Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Свердловский районный суд <адрес>
в составе председательствующего – судьи Богдевич Н. В.
при секретаре Мироновой Н.М.,
с участием истца – Ивах Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивах Любовь Викторовны к Обществу ФИО5 о компенсации морального вреда и взыскании убытков в порядке закона РФ «О защите прав потребителей»,
УСТАНОВИЛ:
Ивах Л.В. обратилась с иском к ФИО5 в порядке Закона о защите прав потребителя. Заявление мотивировано тем, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Ответчиком истцу отказываются услуги в жилищно-коммунальной сфере, а истец как их потребитель обязан оплачивать данные виды услуг. В обязанность ответчика входит составление акта по факту не оказания жилищно-коммунальных услуг потребителю, фиксации не предоставления коммунальной услуги. Истица исполняет свою обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг. Однако ответчик как управляющая компания не выдавал истцу документ – акт, фиксирующий не предоставление коммунальной услуги – предоставление горячей воды. Поскольку истица добросовестно исполняет обязательства по оплате за жилое помещение, ответчиком не исполнена обязанность по составлению акта фиксации не предоставления услуги горячего водоснабжения, что нарушает ее права как потребителя. В связи с чем, истица просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей в соответствии с ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителя». Также Ивах Л.В. заявлено требование о взыскании с ФИО5 компенсации морального вреда за неисполнение обязательств управляющей компанией по содержанию общего имущества многоквартирного дома – труб подачи холодного и горячего водоснабжения, находящиеся в квартире истицы. Поскольку данное общее имущество содержится управляющей компанией в ненадлежащем состоянии, его текущий и капитальный ремонт не производится, имущество находится в неудовлетворительном состоянии, истица оплачивает ежемесячно денежные средства на содержание и ремонт общего домового имущества, свою обязанность ответчик не исполняет, что приводит к нарушению прав истца как потребителя жилищно-коммунальных услуг. Ивах Л.В. просит в судебном порядке взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей и обязать ответчика произвести перерасчет и вернуть незаконно полученные денежные средства на содержание общего имущества в сумме <данные изъяты> рублей, что составляет 80% от взысканных с истца средств с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Ивах Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, аналогичным вышеизложенным. Просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в порядке закона РФ «О защите прав потребителей». Поскольку ответчиком при оказании истцу как потребителю жилищно-коммунальных услуг, управляющей организацией не оказывается услуга по содержанию общего домового имущества – содержание труб горячего и холодного водоснабжения, выразившиеся в отсутствии ремонта, замены труб, проведение профилактических мероприятия, проведение текущего и капитального ремонта коммуникаций, которые находятся в квартире истицы. В результате системы инженерных коммуникаций пришли в негодность и представляют угрозу жизни и имуществу. Также управляющей компанией по требованию истца не был составлен акт об отсутствии у истицы горячего водоснабжения в ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку действиями работников ответчика у истца отсутствовала горячая вода, для производства перерасчета по оплате услуг Ивах Л.В. потребовала составить акт по фиксации отсутствия горячей воды, ответчик свою обязанность не исполнил. Истица добросовестно исполняет свою обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг за жилое помещение, с момента возникновения у нее права собственности на квартиру и ранее, когда она проживала в спорном жилом помещении на условиях социального найма. Также истцом заявлены требования о взыскании с ответчика денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей, уплаченные истцом на содержание общего имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 80% от взысканных с истца средств.
Представитель ответчика – ФИО5 ФИО4 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела судом был лично извещен судебной повесткой, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств суду не заявлял. Ранее представил возражения на иск (л.д.21-22), просил в иске истцу отказать.
Третьи лица – представитель службы строительного надзора и жилищного контроля <адрес>, Департамента городского хозяйства администрации <адрес>, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом мнения истца, суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства в соответствии с ст.2333-235 ГПК РФ и представителей третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения истца Ивах Л.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования Ивах Л.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Обязанность собственника по содержанию принадлежащего ему имущества закреплено в статьях 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 30 ЖК Российской Федерации.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения (включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) и плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 5 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 6 этих же Правил, в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно части 4 статьи 30 ЖК Российской Федерации, собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 15, 16 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011), факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, который составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
В соответствии с п. 60 вышеуказанных Правил, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную Приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным Приложением.
