствии со ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные сборы зачисляются в доходную часть Федерального бюджета - 20%, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - по 40%. Соответственно непоступление этих платежей в указанные бюджеты нарушает их права. Учитывая, что эта плата идет на формирование программ на местном и федеральном уровне по восстановлению окружающей природной среды; на научные исследования безопасных технологий; выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности; а также для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения и т.д., поэтому уклонение от внесения указанных платежей затрагивает также конституционные права граждан неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды») на благоприятную окружающую среду, т.к. реализация программ на восстановление среды обитания граждан, а также на решение других проблем, в том числе для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, осуществляется за счет средств, полученных от платы за негативное воздействие на окружающую среду, уклонение от нее снижает возможности предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.На основании вышеизложенного Красноярский природоохранный прокурор просит взыскать в принудительном порядке с государственного учреждения «30 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» сумму основного долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период: ДД.ММ.ГГГГ года, в размере <данные изъяты> рублей через федеральное казначейство с распределением взысканной суммы в следующих размерах: <данные изъяты> - в доход федерального бюджета;<данные изъяты> - в доход бюджета Красноярского края; <данные изъяты> в доход бюджета муниципального образования г.Красноярск.
Представитель процессуального истца Красноярского природоохранного прокурора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем предоставил суду соответствующее заявление.
Представитель ответчика ГУ «30 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» - Юрченко С.Н., полномочия проверены судом, в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, пояснил, что не возражает против удовлетворения иска Красноярского природоохранного прокурора.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Борисова Л.М, полномочия проверены судом, в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования.
Суд, заслушав участников процесса, учитывая признание представителем ответчика ГУ «30 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» - Юрченко С.Н. исковые требования, исследовав материалы дела, считает исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, субъекта РФ Красноярский край, муниципального образования –город Красноярск, и неопределенного круга лиц к ГУ «30 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» о понуждении к уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 11, 23 ФЗ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (ред.от 19.07.2011года) "Об отходах производства и потребления", ст. 16 ФЗ от 10.01.2002года № 7-ФЗ (ред. От 19.07.2011года) "Об охране окружающей среды",индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а также соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (ред от 19.07.2011года) «Об отходах производства и потребления», право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
С учетом положений ст.ст.210, 211 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из ст.ст. 11,12,23 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (ред от 19.07.2011года) «Об отходах производства и потребления», собственник отходов должен разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимиты на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; размещать отходы производства и потребления только в специально отведенных для этих целей местах на основании разрешения шиш цитирующих органов; осуществлять плату за размещение отходов и т.д.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ ( ред от 19.07. 2001) «Об охране атмосферного воздуха»,загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на негос физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так как размещение отходов производства и потребления, выбросы загрязняющих веществ в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002года «Об охране окружающей среды» является негативным воздействием на окружающую среду, то законодатель устанавливает обязанности по ее оплате, порядок исчисления и взимания которой устанавливается законодательством Российской Федерации.
С учетом положений Постановления правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (ред.от 14.06.2001, с изм. от 14.05.2009) «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», а также утвержденные Министерством природы РФ от 26.01.1993 года «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», платежи за негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательным условием осуществления хозяйственной деятельности, то есть являются обязательными платежами.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002года № 7-ФЗ (ред. От 19.07.2011года) «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.3 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Этот порядок, как указано в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 284-0, определен ныне действующим Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. № 463) (п.п. 1, 2, 3, 4, 5, 6) в соответствии с указанными законоположениями «платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, право производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов; размещать отходы и т.п.».
В соответствии с указанным Определением Конституционного суда Российской Федерации, «плата за негативное воздействие на окружающую среду», является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных (индивидуально установленных для каждого предприятия) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление». В соответствии с нормативно-правовым комплексом, содержащимся в указанных положениях федерального законодательства в их взаимосвязи, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия», т.е. указанные платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 284-0, указано, что конституционно-правовой смысл Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" является общеобязательным, исключает иное истолкование данного Постановления правоприменителем, в том числе судами общей юрисдикции.
С учетом положений ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
В соответствии со ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные сборы зачисляются в доходную часть Федерального бюджета - <данные изъяты>, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - по <данные изъяты>
Согласно ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Судом принимается признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит требованиям закона, направлено на мирное урегулирование спора, а также не противоречит правам и интересам третьих лиц, исчерпывает предмет спора.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах РФ, субъекта РФ Красноярский край, муниципального образования – город Красноярск, и неопределенного круга лиц к государственному учреждению «30 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» о понуждении к уплате платежей, – удовлетворить.
Взыскать в принудительном порядке с государственного учреждения «30 отряд Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю» сумму основного долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период: ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> через федеральное казначейство с распределением взысканной суммы в следующих размерах:
<данные изъяты>в доход федерального бюджета;
<данные изъяты>- в доход бюджета Красноярского края;
<данные изъяты>- в доход бюджета муниципального образования – город Красноярск.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней с даты изготовления мотивированного решения.
Подписано председательствующим
Копия верна
Решение вступило в законную силу
Судья Свердловского
Районного суда г. Красноярска Т.П.Смирнова