<данные изъяты> Дело №2-2753/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 сентября 2012 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г.Красноярска в составе
председательствующего – судьи Сенченко А.С.
при секретаре Лазаревой Г.В.
с участием представителя истца – ФИО9 Кузьминой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО11», ФИО12 о признании бездействия незаконным, обязании произвести работы по возведению пандуса,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО9, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФИО11, ФИО12 о признании бездействия незаконным, обязании произвести работы по возведению пандуса. Требования мотивированы тем, что собственником помещения ФИО11 расположенного по адресу: <адрес> является ФИО12. На праве оперативного управления за ФИО11 закреплены: нежилое помещение №, общей площадью 104,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, нежилое помещение №, общей площадью 48,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> нежилое помещение №, общей площадью 515,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> В нарушение норм действующего законодательства, помещение, расположенное по адресу: <адрес>, имеет высокое крыльцо, которое не оборудовано специальным пандусом, что лишает инвалидов, инвалидов-колясочников, маломобильных групп населения беспрепятственного доступа в данное учреждение, чем нарушаются их законные права и интересы. Просит признать бездействия ответчиков – ФИО12, ФИО11 выраженное в непринятии мер по фактическому возведению пандуса, обеспечивающего свободный доступ в помещение ФИО11, расположенное по адресу: <адрес>, лицам с ограниченными возможностями – инвалидам и маломобильным группам населения; обязать ФИО12 произвести работы по возведению пандуса, обеспечивающего свободный доступ в здание в помещение ФИО11 расположенное по адресу: <адрес> лицам с ограниченными возможностями – инвалидам и маломобильным группам населения.
В судебном заседании представитель истца – ФИО9 Кузьмина Ю.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Суду пояснила, что передвижной пандус не выполняет функции беспрепятственного доступа граждан с ограниченными возможностями в учреждение, т.к. его работа зависит от сотрудников учреждения, в то время как в действующем законодательстве пандус, поручни – это устройства, которые прикреплены и никак не зависят от действий сотрудников.
Представитель ФИО11 Кочева О.Н. (директор на основании приказа ФИО26 № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что в их учреждении установлен переносной пандус, который разбирается в течение 5 минут и готов к использованию. Для того, чтобы быть зачисленным на обслуживание граждане должны обратиться с соответствующим заявлением к руководителю учреждения, который осуществляет прием по <адрес> оборудованным стационарным пандусом; в помещение по адресу: <адрес> граждане попадают только после того, как они зачислены в обслуживание, и соответственно их уже ждут в помещении по адресу: <адрес> у них есть специальный работник, который подготавливает переносной пандус. Кроме того, в учреждении ведется групповая форма работы, с гражданами предварительно созваниваются по телефону и уже знают, кто придет к ним и к этому времени готовят переносной пандус.
Представитель ФИО12 – Поляков В.Н. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что ФИО12 является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является хозяйствующим субъектом, собственником помещения ФИО11 является ФИО30, главным распорядителем бюджетных средств является ФИО26. Кроме того, бездействия со стороны ответчиков нет, поскольку доступность маломобильным гражданам обеспечивается возможными способами – приобретением переносного пандуса.
Представитель третьего лица – ФИО26 Савенков О.В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании полагал исковые требования необоснованными.
Представители третьих лиц - ФИО33, ФИО34 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст.7 Конституцией РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года №181-ФЗ (ред. от 20.07.2012 года) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 2 Закона Красноярского края от 21.04.2011 N 12-5794 "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации и средствам связи в Красноярском крае" к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, средствам информации и связи, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся, в частности: административные здания и сооружения; учреждения образования и науки, социальной защиты населения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения.
В силу ст. 3 Закона Красноярского края от 21.04.2011 N 12-5794 "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации и средствам связи в Красноярском крае" объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, средства информации и связи, указанные в статье 2 настоящего Закона, в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства оснащаются в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с ч.ч.1,4 ст. 4 Закона Красноярского края от 21.04.2011 N 12-5794 "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации и средствам связи в Красноярском крае" органы исполнительной власти края, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации. Организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Таким образом, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. При этом государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней (ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким, образом ч. 1 ст. 296 ГК РФ и абз. 2 ч. 6 ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях" и возлагают на Учреждение бремя содержания закрепленного за ним имущества.
В соответствии с п.3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения также является одним из основополагающих принципов законодательства РФ о градостроительной деятельности.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, здания, расположенные по адресу: <адрес> являются муниципальной собственностью, которыми на праве оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается ФИО11. Данные обстоятельства подтверждаются распоряжением ФИО12 №-недв от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за ФИО37 на праве оперативного управления объектов недвижимости, учитываемых на балансе учреждения, – нежилого помещения № (Лит. А), общей площадью 104,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> нежилого помещения № (Лит. А), общей площадью 48,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> нежилого помещения № (Лит. А), общей площадью 515,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.32), свидетельствами о государственной регистрации права оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33,34).