Согласно п. 64 Правил, в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе (п. 65). В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 66).
В соответствии с пунктом 66 Правил, в акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Пунктом 74 Правил установлено, что период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (непредоставления услуг) считается оконченным:
- со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 Правил;
- с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.
В судебном заседании установлено, что истец Ивах Л.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании решения Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( приобщено к делу).
С ДД.ММ.ГГГГ года финансово-лицевой счет открыт на имя Ивах Л.В. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-35 том 1).
Согласно договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 является управляющей компанией и принимает на себя обязанность по управлению домом и предоставления услуг многоквартирный дом по <адрес> в <адрес>. Согласно указанному договору управляющая организация обязалась выполнить комплекс услуг, в том числе обеспечить предоставление коммунальных услуг, содержание и ремонт общего имущества дома, в соответствии с правилами и нормами, установленными нормативными правовыми актами РФ, органов местного самоуправления на условиях и в порядке, предусмотренном договором.
Ответчиком был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ с подрядной организацией ООО ФИО10, ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.23-32, л.д.74-244 том 1).
Таким образом, судом установлено, что ФИО5 является лицом, управляющим жилищным фондом, предоставляющим коммунальные услуги и отвечающим за соответствие предоставление услуг установленным правилам и норам, и соответственно является исполнителем по отношению к потребителям услуг.
Также судом установлено, что решением мирового судьи судебного участка № в <адрес> по иску Ивах Л.В. к ФИО5 в порядке закона о защите прав потребителей, при рассмотрении дела судом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ согласно журналу работ от Ивах Л.В. поступила заявка о течи трубопровода ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, работниками ФИО10 была поставлена заглушка на подводке и сделана отметка в журнале об отсутствии горячей воды к <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило заявление на восстановление отвода горячей воды, сотрудниками подрядной организации была проверена квартиры истца, сделана отметка о том, что в отвод горячей воды в норме, труба заглушена в квартире, горячая вода по стояку есть. ДД.ММ.ГГГГ истица вновь обратилась с заявкой о восстановлении инженерных коммуникаций. Однако согласно записи в журнале работ в квартире истицы на трубе горячего водоснабжения был установлен вентель, заявка на который не поступала. В дальнейшем согласно представленному журналу работ истица неоднократно обращалась с заявлением о восстановлении трубы горячего водоснабжения. Фактически горячее водоснабжение в квартире истицы было восстановлено ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.61 ГПК РФ установленные данным решением мирового судьи обстоятельства являются установленными и доказыванию вновь не подлежат.
Решением мирового судьи по делу было установлено, что истица неоднократно обращалась с заявлениями к ответчику об отсутствии горячей воды в период с ДД.ММ.ГГГГ. Однако в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, каких-либо мер по составлению акта о не предоставлении услуги по горячему водоснабжению и водоотведению в част горячей воды принято не было, акт составлен не был, чем существенно нарушены права истца как потребителя, поскольку последняя была лишена возможности своевременно обратиться с заявлением о производстве перерасчета коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что в результате ненадлежащего исполнения обязанностей ответчиком – ФИО5, выразившиеся в неисполнении обязанностей, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам в части надлежащего оформления факта непредоставления коммунальных услуг истице – несоставление акта ответчиком, чем нарушены права истца ивах Л.В. как потребителя.
Доводы ответчика в части возражений на иск, судом не приняты во внимание на основании установленных по делу обстоятельств.
В ходе судебного разбирательства, нашли свое подтверждение доводы истца о том, что ФИО5 ненадлежащим образом оказывается истцу услуга по содержанию и ремонту общего имущества – стояков холодного и горячего водоснабжения, расположенных в квартире истца. Данные инженерные коммуникации относятся к общему имуществу дома. Ответственность за надлежащее содержание и технический ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> была возложена на ФИО5", что представителем указанного ответчика не оспаривалось.
