решение от 21.06.2012г. по делу №2-230/2012



                                                                                                                  Дело № 2-230/2012 г

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Суземка                                                                                    21 июня 2012 г.

           Суземский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Клюева В.В.

при секретаре судебного заседания        Грозновой И.А.,

с участием:

представителя истца по доверенности адвоката Голуб О.В.,

ответчика Шеверда А.А.,

3-их лиц: нотариуса Суземского нотариального округа Брянской области РФ Крюковой М.Д.,

ведущего специалиста Трубчевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Брянской области Кулинич Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимцова Е.Н. к Шеверда А.А. и Ишуткину Р.С. о восстановлении срока принятия наследства открывшегося после смерти его бабушки Максимцовой Е.Ф., и о признании недействительными свидетельства о праве на наследство выданное на имя Шеверда А.А., а также договора дарения наследственной квартиры и свидетельства о государственной регистрации права на указанную квартиру

У С Т А Н О В И Л :

Максимцов Е.Н. обратился в суд с заявлением о восстановлении срока установленного для принятия наследства, ссылаясь на то, что после смерти его бабушки ФИО1, умершей 06 ноября 2010 года открылось наследство, состоящее из однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и денежных вкладов, находящихся в Суземском отделении Сбербанка России. По данному поводу в нотариальную контору в течение шестимесячного срока со дня открытия наследства после смерти бабушки он не обращался, так как проживает в г. Санкт-Петербург, и не знал о смерти бабушки, кроме того, на тот момент находился на длительном лечении в Военно-медицинской академии г. Санкт-Петербург. Однако, при обращении к нотариусу Суземского нотариального округа Брянской области о выдаче свидетельства о праве на наследство было отказано в связи пропущенным шестимесячным сроком вступления в наследство. Кроме того просит признать недействительными свидетельства о праве на наследство выданное на имя Шеверда А.А., а также договор дарения наследственной квартиры расположенной по адресу <адрес>. и свидетельства о государственной регистрации права на указанную квартиру.

В судебном заседании представитель истца по доверенности - адвокат Голуб О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить.

Ответчица Шеверда А.А. заявленные исковые требования не признала, считает, что она получила свидетельство о праве на наследство на имущество своей умершей тети ФИО1 на основании Закона, о существовании внука у бабушки она не знала, вопрос о разрешении заявленных по делу требований оставила на усмотрение суда.

Ответчик Ишуткин Р.С. в судебное заседание не явился просил дело рассмотреть без его участия, с заявленными исковыми требованиями не согласен.

           Третье лицо - нотариус Суземского нотариального округа Брянской области РФ Крюкова М.Д., в судебном заседании считала необходимым в заявленных требованиях истцу отказать, поскольку по её мнению истец знал о смерти бабушки ФИО1, однако в установленный законом срок без уважительных по её мнению причин для оформления наследственных прав к нотариусу не обратился.

Третье лицо- ведущий специалист Трубчевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Брянской области Кулинич Л.И., в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований не возражала.

Выслушав представителя истца, ответчицу Шеверду А.А., третьих лиц Крюкову М.Д. и Кулинич Л.И., заслушав свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из ст.ст.1113, 1152 п.1, 1153 п.1 ГК РФ, которыми предусмотрено, что наследство открывается в связи со смертью гражданина; для приобретения наследства наследник должен его принять; принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельство о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

             Как установлено в судебном заседании у наследодателя ФИО1 умершей 06 ноября 2010 года имелось два сына которые умерли до её смерти: ФИО8 умер 21.03.2003 года и ФИО9 который умер 31.10.1974 года.

Истец Максимцов Е.Н. является сыном ФИО9 и в свою очередь является внуком ФИО1.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1141 ГК Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.

Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (пункт 1 статьи 1142 ГК Российской Федерации).

Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (пункт 2 статьи 1142 ГК Российской Федерации).

Согласно статье 1146 (пункт 1) ГК Российской Федерации доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 данного Кодекса, и делится между ними поровну.

По смыслу вышеприведенных правовых норм лица, наследующие по праву представления, занимают среди других наследников наследодателя то место, которое мог бы занимать их умерший родитель.

Таким образом, после смерти отца истца, умершего еще до смерти своей матери ФИО1, у ФИО10, как у наследника по праву представления(наследник первой очереди), возникло право наследования по закону к имуществу ФИО1

В материалах гражданского дела имеется копия наследственного дела к имуществу ФИО1, умершей 06.11.2010 года, представленная по запросу суда нотариусом Суземского нотариального округа Крюковой М.Д.. Из данного наследственного дела усматривается, что Шеверда А.А. являющаяся дочерью ФИО11- сестры ФИО1, т.е племянницей последней, обратился к нотариусу Суземского нотариального округа Крюковой М.Д. с соответствующими заявлениям о вступлении в наследство, открывшегося после смерти её тети ФИО1, указав, что иных наследников, кроме неё, нет. Свидетельства о праве на наследство (денежные вклады в дополнительном офисе №079 Трубчевского ОСБ №5571, спорной квартиры) выданы нотариусом Суземского нотариального округа Крюковой М.Д. по истечении шести месяцев со дня смерти ФИО1 - 11 мая 2011 года.

