Нарушение правил охраны труда, повлекшее смерть человека. Приговор № 1-9/2011 от 10.02.2011



д.1-9/2011 Приговор.

Именем Российской Федерации.

г. Суздаль 10 февраля 2011 года.

Суздальский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Семенова В.Р.,

с участием государственного обвинителя - помощникапрокурора Владимирской транспортной прокуратуры Боковой Т.П.,

подсудимого Попкова А.В.,

защитника - адвоката адвокатского кабинета адвокатской палаты Ростовской области Шевцовой В.В., представившей удостоверение ### и ордер ### от 5 октября 2010 года,

потерпевшего «В»,

при секретаре Сусловой Ю.Н.,

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Попкова А.В., родившегося *** в <...>, зарегистрированного по адресу: Удмуртская <...>, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст.143 УК РФ,

установил:

Попков А.В., являясь мастером строительно-монтажных работ ООО «Строительная компания «МОСТ» (далее «СК «МОСТ»), нарушил правила техники безопасности и иные правила охраны труда лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности смерть человека, при следующих обстоятельствах.

В августе 2009 года ООО «СК «МОСТ» приступило к строительно-монтажным работам по строительству железнодорожного моста на 202 километре через реку Нерль участка «Москва-Нижний Новгород, Горьковской железной дороги в поселке <...>.

1.10.2009 года между ООО «СПЕЦМОСТ» (арендодатель) и ООО «СК «МОСТ» (арендатор) был заключен договор № 110/2009 аренды техники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. В рамках договора на строительный участок ООО «СК «МОСТ» была направлена техника: гидростанция JP 10 «JUNTTAN» и вибропогружатель JV-25 «JUNTTAN».

28.03.2010 года в 19 часов бригада в составе: мастера строительно-монтажных работ (далее СМР) ООО «СК «Мост» Попкова А.В., машиниста вибропогружателя ООО «СПЕЦМОСТ» Лежнева А.В., монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций ООО «СК «МОСТ» «О», электрогазосварщика ООО «СК «МОСТ» «Д» и машиниста крана РДК-250 ОАО «УСК «МОСТ» Шикина А.В. заступила на ночную смену с 19 часов 28.03.2010 года до 07 часов 29.03.2010 года.

Мастер СМР Попков А.А. дал задание монтажнику «О» и электрогазосварщику «Д» переместить гидростанцию JP 10 «JUNTTAN» и вибропогружатель JV-25 «JUNTTAN» при помощи крана РДК-250 с правого на левый берег реки Нерль по временному мосту. Все производственные работы проводились на основании проекта производственных работ № 2393-2009-ППР-КБ, зарегистрированного в Московском управлении Ростехнадзора, регистрационный номер 01-ПД-00104-2010.

28.03.2010 года около 19 часов 30 минут машинист вибропогружателя ООО «СПЕЦМОСТ» Лежнев А.В., монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций ООО «СК «МОСТ» «О», электрогазосварщик ООО «СК «МОСТ» «Д» и машинист крана РДК-250 ОАО «УСК «МОСТ» Шикин А.В. приступили к работе.

29.03.2010 года около 3 часов, вышеуказанные работники закончили установку гидростанции и гусеничного крана РДК-50 и подключили к гидростанции вибропогружатель. После чего они приступили к извлечению металлических шпунтин длиной 12 метров. Все работы по извлечению шпунтин производились под руководством мастера СМР Попкова А.В. С помощью крана РДК-250 был установлен вибропогружатель на первый шпунт, где мастер СМР Попков А.В. лично показал монтажнику по монтажу стальных и железобетонных конструкций «Ч» как производить зацепку вибропогружателя со шпунтом страховочным металлическим тросом при помощи серьги.

