РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
6 августа 2012 года г. Красноярск
Судья Свердловского районного суда г. Красноярска Золотой ФИО2
с участием заявителя - заведующей МБДОУ «Детский сад № 160» Ланшаковой ЛА,
заинтересованного лица – инспектора отделения надзорной деятельности по Свердловскому району г. Красноярска Горностаевой ИВ
рассмотрев в судебном заседании жалобу заведующей МБДОУ «Детский сад № 160» на постановление мирового судьи судебного участка №76 в Свердловском районе г.Красноярска от 25 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ
установил
По постановлению мирового судьи судебного участка №76 в Свердловском районе г.Красноярска от 25 июня 2012 года Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 160 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 90 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ – невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования.
Заведующая МБДОУ «Детский сад № 160» обратилась с жалобой на постановление, ссылаясь на его незаконность. Свои доводы мотивировала тем, что здание было построено в период, когда применялись другие строительные нормы и правила. Кроме того, эвакуационные выходы не создают угрозу жизни и здоровью в случае наступления чрезвычайной ситуации, что, по мнению заявителя, свидетельствует о невиновности учреждения в совершении указанного правонарушения.
В судебном заседании заведующая МБДОУ «Детский сад № 160» жалобу поддержала в полном объеме.
Инспектор отдела надзорной деятельности с доводами жалобы согласилась.
Выслушав участников производства по делу, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.13 ст.19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
В силу ст.1.5 КоАП РФ, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении инспектором г.Красноярска по пожарному надзору была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которой в адрес Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 160 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» было вынесено предписание № 2804/1/1-9 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 1 апреля 2012 года.
При проведении 4 мая 2012 года внеплановой проверки установлено, что пункт 1 предписания № 2804/1/1-9 об устранении нарушений требований пожарной безопасности не исполнен, а именно – ширина эвакуационных выходов в свету менее 1,2 метра из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек (1,2 этажи из групповых ячеек, выхода из помещений физкультурного и музыкального зала, эвакуационные входы и запасные эвакуационные входы и выходы) п.6.16 СНиА 21-01-97*.
Привлекая муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 160 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» к административной ответственности, мировой судья усмотрел в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.
Однако с данным постановлением мирового судьи нельзя согласиться по следующим основаниям.
При привлечении к административной ответственности по части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит проверке законность вынесенного предписания.
Согласно материалам дела, государственным инспектором по пожарному надзору в отношении МБДОУ «Детский сад № 160» составлен протокол об административном правонарушении за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования.
Диспозиция части 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение в установленный срок лишь законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
Следовательно, законность вынесенного должностным лицом, осуществляющим государственный надзор, предписания подлежит проверке судьей при решении вопроса о возможности привлечения лица к административной ответственности по части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По настоящему делу в предписании было указано на неисполнение юридическим лицом требований пожарной безопасности установленных Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 и зарегистрированными в Министерстве юстиции РФ 27 июня 2003 года за № 4838, Строительными нормами и правилами «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97), принятыми и введенными в действие с 1 января 1998 года постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7, Сводами правил по проектированию и строительству «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» (СП 31-110-2003) со ссылкой на Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Действительно, в настоящее время вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями установлены в Федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Между тем, из материалов дела об административном правонарушении следует, что здание Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 160 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» было построено в 1963 году, на момент ввода здания в эксплуатацию оно соответствовало пожарным требованиям.
В соответствии же с п.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
По смыслу вышеизложенных норм обязанность доказывания вины лица, в отношении которого ведется производство по делу, возложена на орган (должностное лицо), возбудивший дело об административном правонарушении.
Таким образом, государственным инспектором по пожарному надзору должно быть указано, в чем именно выражена угроза жизни или здоровью людей при дальнейшей эксплуатации указанного здания, приведены доказательства, подтверждающие реальность такой угрозы. В случае не установления юридически значимого обстоятельства производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Подробный анализ исследованных в судебном заседании материалов дела об административном правонарушении позволяет прийти к выводу о том, что доказательств, свидетельствующих, о том, что дальнейшая эксплуатация здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 160» приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара, указанные материалы дела не содержат. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в суде первой инстанции, а также при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи вышеуказанных доказательств также не представлено.
Суд учитывает фактически предпринятые МБДОУ «Детский сад № 160» меры к устранению указанных нарушений. Вместе с тем, выполнение предписания и устранение указанных нарушений невозможно без перепланировки здания. Данный факт не был учтен органом, вынесшим предписание, а также мировым судьей при принятии решения.
При таких обстоятельствах следует признать, что предписание № 2804/1/1-9 не было основано на законе, что свидетельствует об отсутствии в действиях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 160 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, что, в свою очередь, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № 76 в Свердловском районе г. Красноярска от 25 июня 2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 160 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил
Постановление мирового судьи судебного участка №76 в Свердловском районе г. Красноярска от 25 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5КоАП РФ в отношении юридического лица Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №160 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья ВВ Золотой