Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года р.п. Сузун
Федеральный районный суд общей юрисдикции Сузунского района Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Чубукова А.С.
С участием помощника прокурора Сузунского района Поюнова А.В.
При секретаре Овсянникова Т.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Сузунского района Новосибирской области в защиту прав неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую среду к Администрации муниципального образования ... ... о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по надлежащей организации полигона для твёрдых бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сузунского района Новосибирской области обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования ... ... о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по надлежащей организации полигона для твёрдых бытовых отходов.
В обоснование заявления указал, что Прокуратурой Сузунского района Новосибирской области была проведена проверка исполнения природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой было установлено следующее:
На территории ... ... на земельных участках, находящихся в ведении Маюровского сельсовета, расположенных: примерно в 500 метрах на восток от ... и примерно в 500 метрах на север от ... размещены полигоны для твердых бытовых отходов, складируется грунт, навоз, мусор и др. Границы участков не определены, документы, подтверждающие право Маюровского сельского Совета на использование земельных участков для размещения на них полигонов твердых бытовых отходов и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам отсутствуют, полигоны не имеют надлежащего ограждения, траншеи или вала.
Бездействие администрации ..., выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации полигонов для твердых бытовых отходов существенно нарушает права неопределённого круга лиц, находящихся на территории сельсовета, на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.
Представитель прокуратуры ... ... - помощник прокурора Поюнов А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме, дал аналогичные изложенным в иске пояснения.
Представитель ответчика - глава ... ... ФИО4 в судебное заседание не явилась, однако обратилась в суд с заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие, при этом указала, что иск прокурора Сузунского района не признаёт, так как считает, что разрешение этих вопросов относится к компетенции муниципального района.
Выслушав представителя истца помощника прокурора Поюнова А.В., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
На основании ст. 20, ст. 41, ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 14 ч. 1 п. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения;
На основании ст. 22 ч. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
В соответствии со ст. 8 ч. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Ст. 13 ч. 1 этого же закона предусматривает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 13 ч. 2 ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
На основании ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Статьёй 26 Земельного кодекса РФ установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
Согласно утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, полигон для твердых бытовых отходов должен иметь определённые границы, по периметру всей территории полигона устраивается легкое ограждение, которое может заменяться осушительной траншеей глубиной более 2 м или валом высотой не более 2 м., должны иметься документы на отведение земельного участка под полигон для твердых бытовых отходов, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Доводы ответчика о том, что разрешение вопросов по надлежащей организации полигонов для твердых бытовых отходов отнесена к компетенции муниципального района, суд считает необоснованными, так как в соответствии со ст. 8 ч. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация сбора, то есть их приём или поступление от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортировки, размещения таких отходов, а также их вывозка относится к компетенции органов местного самоуправления поселений.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации, то есть использование вторичных ресурсов отходов производства и потребления, а также организация переработки таких отходов.
Судом установлено, что администрация ... ... ... действительно не принимает мер по надлежащей организации полигонов для твердых бытовых отходов, тем самым нарушает права неопределённого круга лиц, находящихся на территории сельсовета, на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.
Бездействие ответчика создаёт реальную угрозу здоровья людей и окружающей природной среде, так как процесс разложения отходов сопровождается выделением ядовитых веществ в атмосферу и почвенный слой, распространением грызунов, которые являются носителями различных инфекционных заболеваний.
Отсутствие на полигонах ограждения, траншеи или вала способствует разносу мусора ветром на значительную площадь территории, к полигону имеется свободный доступ для скота, людей, в том числе и детей.
Принятие мер по надлежащей организации полигонов для твердых бытовых отходов является безусловной обязанностью ответчика - администрации МО Маюровского сельского Совета.
Статья 12 ГК РФ, предусматривает один из способов защиты гражданских прав - присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования Прокурора Сузунского района Новосибирской области подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом следует установить срок для устранения недостатков до Дата обезличена года.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию муниципального образования ... ... в срок до Дата обезличена года привести полигоны для твердых бытовых отходов, расположенные: примерно в 500 метрах на восток от ... и примерно в 500 метрах на север от ... в соответствии с требованиями природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней через суд Сузунского района.
Председательствующий (подпись)
Верно: Судья А.С.Чубуков
Секретарь Т.В.Овсянникова
Решение вступило в законную силу «___»____________ 2010 года
Судья А.С.Чубуков