Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2012 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи – Князевой О.В.
с участием представителя истца –старшего пом. прокурора Свердловского района г. Красноярска – Чепелевой Н.Г.
представителя ответчика – Поминовой Е.Н., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре – Гуменюк Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Енисейлесстроймонтаж» о признании бездействий по выполнению квоты для трудоустройства инвалидов незаконным и возложении обязанности произвести действия по выполнению квоты,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц, граждан, являющихся инвалидами и ищущих работу, обратился в суд с иском к ООО «Енисейлесстроймонтаж» о признании бездействий по выполнению квоты для трудоустройства инвалидов незаконным и возложении обязанности произвести действия по выполнению квоты. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокурорской проверки по соблюдению требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закона Красноярского «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края» о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в ООО «Енисейлесстроймонтаж», было установлено, что среднесписочная численность работников общества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года составила <данные изъяты> человек. В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Квота для инвалидов в ООО «Енисейлесстроймонтаж» должна составлять 7 рабочих мест. Однако ООО «Енисейлесстроймонтаж» квота по трудоустройству инвалидов не выполняется, на момент проверки рабочие места для инвалидов не созданы, своевременно сведения о выполнении квоты для приема на работу в органы службы занятости не представлены. В связи с чем, истец просит признать бездействие ООО «Енисейлесстроймонтаж» по выполнению квоты на трудоустройство инвалидов и созданию (выделению) 7 рабочих мест для приема на работу инвалидов незаконным, обязать ООО «Енисейлесстроймонтаж» произвести действия по выполнению квоты для инвалидов в количестве 7 рабочих мест и созданию (выделению) 7 рабочих мест для трудоустройства инвалидов; также обязать ответчика ежемесячно направлять отчеты о квотировании рабочих мест для инвалидов в КГБУ «Центр занятости населения города Красноярска».
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска Чепелева Н.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ООО «Енисейлесстроймонтаж» - Поминова Е.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, суду пояснила, что по результатам проведенной ООО «Енисейлесстроймонтаж» аттестации рабочих мест по условиям труда, большинство рабочих мест являются местами с опасными или вредными условиями труда, с наличием опасных и вредных производственных факторов: работа на высоте, верхолазные работы, производственный шум, общее охлаждение, физические перегрузки и т.д. ООО «Енисейлесстроймонтаж» не имеет возможности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, так как создание или выделение рабочих мест для инвалидов в штате предприятия может осуществляться только при условии, что работодатель будет знать, с какой именно программой реабилитации обратится инвалид, и какие именно условия труда необходимо будет создать для него, и, соответственно, создание или выделение рабочих мест для определенного числа инвалидов фактически невозможно.В соответствии с п. 4.2 Санитарных правил 2.2.9.2510-09, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009г. № 30, установлено, что противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или её части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений. Поскольку ответчик является строительной организацией со вредными и опасными условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест у ответчика отсутствует возможность принимать на работу инвалидов, а также создавать (выделять) рабочие места для инвалидов, ответчик просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ФИО5 в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам, о времени и месте разбирательства по делу были извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, выслушав объяснения представителей истца ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.
В силу требований ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно ст. 21 вышеуказанного ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии с Законом Красноярского края № 9-1712 от 29.01.2004г. (в редакции от 05.06.2008 г.) «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края», размер квот составляет для организаций численностью: от 101 до 2 000 человек - 3 процента от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест для инвалидов; свыше 2 000 человек - 2 процента от среднесписочной численности работников, но не менее 60 рабочих мест для инвалидов. При определении размера квот учитываются рабочие места инвалидов, ранее принятых на работу. При расчете числа работников, которых необходимо трудоустроить в счет квоты, округление производится в сторону уменьшения до целого.
Пунктом 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991г. № 1032-1 работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Как следует из материалов дела, при проведении прокуратурой проверки соблюдения ответчиком законодательства Российской Федерации в сфере занятости населения в Российской Федерации было установлено, что ООО «Енисейлесстроймонтаж» не выполняет требование законодательства в части создания (выделения) рабочих мест для инвалидов и представления органам службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов по установленной форме, что подтверждается информацией ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 237-238, 239-241, 242, 243-244).