После чего мастер СМР Попков А.В., убедившись, что работники покинули опасную зону гусеничного крана, дал команду машинисту крана Шикину А.В. на подъем, а машинисту вибропогружателя Лежневу А.В. на вибрацию. Когда шпунт вышел из земли, мастер СМР Попков А.В. дал команду «стоп» Лежневу А.В. Машинист крана Шикин А.В. переместил груз вправо, опустил шпунт торцом на землю. Далее, мастер СМР Попков А.В. дал команду машинисту вибропогружателя на разжим, а машинисту крана на подъем вибропогружателя вверх. После извлечения шпунта из грунта, висящий на тросе шпунт машинист крана опустил на грунт с правой стороны от крана. Таким образом, из земли было извлечено шесть шпунтин, зацепку страховочного троса производил монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций Чепернов Д.Б., а мастер СМР Попков А.В. проверял правильность зацепки.

При извлечении из земли седьмого шпунта монтажник «О» продел страховочный трос в прорезь шпунта, а электрогазосварщик «Д» произвел зацепку страховочного троса, о чем сообщил мастеру СМР Попкову А.В. После этого мастер СМР Попков А.В. дал команду машинисту крана Шикину А.В. на подъем шпунта из грунта, а машинисту вибропогружателя Лежневу А.В. на вибрацию после выхода работников из опасной зоны. В дальнейшем шпунт был извлечен из грунта и отведен вправо к опоре, и установлен торцом на землю. Мастер СМР Попков А.В. дал команду машинисту вибропогружателя Лежневу А.В. на разжим вибропогружателя. После разжима вибропогружателя Попков А.В. повернулся к машинисту крана Шикину А.В. и дал команду на подъем вибропогружателя вверх.

29.03.2010 года около 5 часов 10 минут, во время подъема вышеуказанного шпунта, он вышел из замка вибропогружателя и стал клониться в сторону гидростанции. Одна петля троса не была продета в серьгу, в результате чего шпунт упал в сторону гидростанции, при этом был смертельно травмирован машинист вибропогружателя Лежнев А.В., который находился в тот момент на подножке гидростанции JP 10 «JUNTTAN».

Согласно заключению судебно-медицинского эксперта № 42 от 28.07.2010 года смерть Лежнева А.В. наступила от несовместимой с жизнью тяжелой открытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся множественными переломами костей мозгового и лицевого отделов черепа и размозжением вещества головного мозга. Данные телесные повреждения по признаку опасности для жизни причинили тяжкий вред здоровью и имеют прямую причинно - следственную связь с наступлением смерти Лежнева А.В.

Непосредственной причиной несчастного случая на производстве со смертельным исходом с машинистом вибропогружателя ООО «СПЕЦМОСТ» Лежневым А.В. явились грубые нарушения правил охраны труда со стороны мастера СМР Попкова А.В., который был ответственным за безопасное производство работ краном и не осуществил должного контроля за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, чем нарушил требования п. 2.1.17 Должностной инструкции ОО «СК «МОСТ» мастера строительных и монтажных работ участка.

Кроме этого, мастер СМР Попков А.В. допустил установку и работу гидростанции JP 10 «JUNTTAN» в опасной зоне, в нарушение проекта производства работ № 2393-2009-ППР-КБ, зарегистрированного в Московском управлении Ростехнадзора, регистрационный номер 01-ПД-00104-2010, чем нарушил требования п.2.2.2 Должностной инструкции ООО «СК «МОСТ» мастера строительных и монтажных работ участка, а именно: «Не обеспечил организацию работы и рабочих мест в соответствии с требованиями правил, норм техники безопасности и производственной санитарии».

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Попков А.В. виновным себя в предъявленном обвинении не признал, показал, что 28 марта 2010 года он дал задание «Ч» и «Д» перевести станцию с правого берега на левый. Станцию переместили около 3 часов и стали извлекать шпунты. До начала смены все обговорили, какие команды будут подаваться, кто как должен поступать, то есть он провел устный инструктаж. С Лежневым и Чепуновым он работал первый раз. Он был ознакомлен с проектом работ и понимал, что станция находится в опасной зоне, но Лежнев заверил, что все знает. Место работы освещалось с трех сторон прожекторами: один прожектор находился на столбе, второй, на опоре железнодорожного моста, а третий прожектор находился на кран.

