РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 марта 2011 года г. Красноярск
Судья Свердловского районного суда г. Красноярска Золотой ВВ,
рассмотрев административный материал по жалобе Красновой Риммы Яковлевны на постановление мирового судьи судебного участка №71 в Свердловском районе г.Красноярска от 21 октября 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
установил
Согласно постановлению мирового судьи судебного участка № в Свердловском районе г.Красноярска от 21 октября 2010 года, ЗАО «Красноярсктурист» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ было подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания органа осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства. Нарушения выразились в неисполнении предписания Росприроднадзора по респ.Хакасия за №ВЗТО-116/2, содержащим указание на необходимость в срок до 1 августа 2010 года обеспечения своевременности уплаты и достоверность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, для чегопроизве6сти расчет платы за 2009 года с учетом фактического размещения отходов производства и потребления, представить расчет в территориальный орган Ростехнадзора, произвести оплату платы за негативное воздействие, информацию о чем предоставить в Управление Росприроднадзора по респ.Хакасия.
С указанным постановлением генеральный директор ЗАО «Красноярсктурист» Краснова РЯ не согласилась, обратившись с жалобой, в которой указала, что в её действиях отсутствует состав и событие административного правонарушения, в виду незаконности предписания, чему не было дано никакой оценки.
Выслушав заявителя, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
На основании ч.3 ст.30.7 КоАП РФ, судья, по результатам рассмотрения жалобы выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
Статья 19.5 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
В судебном заседании установлено, что ЗАО «Красноярсктурист», в срок, оговоренный предписанием (не позднее 7 дней) по истечению срока выполнения предписаний, не представило в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия информацию о выполнении предписания № ВЗТО-116/2 от 25.06.2010 года обеспечить своевременность уплаты и достоверность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, для чего произвести расчет платы за 2009 год с учетом фактического размещения отходов производства и потребления.
При рассмотрении административного материала мировой судья исходил из законности выданного предписания и обязанности ЗАО «Красноярсктурист» его исполнить. Однако данный вывод является ошибочным, не основан на законе и фактических обстоятельствах дела.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (в ред. от 29.12.2010 N 442-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (в ред. от 29.12.2010 N 442-ФЗ) указано, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», которым установлено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц, в результате деятельности которых происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».
Из положений ст.ст. 1, 9, 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» явствует, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
При рассмотрении административного материала мировой судья исходил из законности выданного предписания и обязанности ЗАО «Красноярсктурист» его исполнить. Однако данный вывод является ошибочным, не основан на законе и фактических обстоятельствах дела.
Правовые основы деятельности в области обращения с отходами производства и потребления регулируются ФЗ от 24.06.1998 № «Об отходах производства пи потребления», ст.1 которого устанавливает понятие обращение с отходами – деятельность, по сбору накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещением отходов, в силу этой же нормы признается хранение и захоронение отходов.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьёй 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривается лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, осуществляемое в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Вместе с тем, каких либо данных и доказательств осуществления ЗАО «Красноярсктурист» специализированной деятельности по размещению отходов в специально оборудованных местах, в смысле придаваемом этой деятельности нормами Закона «Об отходах производства и потребления», не содержат.
При таких обстоятельствах, выдача ЗАО «Красноярсктурист» вышеуказанного предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среду органом осуществляющим надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства, является не основанным на законе и привлечение юридического лица к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, за невыполнение данного предписания, является неправомерным.
Таким образом, суд приходит к выводам, что постановление, вынесенное мировым судьей судебного участка № в Свердловском районе г.Красноярска в отношении ЗАО «Красноярсктурист» о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначении наказания подлежит отмене, а дело – прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № в Свердловском районе г.Красноярска от 21 октября 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении ЗАО «Красноярсктурист» о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей в доход государства по факту неисполнения предписания Управления Росприродназора по респ.Хакасия №ВЗТО-116/2 от 25 июня 2010 года - отменить, административное делопроизводство прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья В.В. Золотой