О понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2011 года

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Сенченко А.С.

при секретаре Лазаревой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МБУЗ «Городская детская поликлиника №2», Главному Управлению здравоохранения администрации г. Красноярская о понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

    Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к МБУЗ«Городская детская поликлиника №2», Главному Управлению здравоохранения администрации г.Красноярская    о     понуждении     выполнения     обязательных     требований     санитарного

законодательства.

            Требования мотивированы тем, что ответчики в течение длительного времени допускаютнарушения    норм    санитарного    законодательства

                    Российской       Федерации,       соблюдение       которого       обязательно       для       юридическихлиц    и    необходимо    для    обеспечения    санитарно-эпидемиологического

                    благополучия        населения,        направленного        на        устранение        или        уменьшениевредного    воздействия    на    человека    факторов    среды

обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний.

В декабре 2010 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю на основании годового плана была проведена плановая проверка в отношении Муниципального учреждения здравоохранения «Городская детская поликлиника № 2» в детской молочной кухне, расположенной по адресу: <адрес>

В ходе проверки установлены нарушения, а именно: не организован производственный контроль за соблюдением требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № ФЗ-88 от 12.06.2008 г. при хранении, поставках и реализации молока питьевого и молочной продукции: программа производственного контроля, отвечающая требованиям ст. 21 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № ФЗ-88 от 12.06.2008 г. не представлена, отсутствует;

ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № ФЗ-88 от 12.06.2008 г. осуществляется поставка в раздаточные пункты детской молочной кухни МУЗ «ГДП № 2» для последующей реализации населению молочных продуктов, не соответствующих требованиям п.п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № ФЗ-88 от ДД.ММ.ГГГГ пищевая ценность продуктов детского питания на молочной основе, поставляемых в раздаточные пункты для последующей реализации населению, не соответствует функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста: в раздаточные пункты детской молочной жухни МУЗ «ГДП № 2» осуществляется поставка с последующей реализацией населению для питания детей раннего возраста по рецепту врача ФИО1, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ не достигшим шестимесячного возраста творожка «Агуша»1/100, изготовленного ФИО8 <адрес>, и предназначенного для питания детей старше 6 месяцев, что может повлечь за собой возникновение у данных детей соматических заболеваний, включая заболевания органов пищеварения; (копии рецептов прилагаются); также поставляется в качестве детского питания для питания детей раннего возраста, в том числе детям в возрасте с момента рождения и до 2 лет, молоко питьевое пастеризованное с массовой долей жира 3,2%, изготовленное ФИО7, неадаптированное для данного возраста и небезопасное для здоровья детей: согласно экспертного

заключения о соответствии (не соответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам образцов пищевых продуктов, отобранных в детской молочной кухне МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» от ДД.ММ.ГГГГ (копия прилагается) в образце молока питьевого пастеризованного с массовой долей жира 3,2 %, 1/0,5 л, изготовленного ДД.ММ.ГГГГ предприятием по производству молочной продукции ФИО9 <адрес>, полученного ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ по накладной и реализуемого населению в раздаточные пункты в <адрес>: по <адрес> <адрес> по <адрес>, обнаружены в 1 г КМАФАнМ более 3,0 х 106 КОЕ при величине допустимых уровней не более 1,0 х 105 КОЕ, в 0,01 г - БГКП (колиформы).

За указанные нарушения МУЗ «Городская детская поликлиника № 2» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ (решение Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам проведенной проверки, руководствуясь ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № ФЗ-88 от ДД.ММ.ГГГГ, должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный надзор, было вынесено предписание /с от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ

Однако, на момент проведения внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ с целью надзора за выполнением указанного предписания установлено, что нарушения требований санитарного законодательства юридическим лицом не устранены, требование об их устранении не выполнено, а именно:

ДД.ММ.ГГГГ в отношении МБУЗ «ГДП № 2» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Руководствуясь частью 1 ст. 23.1, п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, материалы данного дела об административном правонарушении были переданы на рассмотрение по подведомственности мировому судье.