Первые шпунты он объяснил и показал «Ч» как крепить. В дальнейшем «Ч» стал исполнять сам, а он контролировал. Шпунты соединены между собой и перед тем, как извлекать шпунт, газоэлектросварщик «Д» сваркой срезал крепление. «Ч» имел удостоверение стропальщика, а «Д» не имел. Он проверял, как крепили шесть шпунтов, показывал как делать, а когда убедился, что рабочие сами могут исполнять обязанности, отошел к крану и дальше контролировал голосом.

Как крепили седьмой шпунт, и кто его стропил, он не видел. «Ч» голосом сообщил, что закрепил, он дал машинисту крана Шикину А.В. команду на подъем, а машинисту вибропогружателя Лежневу А.В. на вибрацию.

Когда вытащили седьмой шпунт, он убедился, что все находятся в безопасной зоне. Перед этим он видел Лежнева, который стоял на другом конце станции. Он повернулся к крановщику и дал команду машинисту крана на подъем, а машинисту вибропогружателя Лежневу на вибрацию. Потом шпунт был извлечен из земли, и отведен в сторону. Когда дал команду крановщику на разжим, то шпунт стал падать в сторону станции. Он увидел, что Лежнев сидит на ступеньках станции, на голове был надет капюшон. Как Лежнев там оказался, он не видел.

Все стали кричать Лежневу, чтобы уходил, тот поднял голову, но шпунт коснулся станции и упал Лежневу на голову.

Он согласен с выводами комиссии, но считает, что выполнил все требования.

Ви и_____________________новность подсудимого Попкова А.В. в совершенном преступлении, несмотря на отрицание, подтверждается следующими доказательствами:

Потерпевший «В» суду пояснил, что его сын Лежнев А.В. устроился на работу в «СПЕЦМОСТ», он сам работал там же, и проводил его стажировку.

29.03.2010 года он находился на больничном листе, ночью ему позвонил начальник участка Сафронов и сообщил о гибели сына. Он сначала не поверил, так как при правильной расстановке это невозможно. 30.03.2010 года в 4 часа утра он был на месте, проверил установку, вибропогружатель был исправен. У крана были неисправны стропы, кран стоял рядом с установкой. Стропы крана не соответствовали СНИП. Шпунт сначала упал на станцию и разбил её. На строительной площадке не было освещения, был только один фонарь на кране. При таких условиях работать невозможно, это является нарушением техники безопасности.

Попкова А.В. он увидел только в суде. При таких условиях, которые были на строительной площадке, Попков А.В. не мог ничего сделать, он считает, что следствие просто нашло «крайнего». Были нарушены ст. 118, ст. 216, ч.2 ст. 293 УК РФ.

При работе с вибропогружателем необходимо несколько человек, так как одному таскать шланги весом 300 кг невозможно. При вынимании шпунта кран нужно было повернуть, но крановщик бросил шпунт. Если бы он немного повернул стрелу, то данного несчастного случая можно было бы избежать. В темноте, которая была на строительной площадке, Попков А.В. не мог увидеть все, что происходит. Он считает, что виноват крановщик.

Когда он приехал, работа на строительной площадке не велась, но он видел, что прожекторов для освещения не было. В строительном городке был 1 фонарь, так же фонарь был на кране, такого освещения недостаточно. На строительную площадку он приехал вместе с начальником участка - Сафроновым А.А.. Установка опечатана не была, он беспрепятственно зашел на строительную площадку и проверил установку.

Имеется проект производства работ, который составляет производственный отдел фирмы, которая производит работы. В нем указано, сколько человек участвует в процессе, и что должен делать каждый человек. Его сын находился около станции, он в то время уже закончил работу и дал разжим. Шпунт упал на радиатор, то есть на саму станцию и соскользнул на ту сторону, где находился Алексей. Схема зацепки и серьга не указаны в ППР. Это не вина Попкова А.В..

