об обязании разработать программу контроля качества воды



<данные изъяты>                                        дело 32-416/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 февраля 2012 года Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Е.В.

при секретаре Беспаловой Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО7 об обязании разработать программу контроля качества воды, об обеспечении проведения контроля качества воды,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО6 действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к ФИО7 об обязании разработать программу контроля качества воды, об обеспечении проведения контроля качества воды.

Требования мотивированы тем, что при проведении мероприятий по надзору в отношении ФИО7, ФИО6 было установлено, что указанное юридическое лицо не соблюдает требования санитарного законодательства, в результате чего нарушаются законные права неопределенного круга лиц. Согласно Уставу целями деятельности ФИО7 является удовлетворение потребности населения в услугах по содержанию и эксплуатации жилищного фонда на территории г. Красноярска, а также извлечение прибыли. Для достижения уставных целей ФИО7 осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: управление жилищным фондом с соблюдением в полном объеме всех требований, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда; организацию работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему капитальному ремонту жилищного фонда, обеспечению коммунальными услугами установленного качества и объема; технический контроль за качеством предоставляемых услуг; планирование работ по обслуживанию и содержанию жилищного фонда, а также по обеспечению граждан коммунальными услугами, заключение договоров на предоставление жилищных и коммунальных услуг с организациями разных форм собственности. На основании заявления ФИО2, проживающего по <адрес> по обеспечению населения г. Красноярска горячей водой ненадлежащего качества, ФИО6 были проведены внеплановые надзорные мероприятия в отношении ФИО7 По результатам проведенных мероприятий были выявлены следующие нарушения: отсутствует рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды централизованной системы горячего водоснабжения, что является нарушением п. 2.4. СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», не проводится юридическим лицом производственный контроль качества питьевой воды в точках внутридомовой сети, что является нарушением п.п. 4.2, 4.7 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». По факту выявленных нарушений санитарного законодательства ФИО7 было привлечено к административной ответственности по ст. 6.5. КоАП РФ, юридическому лицу было выдано предписание заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю ФИО3 /з от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до 01.10.2011 г. Однако при проведении внеплановой выездной проверки выполнения предписания /з от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 было установлено, что предписание /з от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 не выполнено. Кроме того, ФИО7 выступает в отношениях с собственниками многоквартирного жилого дома № по <адрес> как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом в качестве своей основной предпринимательской деятельности. ФИО6 было установлено, что ФИО7 выполняет функции эксплуатирующей организации системы водоснабжения жилого фонда, переданного ему в управление, в том числе дома по адресу: <адрес>, в соответствие с условиями договора на управление многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО7» приняло на себя обязательства по организации и обеспечению выполнения всего комплекса работ, связанного с эксплуатацией, содержанием и текущим ремонтом общего имущества, в том числе внутридомовых инженерных систем и оборудования, придомовой территории вышеуказанного многоквартирного дома. Пунктами 2.1.2., 2.1.4. договора предусмотрено, что ФИО7 взяло на себя обязательства по обеспечению, предоставление собственникам многоквартирного дома коммунальных услуг (теплоснабжение, канализация, электроснабжение) в соответствии с действующими Правилами предоставления коммунальных услуг, в том числе по ремонту систем водоснабжения. Следовательно, ответчик обязан был обеспечить качество подаваемой горячей воды жителям, проживающим в вышеуказанном жилом многоквартирном доме. Принимая во внимание, что ФИО7» является организацией, осуществляющей эксплуатацию системы питьевого водоснабжения дома № по <адрес>, граница эксплуатационной ответственности заявителя проходит по внешней стене указанного дома, обязанность по разработке программы производственного контроля качества питьевой воды централизованной системы горячего водоснабжения и осуществлению производственного контроля качества питьевой воды в точках внутри-домовой сети дома возложена на ответчика, взявшего на себя обязательство по обеспечению жителей дома соответствующего качества питьевой воды санитарным правилам. Общие требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению изложены в статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" (далее - Федеральный закон № 52). Не соблюдение санитарного законодательства при эксплуатации внутридомовых водопроводных сетей жилого дома, обеспечение жителей горячей водой ненадлежащего качества в жилом доме по <адрес>, отсутствие у ответчика рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды централизованной системы горячего водоснабжения, не проведение производственного контроля качества питьевой воды в точках внутридомовой сети жилого многоквартирного дома № по <адрес>, создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.

