о признании действий незаконными, обязании восстановить в списках



<данные изъяты>                                        дело №2-3137/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    25 октября 2011 года Свердловский районный суд г.Красноярска в составе: председательствующего судьи Горбачевой Е.В.

при секретаре Беспаловой Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сердюкова Владимира Ивановича к ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании действий незаконными, обязании восстановить в списках

У С Т А Н О В И Л :

     Сердюков В.И. обратился в суд с иском ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании действий незаконными, обязании восстановить в списках по дате первоначального обращения. Требования мотивировал тем, что он являлся квартиросъемщиком 2-х комнатной квартиры в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ был осужден. Освободившись из мест лишения свободы в декабре 2005 года, узнал, что его бывшая супруга во время его нахождения в местах заключения, в его отсутствие и без его ведома в 1995 году лишила его законной регистрации в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, приватизировала ее, и в 1996 году продала единственную для него жилплощадь. После освобождения из мест лишения свободы в декабре 2005 года он в течение 6-ти месяцев проживал в адаптационном центре-приюте «Родник» в г.Красноярске, откуда был впоследствии выселен по причине окончания срока возможного пребывания в нем. Из-за отсутствия какого-либо жилья весной 2006 года он как лицо, оказавшееся в тяжелой жизненной ситуации, был вынужден обратиться в ФИО5 для получения крыши над головой, ему было выделено койко-место в общежитии по адресу: <адрес>, где он был постоянно зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, с ним был заключен договор социального найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. В комнате жилой площадью 19 кв.м. за ним закреплено одно койко-место, вместе с ним в комнате проживают еще 2 человек, по регистрации в комнате кроме него значатся еще 4 человека. Он имеет право на получение благоустроенного жилья, однако его письменное обращение в ноябре 2006 года к главе ФИО5 о постановке в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий к положительному результату не привело, поскольку он не был признан малоимущим, ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет. Неправомерный отказ районной администрации в постановке его на учет нуждающихся в получении жилья он ДД.ММ.ГГГГ обжаловал в суд, в ходе судебного разбирательства УСЗН решением от ДД.ММ.ГГГГ признало его малоимущим. Решением <данные изъяты> районного суда ему в удовлетворении требований было отказано. Решение о признании его малоимущим в установленном порядке было оформлено ДД.ММ.ГГГГ, в списки очередников его включили в 2007 году, присвоив номер очереди – 1147. В 2008 году он обращался за защитой своих нарушенных прав в суд <данные изъяты> района г.Красноярска, ставил вопрос об обжаловании действий как районной администрации, поставившей его в списки только в 2007 году, а не в 2006 году, когда он письменно обратился с заявлением об этом, а также действия ФИО6, которая письменном в ответе на его заявление согласилась с действиями районной администрации. Решение суда <данные изъяты> района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу, его нарушенные жилищные права суд не восставил. Также на него распространяется действия Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера», он имеет право на получение выплат для приобретения жилья по категории «пенсионеры, выехавшие из районов Крайнего Севера». В феврале 2011 года он получил уведомление министерства строительства о том, что в списках очередников состоит под номером 13652, понял, что жилье не получит. Уже более пяти лет он занимает койко-место в общежитии, с 1996 года находится на пенсии, своего отдельного жилья не имеет. Считает, что ФИО5 и ФИО7 должны пересмотреть его очередность в списках очередников на получение жилья и получение жилищной субсидии для приобретения жилья и аннулировать его очередность в администрации района в списке нуждающихся под № и в министерстве строительства – под №, и восстановить его в указанных списках очередников по дате первоначального обращения – с сентября 2006 года. Просит признать несоответствующими закону действия ФИО5 по постановке его на учет в списках нуждающихся в получении жилой площади под №, обязать ФИО5 восстановить его в указанных списках по дате первоначального обращения – с сентября 2006 года; признать несоответствующими закону действия ФИО7 по постановке его на учет в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «пенсионеры, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» под №, обязать ФИО7 восстановить его в указанных списках по дате первоначального обращения – сентября 2006 года.

    В судебном заседании истец изменил исковые требования. Просит, с учетом того, что с ДД.ММ.ГГГГ он стал пенсионером, с этого времени стал получать от государства ежемесячную пенсию, был в результате незаконных действий бывшей супруги лишен своего единственного жилья в г.<данные изъяты>, вправе состоять в списках как очередников на получение жилья, так и на получение социальных выплат для приобретения жилья с 1996 года, признать несоответствующим закону действия ФИО5 по выделении ему койко-места в общежитии по адресу: <адрес> вместо благоустроенного жилья в виде отдельной квартиры, по постановке его на учет в список нуждающихся в получении жилой площади под №; обязать ФИО5 восстановить его в указанных списках с ДД.ММ.ГГГГ; признать несоответствующими закону действия ФИО7 по постановке его на учет в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «пенсионеры, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» под №, обязать ФИО7 восстановить его в указанных списках с сентября 1996 года.

    В судебном заседании Сердюков В.И. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером, уже в тот момент был без квартиры. В очередь его включили с момента подачи заявления, а не с того момента, как он вышел на пенсию и лишился жилья из-за действий своей супруги, которая признала его умершим, и продала квартиру, с указанного времени нарушены его права.