Он не мог принимать участия в расследовании по состоянию здоровья. Считает, что акт несчастного случая составлен не той организацией, он не зарегистрирован и не имеет номера, поэтому считается недействительным.

ООО «СПЕЦМОСТ» ему хорошо помог, ООО «СК «МОСТ» ему выплачено 250 000 рублей. Крановщик был из «УСК «МОСТ», это совсем другая организация.

Его сын был машинистом вибропогружателя и должен следить за техникой, за исправностью аппаратуры, его обязанности предусмотрены инструкцией. На схеме строповки шпунта ### наглядно не указано, как проводится строповка, и где находится серьга. В инструкции не указано, что необходимо делать при неисправности. Они всегда о неисправностях аппаратуры сообщали своему начальнику Сафронову. Машинист подчиняется непосредственно начальнику участка, который отвечает за технику.

К Попкову А.В. у него претензий нет, он считает, что того «подставили» ООО «СК «МОСТ». Он уверен на 99 %, что Попков А.В. в той ситуации не мог ничего сделать.

Свидетель «Л» суду пояснил, что на момент несчастного случая он работал в должности начальника участка ООО «СК «МОСТ». В его обязанности входило выписывать наряды-допуски на производство работ, обеспечивать строительную площадку техникой, обеспечение техники безопасности. С сентября 2009 года велись строительные работы железнодорожного моста в п. Боголюбово через реку Нерль.

29.03.2010 года утром произошел несчастный случай. Ему утром позвонил мастер Попков А.В. и сказал об этом. Когда он приехал на строительную площадку, увидел, что около вибропогружателя лежит Лежнев А.В., его голова была накрыта капюшоном. Вызвали скорую помощь, они констатировали смерть Лежнева А.В.

Лежнев работал машинистом вибропогружателя. Как ему пояснил Попков А.В., что при извлечении седьмой шпунтины, когда разжали вибропогружатель, шпунт вышел из вибропогружателя и стал клониться в сторону станции.

К работе на строительную площадку допускаются только профессиональные работники, имеющие удостоверение и допуск. Попков А.В. и Лежнев А.В. были специально обучены.

«Д» также был обучен для производства работ своевременно. Строповку шпунта он не мог производить, это делал стропальщик. Попков А.В. все выполнил согласно инструкции, все были на своих местах. Попков А.В. удалил монтажников из опасной зоны, Лежнев А.В. так же находился на безопасном расстоянии. Машинист и стропальщик взаимодействуют через мастера. Лежнев А.В. был ознакомлен с проектом производства работ, в журнале по технике безопасности имеется его подпись Гидростанция действительно была расположена не в соответствии с ППР, так как начинался подмыв строительной площадки, Лежнев А.В. принял решение о том, как именно располагать гидростанцию, она была расположена немного ближе, но в ППР указано, где она должна была располагаться. Решение о расположении гидростанции принимал оператор.

Строительная площадка была освещена согласно СНИП. Документом, подтверждающим технический процесс, является проект производства работ. В проекте имеется схема строповки шпунта. При переводе в ночную смену было устное распоряжение, письменного распоряжения не было.

Перед выходом крановщика на работу к крану проверяет механик. Медицинский осмотр крановщика перед заступлением на работу не проводится. Имеется журнал работы крана, ведется вахтовый журнал. Знаки опасной зоны и сигнальные ленты на строительной площадке имелись. Лежнев А.В. не являлся работником ОАО «СК Мост», он был к ним командирован из ООО «Спецмост» согласно договору аренды техники с экипажем.

Работодателем при строительстве моста являлось ООО «СПЕЦМОСТ».