Согласно ст.1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В соответствии со ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Часть 1статья 1154 ГК РФ устанавливает, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Статья 1155 ГК РФ устанавливает, что по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (п.1 ч.1).

Следовательно, закон не содержит перечня причин, по которым суд может продлить срок на принятие наследства, однако судебная практика исходит из тех же критериев, что и пропуск исковой давности (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность, длительная командировка и т.п.). В частности, суд может продлить срок на принятие наследства, если установит, что срок был пропущен потому, что наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, и при условии, что наследник, пропустивший срок для принятия наследства, обратится в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Истцом Максимцовым Е.Н., постоянно проживающим за пределами п.Суземка Брянской области (что подтверждается имеющимися в материалах дела ксерокопией паспорта зарегистрирован и проживает г. Санкт-Петербург) представлены неоспоримые доказательства того, что он, являясь наследником первой очереди по закону, не знал и не должен был знать об открытии наследства, поскольку, как установлено в судебном заседании, о смерти бабушки ФИО1 узнал только в октябре 2011 года, а с иском в суд на восстановления срока принятия наследства обратился 27 марта 2012 года (что подтверждается датой регистрации заявления, а также показаниями нотариуса о том, что Максимцов Е.Н. обращался по вопросу вступления в наследство в марте 2012 года), поэтому суд считает необходимым восстановить Максимцову Е.Н. срок для принятия наследства, открывшегося после смерти его бабушки ФИО1, умершей 06 ноября 2010 года в п.Суземка Брянской области, и признать его принявшим наследство.

Суд согласен с доводами представителя истца, что Шеверда А.А., зная о внуке ФИО1, скрыла данный факт от нотариуса Суземского нотариального округа Крюковой М.Д., что подтверждается заявлениям Шеверды А.А. о вступлении в наследство, открывшегося после смерти тети ФИО1, где указано, что иных наследников, кроме неё, нет.

Данные утверждения нашли свое подтверждение в судебном заседании, так свидетели ФИО12 и ФИО13 хорошо знавшие ФИО1 и её внука Максимцова Е.Н. указали, что Максимцов Е.Н. приезжал в д.Березовка практически каждый год осенью, постоянно общался с бабушкой в дни приезда и Шеверда А.А. знала о существовании последнего. При этом сама ответчица Шеверда А.А. в судебном заседании указала, что в детстве даже нянчила ФИО1, но не знала где он проживает на день смерти тети.

В соответствии со ст.218 п.2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, использования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать и распоряжаться имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В судебном заседании установлено, что <адрес> (ранее принадлежавшая на праве собственности умершей ФИО1) на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ была непосредственно после получения свидетельства о праве на наследство -11 мая 2011 года подарена Шевердой А.А своему внуку Ишуткину Р.С., которым 08 июня 2011 года получено свидетельство о регистрации права собственности .

В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется, никто не может быть лишен имущества, иначе, как по решению суда. Закрепленные в указанной статье гарантии права собственности предоставляются в отношении имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях.

Суд приходит к выводу, что сделки по отчуждению спорной квартиры Шевердой А.А. не соответствуют требованиям закона. Суд убежден, что ответчица предполагала о нечистоте заключаемой сделки по отчуждению квартиры поскольку зная на существовании родственника- внука ФИО1- Максимцова Е.Н. она оформила договор дарения на спорную квартиру непосредственно после получения свидетельства о праве на наследство, квартиру передала в дар своему внуку Ишуткину Р.С.

Согласно ч.2 ст.302 ГК РФ Статья 302. если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.

Таким образом суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании договора дарения спорной квартиры от 13 мая 2011 года и свидетельство о регистрации права собственности недействительными.

                Руководствуясь ст. 109, ч.6 ст.152, ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

               Заявленные истцом Максимцовым Е.Н. исковые требования удовлетворить.

Восстановить Максимцову Е.Н. срок для принятия наследства, открывшегося после смерти его бабушки ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей 06 ноября 2010 года.

Признать ФИО2 (<данные изъяты>) наследником после смерти бабушки ФИО1, умершей 06 ноября 2010 года.

Признать свидетельства о праве на наследство по закону от 11 мая 2011 года по наследственному делу №322 за 2010 год, зарегистрированные реестрах №2-2366 и №2-2364, недействительными.

Признать договор дарения <адрес> от 13 мая 2011 года и свидетельство о регистрации права собственности недействительными.

Отменить обеспечение иска- снять запрет на отчуждение <адрес>, после вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с подачей жалобы через Суземский районный суд.

        Председательствующий

       Судья Суземского районного суда:                                       Клюев В.В.