Просит обязать ФИО7 разработать и согласовать с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды в срок до 01.03.2012 г., обязать ФИО7 обеспечить проведение производственного контроля качества воды в распределительной сети обслуживаемого дома № по <адрес> по микробиологическим и органолептическим показателям в срок до 01.03.2012 г..

В судебном заседании представитель ФИО6 Быкова А.В. уточнила исковые требования. Просит обязать ФИО7 разработать и согласовать с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, обязать ФИО7 обеспечить проведение производственного контроля качества воды в распределительной сети жилого многоквартирного дома № по ул<адрес>, находящегося в управлении ФИО7 по микробиологическим и органолептическим показателям в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель ФИО6 Быкова А.В. (доверенность №СК-17770 от ДД.ММ.ГГГГ) уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – ФИО7 в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.

В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, под питьевой водой понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции. Этими же Правилами установлено, что под понятием водоснабжение понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

В соответствии с пунктом 6 приложения № 1 к Правилам № 167 не допускается отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 утверждены «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме», которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

В силу п. 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно п. 8. Правил содержания общего имущества, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В силу п. 10 Правил содержания общего имущества, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества входящего в состав общего имущества.

Общие требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению изложены в статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" (далее - Федеральный закон № 52).

В статье 1 Федерального закона N 52-ФЗ определено, что государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливают санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 52-ФЗ данный Закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья. и благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в том числе, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Согласно п. 1.3. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (далее - санитарные правила) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана, в том числе с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.

В соответствие с п. 2.1., указанные санитарные правила должны выполняться при эксплуатации систем водоснабжения. В силу п. 2.4. санитарных правил, юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.

Согласно п. 3.1. санитарных правил, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В силу п. 4.2. санитарных правил, производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

В силу п. 4.7. санитарных правил, производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 8 Федерального закона Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

При этом, в соответствии ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Управление общим имуществом многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет управляющая компания – ФИО7 (л.д. 71-72).

Также в судебном заседании установлено, что на основании заявления ФИО2, проживающего по <адрес> по обеспечению населения г.Красноярска горячей водой ненадлежащего качества, ФИО6 были проведены внеплановые надзорные мероприятия в отношении ФИО7 По результатам проведенных мероприятий были выявлены следующие нарушения ФИО7 требований санитарного законодательства: отсутствие у ФИО7 рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды централизованной системы горячего водоснабжения, что является нарушением п. 2.4. СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», а также отсутствие производственного контроля проведения ФИО7 качества питьевой воды в точках внутридомовой сети, что является нарушением п.п. 4.2, 4.7 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (л.д.31-36).

По факту выявленных нарушений санитарного законодательства ФИО7 было привлечено к административной ответственности по ст. 6.5. КоАП РФ, было выдано предписание заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю /з от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до 01.10.2011 г. (л.д.12, 14-16,36-39).

Однако при проведении ФИО6 внеплановой выездной проверки выполнения предписания /з от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что предписание /з от 22.03.2011 г. ФИО7 не выполнено. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 21.10.2011 года (л.д.17-18).

При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании полностью нашло свое подтверждение нарушение ФИО7 на протяжении длительного периода времени норм санитарного законодательства, суд полагает исковые требования ФИО6 обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО6, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО7 об обязании разработать программу контроля качества воды, об обеспечении проведения контроля качества воды – удовлетворить.

Обязать ФИО7 разработать и согласовать с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу

Обязать ФИО7 обеспечить проведение производственного контроля качества воды в распределительной сети жилого многоквартирного дома № по <адрес>, находящегося в управлении ФИО7 по микробиологическим и органолептическим показателям в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Подписано председательствующим.

Копия верна.

Председательствующий                                                                      Е.В.Горбачева