Учитывая, что в показаниях свидетеля «Л» данных им в ходе предварительного расследования и в суде имеются существенные противоречия, по ходатайству государственного обвинителя Боковой Т.П. оглашены показания свидетеля «Л», данные при производстве предварительного расследования, 07 сентября 2010 года, в части расположения гидростанции, из которых следует, что из представленной ему в ходе допроса схемы и увиденного на месте несчастного случая, произошедшего 29.03.2010 с машинистом вибропогружателя Лежневым А.В. видно, что гидростанция JP 10 «JUNTTAN» находилась не в соответствии проекта производства работ № 2393-2009-ППР-КБ. Данная гидростанция JP 10 «JUNTTAN» должна была находиться на расстоянии 22,5 метра от места нахождения крана РДК-250, а согласно представленной схеме, гидростанция расположена на расстоянии около 15-16 метров до крана и находилась в опасной зоне работы крана РДК-250 (т.2 л.д.176).

Свидетель «Л» подтвердил оглашенные показания, по противоречиям пояснил, что в настоящее время не помнит некоторые подробности происшедшего.

Свидетель «З» суду пояснил, что он являлся членом комиссии, которая расследовала несчастный случай, в результате которого погиб Лежнев А.В. Полагает, что Попков А.В. выполнил все свои обязанности надлежащим образом, несчастный случай произошел, поскольку Лежнев А.В. нарушил инструкцию. Попков А.В. работает давно, он выполнял свои обязанности согласно должностной инструкции, он получал наряды допуски, руководил краном, следил за краном и грузом. Лежнева А.В. он видеть не мог, физически просто невозможно одновременно следить и за краном и видеть все, что происходит сзади на строительной площадке.

Лежнев А.В. нарушил инструкцию по охране труда и инструкцию по эксплуатации станции. Пульт управления станцией должен находиться в 20 м от проведения работ. Он не должен был подходить ближе, этого он не выполнил. Лежнев А.В. находился в опасной зоне, там, куда мог упасть груз. Опасная зона ограждается, если туда могут попасть посторонние лица. Зона произведения работ не ограждается.

Станция в то время находилась в безопасном месте, она была установлена там, где было самое безопасное место с учетом паводка. В связи с тем, что был паводок и начинался подмыв строительной площадки, станция была установлена не на том месте, которое было предусмотрено ППР. Станция была поставлена машинистом вибропогружателя Лежневым А.В. Машинист вибропогружателя имеет право отказаться от выполнения работ, если условия работы нарушают его безопасность. Лежнев А.В. был к ним командирован из ООО «Спецмост» согласно договору аренды техники с экипажем.

Крановщиком и извлечением шпунтов руководил мастер Попков А.В., машинист вибропогружателя должен был находиться на безопасном расстоянии. Если что-то происходит, то он должен отключить станцию. Во время работ он не должен находиться близко. Перед выполнением работ мастер и машинист договариваются о сигналах, они должны находиться в зоне видимости друг друга, при операции разжима мастер руководит действиями крановщика. Монтажник может переместить груз весом 250 кг с помощью устройств.

Он не может пояснить, кто именно вставлял серьгу в стропу.

Учитывая, что в показаниях свидетеля «З» данных им в ходе предварительного расследования и в суде имеются существенные противоречия, по ходатайству государственного обвинителя Боковой Т.П. оглашены показания свидетеля «З», данные при производстве предварительного расследования 10 августа 2010 года, из которых следует, что в ОАО «СК Мост» он работает с 12 мая 2006 года в должности начальника отдела охраны труда. В его должностные обязанности входит: контроль инженерно - технического состава организации по выполнению ими требования трудового законодательства Российской Федерации.

С августа 2008 года их организация строит железнодорожный мост через реку Нерль в поселке Боголюбово, Суздальского района, Владимирской области. На данном объекте работы проводятся по методу суммирования рабочего времени.

29 марта 2010 около 4 часов во время производства работ по выемки шпунта из земли при помощи вибропогружателя «JUNТТАN» был смертельно травмирован машинист Лежнев А.В.