Указанные факты стали возможными, из-за бездействия ответчика, не принятия соответствующих мер к недопущению данных нарушений законодательства о техническом регулировании, что может привести к нарушению прав граждан, а именно:

    отсутствие производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» влечет: 1) отсутствие контроля, в том числе, не проведение идентификации молока и продуктов переработки молока с целью установления их соответствия сведениям, содержащимся в информации для потребителей, декларации о соответствии или сертификате соответствия, что может стать причиной реализации потребителю фальсифицированной молочной продукции, не соответствующей требованиям технического регламента; 2) несоблюдение графиков и режимов проведения санитарной обработки, уборки, не своевременное проведение работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации оборудования, инвентаря, помещений, не проведение мероприятий по выполнению требований гигиены и как следствие, обсеменение оборудования, инвентаря с последующей контаминацией молочных продуктов и возможному возникновению и распространению инфекционных заболеваний; 3) отсутствие периодического контроля и не проведение соответствующих мероприятий по контролю за условиями хранения и перевозке готовой продукции, а также за сроками годности, не гарантирует качество и безопасность реализуемых населению пищевых продуктов, что может привести к возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения; 4) отсутствие контроля за своевременной утилизацией продуктов переработки молока, не соответствующих требованиям технического регламента, не исключает реализацию для питания детей некачественных и небезопасных пищевых продуктов, что может привести к возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний;

    прием и последующая реализация населению, а именно для детей раннего возраста, молочной продукции, неадаптированной для определенного возраста, небезопасно для здоровья детей, может привести к расстройствам пищеварительной системы, к возникновению диспепсических явлений и, как следствие, к обезвоживанию организма;

                не       проведение       лабораторных       испытаний       пищевых       продуктов       намикробиологические    показатели    не    гарантирует    предоставление

                    качественных и безопасных пищевых продуктов детям, что может привести квозникновению    инфекционных    заболеваний,    пищевых    отравлений    при

употреблении населением некачественной и небезопасной продукции.

3

Таким образом, ответчик продолжает нарушать вышеуказанные требования норм действующего санитарного законодательства Российской Федерации, в результате чего нарушаются законные интересы населения, не обеспечиваются безопасные для человека условия жизнедеятельности человека (в данном случае имеет значение социальный фактор - питание населения), установленные санитарными правилами, в связи с чем, истец просит суд:

                                1.    Признать    бездействие    ответчика,    выраженное    в    неисполненииобязательных требований законодательства о техническом регулировании,указанных в предписании должностного лица, уполномоченногоосуществлять государственный надзор, от ДД.ММ.ГГГГ    №    92/спротивоправным.

    2.    Обязать ответчика - МБУЗ «ГДП № 2» устранить сохраняющиесянарушения (ч. 1 ст. 17, ч. 1 и 2 ст. 15, ч. 4 ст. 7, ст. 21 Федерального закона«Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № ФЗ-88 от12.06.2008 г.) в детской молочной кухне МБУЗ «ГДП № 2» по адресу:<адрес> в срок 1 месяц с моментавступления решения суда в законную силу следующим образом:

1. разработать и утвердить программу производственного контроля в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 12.06.2008 г. «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ, отвечающую требованиям ст. 21 указанного закона;

    осуществлять реализацию населению (для детей раннего возраста) пищевых продуктов, адаптированных для указанной возрастной группы детей;

    организовать проведение аккредитованным испытательным центром лабораторных испытаний молочной продукции по микробиологическим показателям с кратностью и периодичностью в соответствии с разработанной программой производственного контроля, представить протоколы лабораторных испытаний молочной продукции.

                            3.    Обязать    ответчика    -    Главное    управление    здравоохраненияАдминистрации г. Красноярска обеспечить устранение    сохраняющихсянарушений (ч. 4 ст. 7, ст. 21 Федерального закона «Технический регламент намолоко и молочную продукцию» № ФЗ-88 от 12.06.2008 г.) в детскоймолочной кухне МБУЗ «ГДП № 2» по адресу: <адрес> в срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силуследующим образом:

    3.1.    обеспечить разработку программы производственного контроля при обороте молока имолочной продукции в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 12.06.2008 г. «Техническийрегламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ, отвечающую требованиям ст. 21указанного закона;

                    3.2.    обеспечить    организацию    проведения    лабораторных    испытаниймолочной продукции по микробиологическим показателям, аккредитованным испытательнымцентром.

В судебном заседании представители истца - Красикова Е.И. (доверенность № ДВ-46 от ДД.ММ.ГГГГ), Горбунова B.C., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержали по вышеизложенным основаниям, просили удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика МБУЗ «Городская детская поликлиника №2» - Лукьянов И.В. (доверенность б/н от ДД.ММ.ГГГГ) исковые требования, кроме п. 2.3, признал в полном объеме, о чем представил суду письменное заявление.

