Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ р.п. Сузун НСО
<адрес>ы суд общей юрисдикции <адрес> в составе:
Председательствующего судьи ФИО5
С участием помощника прокурора <адрес> ФИО6
При секретаре ФИО11
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации р.п. <адрес>, администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения.
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации р.п. <адрес>, администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что согласно постановлению администрации р.п. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была установлена опека, так как отец девочки ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 написала заявление о передаче детей под опеку.
ДД.ММ.ГГГГ Ордынским районным судом вынесено решение о лишении ФИО2 родительских прав в отношении ФИО4.
По постановлению главы администрации рабочего поселка <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 поставлена на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по категории «Дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей».
Таким образом, ФИО4 до исполнения ей восемнадцати лет относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а в последствии, к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании п. 10 Положения о порядке обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-по, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ принята на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения.
До настоящего времени жилье ФИО4 не предоставлено.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты- лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, и в иных случаях признания ребенка оставшегося без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям – сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется вне очереди жилое помещение по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 09.12.2005 г. № 3540 –ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», органы местного самоуправления муниципальных образований ( далее – органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, к которым в том, числе относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы ( за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных учреждениях).
Истец – помощник прокурора <адрес> ФИО6 исковые требования прокурора <адрес> поддержала и просила вынести решение об удовлетворении иска. Обязать администрацию р.п. <адрес> предоставить ФИО4 жилое помещение общей площадью не менее 15 квадратных метров на территории р.п. <адрес>.
ФИО3 администрации <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, иск прокурора <адрес> признала, не возражала удовлетворить его исковые требования в связи с их обоснованностью.
ФИО3 администрации р.п. Сузун ФИО8, действующий на основании доверенности, иск прокурора <адрес> признал.
ФИО3 <адрес> ФИО9 в судебное заседание не явилась, представила суду отзыв на исковое заявление, в котором просила дело рассмотреть в отсутствии представителя <адрес> и в иске прокурору <адрес> отказать.
Представитель третьего лица министерства социального развития <адрес> ФИО10, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором иск прокурора <адрес> в интересах ФИО4 о предоставлении ей жилого помещения поддержал, поскольку он основан на законе. Просил дело рассмотреть в отсутствии представителя третьего лица.
ФИО4 в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора <адрес> и просила вынести решение о предоставлении ей жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав истца, представителя администрации <адрес>, представителя администрации р.п. Сузун, <адрес>, учитывая мнение ответчиков и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующее:
Отец ФИО4 - ФИО1 умер 17.010.1994 г., мать ФИО2 была лишена родительских прав. ФИО4 была поставлена на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещения по категории «Дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей». ФИО4 до исполнения ей восемнадцати лет относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а в последствии, к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ она была принята на учете нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения.
На момент рассмотрения дела в суде жилье ФИО4 представлено не было.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты- лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, и в иных случаях признания ребенка оставшегося без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям – сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных т иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется вне очереди жилое помещение по договорам социального найма..
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 09.12.2005 г. № 3540 –ОЗ «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями», органы местного самоуправления муниципальных образований ( далее – органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, к которым в том, числе относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы ( за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных общеобразовательных учреждений).
В соответствии с законом <адрес> « Об областном бюджете <адрес> на 2011 год» были предусмотрены субвенции местным бюджетам, в том числе муниципальному образованию – <адрес>. Субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма рассчитываются, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, нормы предоставления площади жилого помещения – не менее 15 квадратных метров общей площади на человека и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному району, городскому округу <адрес>. Средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам <адрес> устанавливается ежеквартально <адрес>.
В соответствии с законом <адрес> « Об областном бюджете <адрес> на 2011 год» <адрес> не является главным распорядителем бюджета в части распределения субвенций.
Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № « О передаче функций в сфере опеки и попечительства в отношении детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» функции министерства образования, науки и инновационной политики <адрес> по осуществлению государственного управления и нормативно-правового регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении перечисленной выше категории детей, переданы министерству социального развития <адрес>.
Согласно п.п. 4 ч. 12 и пункта 37 Положения о министерстве социального развития <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство обеспечивает жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета <адрес>, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций.
Из вышеуказанного Положения следует, что <адрес> не может быть ответчиком по настоящему делу, в связи с этим в иске прокурора к <адрес> о предоставлении жилого помещения ФИО4 следует отказать.
Поскольку судом установлено, что ФИО4 имеет статус лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения, а Администрация р.п. <адрес> и администрация <адрес> обязаны предоставить жилье ФИО4, то суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>. Жилое помещение следует предоставить за счет средств областного бюджета <адрес>, предусмотренных на содержание Министерства социального развития <адрес> и реализацию возложенных на него функций.
Согласно п. 9 Положения «О порядке расходования субвенций из регионального фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета <адрес>, передаваемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий <адрес>», утвержденного приказом Департамента образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, … после регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение, органы местного самоуправления муниципальных районов передают данное жилое помещение в муниципальную собственность поселения, расположенного на территории соответствующего муниципального района в установленном порядке; поселение, после регистрации права собственности на принятое жилое помещение, предоставляет его детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по договору социального найма с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ.
Следовательно, администрация <адрес> и администрация р.п. Сузун обязаны предоставить жилое помещение ФИО4 вне очереди и заключить с ней в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ договор социального найма.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора <адрес> к <адрес>, администрации р.п. <адрес> удовлетворить частично.
Обязать администрацию р.п. <адрес> и администрацию <адрес> предоставить ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 15 квадратных метров на территории рабочего поселка Сузун на условиях договора социального найма за счет средств областного бюджета <адрес>, предусмотренных на содержание Министерства социального развития <адрес> и реализацию возложенных на него функций.
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> к администрации <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда через Сузунский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий (подпись)
Верно: Судья ФИО14
Секретарь ФИО11
Решение вступило в законную силу «___»_______________2011 года
Судья ФИО15