    Представитель ФИО5 – Сербин П.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что Сердюкову В.И. в 2006 году было выделено койко-место в муниципальном общежитии по его личному заявлению. Это было право администрации. Оснований для предоставления отдельного благоустроенного жилого помещения не имелось и не имеется. Номер учетному делу в списке нуждающихся в получении жилой площади был присвоен в соответствии с действующим законодательством на дату обращения гражданина с заявлением.

    Представитель ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Представитель ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.

     В соответствии со ст.30 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию – также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

    Согласно ст.31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы – совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

    В соответствии со ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

    В силу ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

    Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, с февраля 2001 года по ДД.ММ.ГГГГ Сердюков В.И. отбывал наказание в местах лишения свободы, что подтверждается копией справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103)

    На основании заявления Сердюкова ВА.И. главе ФИО5 о предоставлении места проживания в общежитии как выехавшему пенсионеру из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д.225), заявления администрации КГУ «Красноярский краевой центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы» главе ФИО5, в связи с окончанием ДД.ММ.ГГГГ срока проживания в ЦСА (л.д.224), Сердюкову В.И. на основании Распоряжения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ для проживания было выделено в муниципальном общежитии по адресу: <адрес> койко-место в комнате . ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и Сердюковым В.И. был заключен типовой договор найма жилого помещения в общежитии (л.д.139-142).

    Письмом /С-1152 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 Сердюкову В.И. было разъяснено, что ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно ст.52 которого состоять на учете для получения жилья по договорам социального найма имеют право граждане, нуждающиеся в жилом помещении, однако разъяснений по данной статье нет.

    Решением <данные изъяты> районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, Сердюкову В.И. было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании отказа ФИО5 в постановке на учет (л.д.19).

    Также в судебном заседании установлено, что решением начальника управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района г.Красноярск от ДД.ММ.ГГГГ Сердюков В.И. был признан малоимущим (л.д.212).

    ДД.ММ.ГГГГ Сердюков В.И. на основании заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.207-208) по итогам заседания жилищной комиссии распоряжением ФИО5 был поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, номер учетного дела – 1147 (л.д.201,203, 204-205,206).

    Решением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении требований Сердюкова В.И. об оспаривании отказа ФИО6 в постановке на учет нуждающихся в получении жилья было отказано (л.д.28-30,37).

    Обращаясь в суд с заявлением, истец просит признать действия ФИО5 по выделению койко-места в общежитии вместо благоустроенного жилья в виде отдельной квартиры, по постановке на учет в список нуждающихся под № незаконными, обязать восстановить его в указанных списках с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что он вправе состоять в списках очередников с указанного времени.

Однако данные доводы являются несостоятельными, поскольку в силу действующего законодательства постановка нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан на учет осуществляется по их заявлению, т.е. носит заявительный характер. С заявлением Сердюков В.И. обратился в ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, по рассмотрению заявления в установленном порядке был поставлен на учет. Действия ФИО5 по выделению Сердюкову В.И. на основании его заявления, заявления ЦСА койко-места в общежитии также не противоречат Закону.

Доводы заявителя о том, что с ДД.ММ.ГГГГ он вправе состоять в списках очередников, являются несостоятельными, поскольку с указанного времени он с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося не обращался. Местные органы исполнительной власти самостоятельно, без подачи гражданином заявления с приложением предусмотренных Законом документов, права постановки на учет не обладают.

    Также необоснованными являются требования о признании несоответствующим закону действия ФИО7 по постановке Сердюкова В.И. на учет в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «пенсионеры, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» под №, обязании восстановить в указанных списках с сентября 1996 года.

    Ранее действовал Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ)

"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривающий условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; распределение средств федерального бюджета на жилищные субсидии, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год", по субъектам Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

В настоящее время условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий (социальных выплат), выделяемых за счет средств федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (вступившим в силу с 01 января 2003 года).

    В целях совершенствования деятельности по реализации законы постановлением правительства РФ от 10.12.2002 года №879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

    Согласно статье 4 Федерального закона от 25.07.1998 N 131-ФЗ, статье 3 Федерального закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Сердюков В.И. обратился в ФИО7     с заявлением о включении в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат (л.д.126).

Приказом ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ Сердюков В.И. поставлен на учет по категории «пенсионеры, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по дате подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ, и включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья под номером (л.д.127).

Поскольку в силу Закона включение в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья носит заявительный характер, Сердюков В.И. был включен в указанные списки с момента обращения, предоставление жилищных субсидий осуществляется в порядке очередности, требования заявителя являются несостоятельными, удовлетворению не подлежат. Доказательств обращения с заявлением с 1996 года заявитель суду не представил. Из справки управления содействия переселению администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Сердюков В.И. на учете при администрации <данные изъяты> в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №141-ФЗ не состоял и не состоит, документы на получение жилищных субсидий (социальных выплат) не предоставлял (л.д.143).

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Сердюкова В.И. не основаны на законе, полагает в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Сердюкова Владимира Ивановича к ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании действий незаконными, обязании восстановить в списках – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

    Подписано председательствующим.

    Копия верна:

    Председательствующий                        Е.В.Горбачева