решение от 14.12.2011г. по делу №2-398/2011



<данные изъяты> Дело № 2-398/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Суземка                                                                                      14 декабря 2011 г.

Суземский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи                                                              Шпырко Н.О.

при секретаре                                                                                          Гладковой О.В.,

с участием помощника прокурора Суземского района Брянской области Симонова К.И.,

представителя ответчика - Главы Холмечской сельской администрации Суземского района Емельяненкова В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Суземка Брянской области материалы гражданского дела по заявлению прокурора Суземского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лицк Холмечской сельской администрации Суземского района Брянской области об обязании проводить антикоррупционную экспертизу всех проектов нормативных правовых актов, подлежащих принятию, с составлением заключений, а также проводить антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов при мониторинге их применения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Суземского района Брянской области обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, к Холмечской сельской администрации Суземского района Брянской области об обязании проводить антикоррупционную экспертизу всех проектов нормативных правовых актов, подлежащих принятию, с составлением заключений, а также проводить антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов при мониторинге их применения.     

В ходе судебного заседания помощник прокурора Суземского района Брянской области Симонов К.А., поддержал заявленные требования к Холмечской сельской администрации Суземского района Брянской области об обязании проводить антикоррупционную экспертизу всех проектов нормативных правовых актов, подлежащих принятию, с составлением заключений, а также проводить антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов при мониторинге их применения, по доводам, изложенным в заявлении.

Глава Холмечской сельской администрации Суземского района Брянской области Емельяненков В.И. в судебном заседании пояснил, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов не проводится по причине отсутствия квалифицированных работников, а также в связи с отсутствием каких-либо правил, чётко регламентирующих порядок проведения такой экспертизы и подготовку соответствующих заключений.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Согласно ст. 3 названного Федерального закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В качестве одной из мер по профилактике коррупции в статье 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрена антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством     Российской     Федерации.     Органы,     организации,     их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона № 172-ФЗ выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона. Частью 5 ст. 4 названного Федерального закона предусмотрено, что заключение носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом.

При этом обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов закреплена в ст. 2 названного Федерального закона № 172-ФЗ в качестве одного из основных принципов.

Из положений названного федерального законодательства следует, что органы местного самоуправления обязаны проводить антикоррупционную экспертизу всех проектов нормативных правовых актов, подлежащих принятию, в качестве меры профилактики коррупции с составлением заключений.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ коррупция: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Таким образом, коррупция нарушает законные интересы общества и государства, вместе с тем антикоррупционная экспертиза направлена на устранение условий для проявления коррупции.

В нарушение требований вышеназванного законодательства антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Холмечского сельского поселения в 2010 г.-2011 г. не проводилась, что нарушает интересы государства и права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Холмечского сельского поселения, на защиту от проявлений коррупции. Кроме того, Холмечской сельской администрацией в период 2010 г. - истекший период 2011 г. не проводилась антикоррупционная экспертиза принятых нормативных правовых актов.

Из информации главы Холмечской сельской администрации от 28.09.2011г. следует, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых
актов и их проектов не проводится по причине отсутствия
квалифицированных работников.

Прокуратурой района 29.03.2011 г. принесен протест на постановление главы Холмечской администрации № 1 от 19.01.2011 г. «Об установлении дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам в МО «Холмечское сельское поселение». В нарушение подпункта «д» пункта 3 «Методики, утвержденной постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 г., ст. 59 п. 3 Налогового кодекса РФ названное постановление принято с превышением компетенции. Протест рассмотрен, незаконное постановление отменено. Кроме того, 10.10.2011 г. прокуратурой района опротестовано постановление главы Холмечской сельской администрации № 70 от 15.09.2011 г. «О вопросам оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот», поскольку данное постановление принято с превышением компетенции в нарушение ч. 1,3. ст. 56 Налогового кодекса РФ и пп. 3 п. 3 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденной постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 г. Данный протест в стадии рассмотрения.

Таким образом, коррупция нарушает законные интересы общества и государства, антикоррупционная экспертиза направлена на устранение условий для проявления коррупции.

В связи с этим, суд признает заявленные прокурором Суземского района Брянской области требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно п.9 и п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор Суземского района и ответчик Новопогощенская сельская администрация, как орган муниципального самоуправления, освобождаются от уплаты госпошлины. Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Суземского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц, к Холмечской сельской администрации Суземского района Брянской области об обязании проводить антикоррупционную экспертизу всех проектов нормативных правовых актов, подлежащих принятию, с составлением заключений, а также проводить антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов при мониторинге их применения - удовлетворить.

Обязать Холмечскую сельскую администрацию Суземского района Брянской области проводить антикоррупционную экспертизу всех проектов нормативных правовых актов, подлежащих принятию, с составлением заключений, а также проводить антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов при мониторинге их применения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Суземский районный суд в десятидневный срок

Председательствующий,

судья Суземского районного суда                                                            Н.О. Шпырко