Представитель администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, извещен своевременно, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, заслушав участников процесса, учитывая частичное признание ответчиком исковых требований, заявленных истцом, считает необходимым исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить в полном объеме.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Данные положения Конституции развиваются в ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ , в которой закреатено. что

4

граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятный условий труда, а также в ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» где указано, что граждане имеют право в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Таким образом, несоблюдение санитарного законодательства оказывает негативное воздействие на среду обитания человека.

В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № ФЗ-88 от 12.06.2008 г. продавец, осуществляющий на территории Российской Федерации деятельность по реализации продуктов переработке молока, обязан разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за соблюдением требований Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № ФЗ-88 от 12.06.2008 г. собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» реализации подлежат продукты переработки молока, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и ФЗ-88 от 12.06.2008 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» пищевая ценность продуктов детского питания на молочной основе должна соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста. Продукты детского питания на молочной основе должны быть безопасными для здоровья ребенка. Согласно ч. 2 указанной статьи продукты детского питания на молочной основе и их компоненты должны соответствовать требованиям безопасности и пищевой ценности, установленным ФЗ-88 от 12.06.2008 г. и законодательством Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» показатели микробиологической безопасности продуктов переработки молока не должны превышать установленный в приложении 4 к Федеральному закону «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» допустимый уровень.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Принимая во внимание, что признание ответчиком иска не нарушает права и законные интересы других лиц, и не противоречит нормам ГПК РФ, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и вынести решение об удовлетворении исковых требований. Последствия признания иска ответчику разъяснены.

5

Кроме того, подлежат удовлетворению требования истца об обязании МБУЗ «Городская детская поликлиника №2» организовать проведение аккредитованным испытательным центром лабораторных испытаний молочной продукции по микробиологическим показателям с кратностью и периодичностью в соответствии с разработанной программой производственного контроля, представить протоколы лабораторных испытаний молочной продукции, поскольку представителем ответчика не оспаривалось отсутствие такой программы в детской больнице.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МБУЗ«Городская детская поликлиника №2», Главному Управлению здравоохранения администрации г.Красноярская    о     понуждении     выполнения     обязательных     требований     санитарного

законодательства,- удовлетворить в полном объеме.

                    Признать бездействие ответчика МБУЗ «Городская детская поликлиника №2», выраженноев не исполнении обязательных требований законодательства о техническом регулировании,указанных    в    предписании    должностного    лица,    уполномоченного

                            осуществлять    государственный    надзор    от    20.01.2011    г.    №    92/с

противоправным.

Обязать ответчика - МБУЗ «ГДП № 2» устранить сохраняющиеся нарушения (ч. 1 ст. 17, ч. 1 и 2 ст. 15, ч. 4 ст. 7, ст. 21 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № ФЗ-88 от 12.06.2008 г.) в детской молочной кухне МБУЗ «ГДП № 2» по адресу: <адрес> в срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу следующим образом:

1. разработать и утвердить программу производственного контроля В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 12.06.2008 г. «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ, отвечающую требованиям ст. 21 указанного закона;

    осуществлять реализацию населению (для детей раннего возраста) пищевых продуктов, адаптированных для указанной возрастной группы детей;

    организовать проведение аккредитованным испытательным центром лабораторных испытаний молочной продукции по микробиологическим показателям с кратностью и периодичностью в соответствии с разработанной программой производственного контроля, представить протоколы лабораторных испытаний молочной продукции.

                    Обязать    ответчика    -    Главное    управление    здравоохранения

                    Администрации    г.    Красноярска    обеспечить    устранение    сохраняющихся

нарушений (ч. 4 ст. 7, ст. 21 Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № ФЗ-88 от 12.06.2008 г.) в детской молочной кухне МБУЗ «ГДП № 2» по адресу: <адрес> в срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу следующим образом:

    3.1.    обеспечить разработку программы производственного контроля при обороте молока имолочной продукции в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 12.06.2008 г. «Техническийрегламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ, отвечающую требованиям ст. 21указанного закона;

                    3.2.    обеспечить    организацию    проведения    лабораторных    испытаниймолочной продукции по микробиологическим показателям, аккредитованным испытательнымцентром.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение 10 дней со дня постановления решения. В окончательной форме решение изготовлено 18 июля 2011 года.

        Судья        A.C. Сенченко