Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2012 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Князевой О.В.
с участием истца - помощника прокурора Свердловского района г. Красноярска - Шваенко А.В.
представителя ответчика ООО УК «Оникс» - Терской М.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре - Гуменюк Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска к ООО УК «Оникс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выполнению требований жилищного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска обратился в суд с иском к ООО УК «Оникс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выполнению требований жилищного законодательства. Требования мотивированы тем, что при проведении проверки исполнения законодательства и соблюдения прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что ООО УК «Оникс» по договору управляет многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. В нарушение действующего законодательства ООО УК «Оникс» не обеспечивает свободный доступ собственникам многоквартирного дома № по <адрес> к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Данная информация размещена только на информационном стенде в офисе управляющей компании. На основании чего, просит признать бездействие ответчика по обеспечению свободного доступа к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ, незаконным и обязать ООО УК «Оникс» опубликовать информацию на сайте сети Интернет (по выбору управляющей компании) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; опубликовать информацию в официальных печатных средствах массовой информации.
Представитель истца - прокуратуры Свердловского района г. Красноярска - Шваенко А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц, учитывая, что отсутствие информации о финансово - хозяйственной деятельности на информационном сайте сети Интернет нарушает права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома.
Представитель ответчика ООО УК «Оникс» - Терская М.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ требования не признала, суду пояснила, что дом № по <адрес> полностью введен в эксплуатацию лишь 27.11.2011г. Информация, согласно Постановлению Правительства РФ № 731, по данному дому раскрыта на сайте администрации г. Красноярска, отчет о финансово-хозяйственной деятельности может быть размещен только в ДД.ММ.ГГГГ году, по истечении ДД.ММ.ГГГГ года. Поскольку требования Постановления № 731 распространяются только на многоквартирные дома, а дом № по ул. Судостроительной вводился очередями, до настоящего времени заселен не полностью, договоры с собственниками квартир на управление домом в полном объеме не заключены, считает требования прокурора незаконными и необоснованными.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ст. 29 Конституции Российской Федерации (ч.4) каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу ст. 148 ЖК РФ правление товарищества собственников жилья обязано управлять многоквартирным домом или заключить договор на управление им.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельностью (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а так же о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
9 октября 2010 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациям, осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731«Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами организации обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 информация управляющими организациями раскрывается путем: опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет.
Под раскрытием информации, согласно Стандарту, понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно п. 5 Стандарта Управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
сайт управляющей организации;
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Кроме того, в соответствии с п. 1 Стандарта настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Согласно п. 3 Стандарта Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Судом установлено, что на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был избран способ управления многоквартирным домом, и в качестве управляющей компании выбрано ООО УК «Оникс» (л.д.9-10).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.0.2012 г. ООО УК «Оникс» является действующим, что также подтверждается представленными правоустанавливающими документами (л.д.7, 8).
ООО УК «Оникс» заключены договоры управления многоквартирным домом с собственниками жилых помещений, расположенных по <адрес>, что подтверждается, в том числе, представленным договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО УК «Оникс» и ФИО4, собственником квартиры № № в доме № по <адрес> (л.д.15-22).
Прокуратурой Свердловского района г. Красноярска проведена проверка исполнения законодательства и соблюдения прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ООО УК «Оникс», в ходе которой установлено, что ответчиком допускаются нарушения требований ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, а именно информация о деятельности ООО УК «Оникс» размещена только на информационном стенде в офисе управляющей организации. Согласно пояснению кассира ООО УК «Оникс», официального сайте управляющая организация не имеет, в печатных изданиях информацию не размещала, на основании чего, на имя директора ООО УК «Оникс» прокурором внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства (л.д.11-13).
Как следует из письменного объяснения кассира ООО УК «Оникс» - ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Оникс» не имеет собственного сайта в сети Интернет, в настоящее время сайт находится на разработке в администрации г. Красноярска. В печатных издания информация ООО УК «Оникс» не размещается (л.д.14).
Кроме того, на имя заместителя прокурора Свердловского района г. Красноярска директором ООО УК «Оникс» направлено письмо ДД.ММ.ГГГГ согласно которому во исполнение постановления Правительства РФ от 23.09.2010г. № 731 ответчиком заключено соглашение с департаментом городского хозяйства о размещении информации. Также указано на то, что последняя очередь дома № по ул. Судостроительная сдана в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ г., поэтому информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности будет размещена на сайте и опубликована в официальном печатном издании по завершению отчетного периода ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения представления к дисциплинарной ответственности привлечена юрисконсульта ООО УК «Оникс» ФИО2 (л.д.25).
Однако, в нарушение действующего законодательства, ООО УК «Оникс» до настоящего времени не обеспечивает доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и условиях предоставления коммунальных услуг, о стоимости данных услуг и работ, а так же о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациям, осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами» в официальном печатном издании.
Бездействия ООО УК «Оникс» по непринятию мер к исполнению требований по обязательному опубликованию информации в официальных печатных средствах массовой информации свидетельствуют о нарушении прав неопределенного круга собственников многоквартирного дома №, расположенного по <адрес>, на доступ к информации.
Вместе с тем, доказательств, которые бы с достоверностью подтверждали выполнение обязанности по размещению на сайте достоверной и полной информации, в том числе, и о финансово-хозяйственной деятельности ООО УК «Оникс», в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что дом № по <адрес> полностью введен в эксплуатацию лишь ДД.ММ.ГГГГ, отчет о финансово-хозяйственной деятельности может быть размещен только ДД.ММ.ГГГГ году, по истечении ДД.ММ.ГГГГ года, требования Постановления № 731 распространяются только на многоквартирные дома, а <адрес> вводился очередями, и до настоящего времени заселен не полностью, договоры с собственниками квартир на управление домом в полном объеме не заключены, не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку противоречат Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациям, осуществляющим деятельность в сфере управления многоквартирными домами», которое не содержит исключений по размещению информаций в отношении многоквартирных домов, сданных в эксплуатация очередями.
Таким образом, установив обоснованность требований прокурора, суд признает бездействие ООО УК «Оникс» по выполнению требований жилищного законодательства в части размещения информации, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ, в официальных печатных средствах массовой информации незаконным и возлагает на ответчика обязанность устранить выявленные нарушения, а именно: обязать ООО УК «Оникс» опубликовать информацию об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации, в официальных печатных средствах массовой информации.
Требования прокурора в части признания бездействия ответчика по обеспечению свободного доступа к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ, незаконным и возложения обязанности на ООО УК «Оникс» опубликовать информацию на сайте сети Интернет (по выбору управляющей компании) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворению не подлежат, поскольку в судебном заседании установлено, что ООО УК «Оникс» заключено соглашение с департаментом городского хозяйства о размещении информации на сайте администрации г. Красноярска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Свердловского района г. Красноярска к ООО УК «Оникс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выполнению требований жилищного законодательства - удовлетворить частично.
Признать бездействие ООО УК «Оникс» по выполнению требований жилищного законодательства в части размещения информации, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации, в официальных печатных средствах массовой информации - незаконным.
Обязать ООО УК «Оникс» опубликовать информацию об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации, в официальных печатных средствах массовой информации в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурора Свердловского района г. Красноярска - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.В. Князева