ООО «Енисейлесстроймонтаж» является действующим, что подтверждается правоустанавливающими документами общества (л.д. 8-10, 11-19, 20, 21).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было направлено требование заместителем прокурора Свердловского района г. Красноярска о предоставлении информации о квотировании рабочих мест для инвалидов, а также об инвалидах, работающих в организации ответчика (л.д. 245).
Согласно справке ООО «Енисейлесстроймонтаж» среднесписочная численность работников организации составляла: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> чел., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> чел. (л.д. 7), на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> чел. (л.д. 33). Инвалиды у ответчика не трудоустроены, что подтвердила в судебном заседании представитель ответчика.
Также ответчиком суду представлены карты аттестации рабочих мест по условиям труда всех работников ООО «Енисейлесстроймонтаж», согласно которым, общая оценка условий труда на предприятии по наличию вредных и опасных производственных факторов составляет 3.1-3.3 (л.д. 46-236).
Таким образом, руководствуясь положениями ст. 37 Конституции Российской Федерации о свободе труда и праве гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» об обеспечении занятости инвалидов, ст. 4 Закона Красноярского края № 9-1712 от 29.01.2004 г. (в редакции от 05.06.2008 г.) «Оквотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края», предусматривающей, что для организаций, численность работников которой составляет от 101 до 2000 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3 % от среднесписочной численности работников.
Трудовым законодательством РФ предусмотрено, а именно ст. 224 ТК РФ, создание работодателем для инвалидов условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.
Для рационального трудоустройства инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации создаются специальные рабочие места путем адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждой организации в пределах устанавливаемой квоты.
С учетом изложенного, принимая во внимание имеющиеся в материалах дела данные, суд приходит к выводу о том, что, квота для ООО «Енисейлесстроймонтаж» должна составить 3% от среднесписочной численности работников, что будет составлять 7 рабочих мест.
Вместе с тем, как установлено судом, и подтверждается представленными ответчиком сведениями, а также пояснениями, данными представителем ответчика, фактически в настоящее время на предприятии инвалиды не трудоустроены, предусмотренная законом квота не выполнена.
Доводы ответчика о том, что ООО «Енисейлесстроймонтаж» является строительной организацией, наличие на предприятии вредных и опасных производственных факторов, предусмотренных положениями пункта 4.2 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» не позволяют ответчику принимать на работу инвалидов, суд находит необоснованными, поскольку положениями Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ не предусмотрены такие критерии дифференциации труда, как отраслевая принадлежностьработодателя и характер условий труда, не позволяющие привлекать к работе с вредными (опасными) условиями труда граждан, имеющих ограниченную способность к трудовой деятельности.
Отсутствие вакантных должностей на предприятии, на которые могут быть приняты инвалиды, не является основанием к отказу в удовлетворении требований истца, посколькузаконом о защите прав инвалидов предусмотрено, что работодатель обязан выделить рабочие места, а при невозможности выделить - создать рабочие места для инвалидов. В нарушение данных требований ответчиком рабочие места не были созданы или выделены.
Таким образом, ответчиком не доказана невозможность приема на работу инвалидов в пределах установленной законом квоты и создания или выделения им соответствующих рабочих мест, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательств суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц,граждан, являющихся инвалидами и ищущих работу к ООО «Енисейлесстроймонтаж» о признании бездействий по выполнению квоты для трудоустройства инвалидов незаконным и возложении обязанности произвести действия по выполнению квоты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Енисейлесстроймонтаж» о признании бездействий по выполнению квоты для трудоустройства инвалидов незаконным и возложении обязанности произвести действия по выполнению квоты - удовлетворить.
Признать бездействие ООО «Енисейлесстроймонтаж» по выполнению квоты для трудоустройства инвалидов незаконным.
Обязать ООО «Енисейлесстроймонтаж» произвести действия по выполнению квоты для трудоустройства инвалидов путем выделения (создания) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной Законом Красноярского края № 9-1712 от 29.01.2004 года квотой в количестве 7 рабочих мест.
Обязать ООО «Енисейлесстроймонтаж» ежемесячно направлять отчеты о квотировании рабочих мест для инвалидов в КГБУ «Центр занятости населения г. Красноярска».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15.10.2012 года.
Председательствующий: О.В. Князева