Из устава ФИО11 усматривается, что ФИО11 является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание семьям и отдельным гражданам, в том числе гражданам пожилого возраста и инвалидам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Центр создан на основании постановления ФИО12 №. Учредителем центра является ФИО30 в лице ФИО12. Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете города и других источников в соответствии с действующим законодательством (71-82). Кроме того, по уставу ФИО11 также усматривается, что в состав Центра входит, в том числе, социально-реабилитационное отделение, которое согласно Положению о социально-реабилитационном отделении ФИО11 предназначено для оказания социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических услуг, социально-трудовой реабилитации, направленных на сохранение физической, психической и социальной активности граждан пожилого возраста и инвалидов, снижения уровня инвалидности и зависимости от посторонней помощи (л.д.101-105).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 в ФИО11 была проведена проверка по соблюдению исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой было установлено, что при входе в вышеуказанное здание, расположенное по адресу: <адрес> отсутствует пандус, обеспечивающий беспрепятственный доступ лицам с ограниченными возможностями – инвалидам и маломобильным группам населения. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверочных мероприятий, составленном помощником ФИО9 ФИО7 (л.д.8), пояснениями представителей ответчиков, которые не отрицали отсутствия стационарного пандуса.
Также из материалов дела усматривается, что ФИО11 приобретен в собственность переносной пандус, что подтверждается актом приема-передачи пандуса от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52). Согласно сообщению ФИО26 от ДД.ММ.ГГГГ на 2012 года предусмотрены проектные работы, а на 2013 года - строительные работы по обустройству пандусом, в том числе помещения ФИО11 по адресу: <адрес> (л.д.51). Однако, данные доказательства не могут быть приняты судом во внимание как доказательства, подтверждающие обеспечение ответчиками свободного доступа в помещение лицам с ограниченными возможностями – инвалидам и маломобильным группам населения, а так же отсутствия бездействия со стороны ответчика, поскольку в таком случае указанные лица зависят от сотрудников учреждения, которые должны своевременно приготовить данный пандус и быть надлежаще уведомленными о приходе данных лиц, т.е. на день рассмотрения судом настоящего дела по существу заявленные прокурором требования добровольно не исполнены.
Доказательств невозможности обустройства стационарным пандусом входа в помещение ФИО11, расположенное по адресу: <адрес> по правилам части 2 статьи 56 ГПК РФ ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании установлено, что беспрепятственный доступ для лиц с ограниченными возможностями – инвалидов и маломобильных групп населения в помещение ФИО11 расположенное по адресу: <адрес>, не обеспечен, в связи с чем нарушаются их права, гарантированные ст. 7 Конституции РФ, учредителем центра является ФИО30 в лице ФИО12, осуществляющее полномочия собственника по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным в оперативное управление учреждению, а также с учетом того, что здание является муниципальной собственностью, суд считает необходимым признать бездействие ФИО12 выраженное в непринятии мер по фактическому возведению пандуса, обеспечивающего свободный доступ в помещение ФИО11, расположенное по адресу: <адрес> лицам с ограниченными возможностями – инвалидам и маломобильным группам населения, незаконным; обязать ФИО12 произвести работы по возведению пандуса, обеспечивающего свободный доступ в помещение ФИО11, расположенное по адресу: <адрес> для лиц с ограниченными возможностями – инвалидов и маломобильных групп населения. Бездействие ФИО11 по реализации требований ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" в части организации беспрепятственного доступа инвалидов к зданию по адресу: <адрес>», не усматривается. Доказательств недостаточности предпринятых ответчиком мер и их несоответствия требованиям Федерального закона N 181-ФЗ прокурором не представлено.
Доводы стороны ответчика ФИО12 о том, что администрация города не является надлежащим ответчиком по делу, а также о том, что учреждением частично обеспечен доступ в спорное помещение лицам с ограниченными возможностями путем установки переносного пандуса, суд не принимает во внимание в силу императивности норм о защите прав инвалидов, по которым инвалидам должен быть обеспечен беспрепятственный доступ, а не доступ, зависящий от сотрудников учреждения, подготавливающих переносной пандус. ФИО12 как собственник спорных зданий несет бремя по их надлежащему содержанию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО9, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО11 ФИО12 о признании бездействий незаконными, обязании произвести работы по возведению пандуса – удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействие ФИО12 по обеспечению беспрепятственного доступа в помещение ФИО11 расположенное по адресу: <адрес> лицам с ограниченными возможностями – инвалидам и маломобильным группам населения.
Обязать ФИО12 произвести работы по возведению пандуса, обеспечивающего свободный доступ в помещение ФИО11 расположенное по адресу: <адрес> лицам с ограниченными возможностями – инвалидам и маломобильным группам населения.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г.Красноярска в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.С.Сенченко