Услуги и работы, оказываемые ФИО5 собственникам помещений многоквартирного дома по содержанию и ремонту общего имущества дома в полной мере подпадают под правовое регулирование, установленное ст. 1095 ГК РФ.
Суд принимает во внимание положения п. 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года N 170, согласно которым, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
Из материалов дела усматривается, что истица является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Ответчик является организацией, обслуживающей жилой дом по указанному адресу. В результате неудовлетворительного состояния сетей водоснабжения и водоотведения, расположенных в квартире истца жилого дома произошли неоднократные протечки в квартиру истицы, что установлено представленными по делу доказательствами. Ответчик не производит в квартире истца работ – профилактических мероприятий по содержанию труб водоотведения и водоснабжения, инженерных коммуникаций, все трубы покрыты свищами, находятся в неудовлетворительном состоянии. Согласно указанным обстоятельствам в результате в квартире истца постоянно происходят протечки, отсутствует водоснабжение в течение длительного периода, что вызывает повреждение квартиры истицы, ее право на благоприятную среду жизнедеятельности. Данные обстоятельства установлены на основании представленных истцом по делу доказательств ( приобщены к материалам дела). При этом судом учитывается и тот факт, что ответчиком относимых и допустимых доказательств, подтверждающих факт исполнения обязанности управляющей компании выполнения работ по содержанию общего имущества дома – стояков холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, расположенных в квартире истца <адрес> – актов выполненных работ по текущему содержанию и ремонту, актов профилактических осмотров коммуникаций, актов по замене стояков и труб холодного и горячего водоснабжения суду не представлено. Представленные ответчиком акты выполненных работ, договора, сметы по содержанию жилого дома по <адрес>, не свидетельствуют о выполнении обязанности ФИО5 по надлежащему оказанию услуги по содержанию общего имущества дома в отношении инженерных коммуникаций расположенных в квартире истца, данные доказательства суду не представлены.
Ивах Л.В. исполняет свою обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по квартире по <адрес>, что подтверждается представленным расчетом и выпиской из финансово-лицевого счета по внесению оплаты за жилое помещение, представленной ФИО5.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что разрешая заявленные требования, оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд, руководствуясь ст. 151 ГК РФ и ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" о компенсации морального вреда, п. 2 ст. 1101 ГК РФ об определении размера компенсации морального вреда в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, и пришел к обоснованному выводу, что в результате ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, обязанность проведения которого возложена на ответчика, нарушены права истца как потребителя, что является основанием компенсации морального вреда.
Решая вопрос о компенсации морального вреда, суд учитывает длительность нарушения прав Ивах Л.В. как потребителя жилищно-коммунальных услуг, в том числе услуги по оказанию жилищно-коммунальных услуг, содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, существо спора, исходя из требований разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать сумму компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».
Заявленные требования Ивах Л.В. о взыскании с ФИО5 суммы в размере <данные изъяты> рублей, что составляет 80% от взысканных с истца средств на содержание общего имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда не подлежат удовлетворению, в связи с необоснованностью заявленный сумы ответчиком. В силу ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы лица на восстановление его нарушенного права, факта причинения убытков истец в заявленной сумме по вине ответчика ФИО5 суду не представила. Поэтому в этой части требования Ивах Л.В. удовлетворению не подлежат.
Доводы представителя ответчика ФИО5, данные в ходе рассмотрения дела в части возражения на исковые требования, судом признаются несостоятельными и не основанными на законе. Опровергаются установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии с ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199,233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ивах Любовь Викторовны к ФИО5 о взыскании компенсации морального вреда в порядке закона «О защите прав потребителя» удовлетворить.
Взыскать с ФИО5 в пользу Ивах Л.В. в опрядек закона о защите прав потребителей в счет компенсации морального вреда – <данные изъяты> руб., в остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО5 в доход федерального бюджета госпошлину в размере <данные изъяты> руб.
Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в Свердловский районный суд <адрес> заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения копии решения.
Заочное решение может быть отменено по заявлению ответчика, не присутствовавшего в судебном заседании в течение 7 суток со дня получения его копии, а также обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес> суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, либо вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления. С мотивированным заочным решением в окончательной форме стороны вправе ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н. В. Богдевич