С 29.03.2010 г. по 27.05.2010 г. инспекцией труда по городу Москве проводилось расследование несчастного случая на производстве со смертельным исходом. По результатам расследования был составлен акт формы Н-1. Председателем комиссии был государственный инспектор труда по г. Москве «Б» Он был членом комиссии от организации, на территории которой произошел несчастный случай.

В ходе расследования данного случая рассмотрены действия каждого работника по выполнению работ по выемки шпунта. В заключение комиссии было указано, что со стороны монтажника по монтажу стальных железобетонных конструкций «О» была нарушена инструкция по охране труда ООО «СК МОСТ» п. 3.26.2, а именно доверил строповку шпунта электрогазосварщику.

Машинист крана РДК-250 Шикин А.В. производил работы не убедившись, что в опасной зоне работы крана, нет людей, чем нарушил требования п. 3.31 Производственной инструкции №1 ОАО «УСК МОСТ».

Мастер строительных и монтажных работ ООО «СК «МОСТ» Попков А.В., являясь ответственным за безопасное производство работ кранами - не осуществил должного контроля за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, чем нарушил требования п. 2.1.17 Должностной инструкции ООО «СК МОСТ» мастера строительных и монтажных работ (т.2 л.д. 144-146).

В судебном заседании «З» пояснил, что подтверждает показания, которые были оглашены. Полагает, что Попковым А.В. был осуществлен должный контроль за проведением строительных работ.

Лежнев А.В. являлся работником ООО «Спецмост». Согласно договору он прибыл вместе с техникой, ему был проведен инструктаж правил поведения на строительной площадке. Инструктаж проводится 1 раз на весь период проведения работ. Специалист должен быть обучен, аттестован. Если работник прибывает вместе с аппаратом, проводится инструктаж в начале смены, в том числе и по выполнению конкретной работы. Лежнева проинструктировали по выполнению работ.

Комиссия по расследованию несчастного случая не рассматривала вопрос нарушения Лежневым А.В. инструкции, в связи с его смертью. Но Лежнев А.В. нарушил свою инструкцию, что послужило причиной несчастного случая. В акте не указано на его вину, поскольку смертельный случай.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста заместитель начальника отдела межрегионального надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда в сфере транспорта и транспортного строительства, главный государственный инспектор по охране труда государственной инспекции труда по г. Москве «С»пояснил, что в инспекцию в 10 часов 10 минут поступило извещение № 100316 от 29.03.2010 года от ООО «Спецмост». Была назначена комиссия, возглавлял которую инспектор «Б» В состав комиссии входили также представители органов исполнительной власти, главный инженер ООО «Спецмост» Ефимов И.А., инженер по охране труда ООО «Спецмост» «А», представитель трудового коллектива ООО «Спецмост» «Г», и со стороны заказчика ООО «СК «Мост»- «З» Отцу погибшего Лежнева А.В. - «В» было разъяснено право участия в расследовании несчастного случая, о чем он расписался. Вывод комиссии был оформлен актом расследования, он подтверждался так же материалами расследования.

В данном случае оказалось невозможным определить единственного виновника несчастного случая, действия нескольких лиц в совокупности привели к несчастному случаю. При проведении строительных работ пострадавший находился в опасной зоне. Если бы он находился на безопасном расстоянии, то несчастного случая не произошло бы. Даже в случае поломки механизма Лежнев А.В. не пострадал бы, если бы не находился в опасной зоне. Механизм вышел из строя, в связи с недостаточной страховкой. Нарушения были допущены со стороны стропальщика, и со стороны Лежнева А.В.

Несчастный случай произошел в совокупности по нескольким причинам, а именно:

1. Нарушение технологического процесса при производстве работ с использованием грузоподъемного крана, выразившееся в том, что стропальщик самоустранился от выполнения поставленной задачи и не проверил правильность зацепки страховочного троса электрогазосварщиком.

2. Нарушение работниками правил безопасности при производстве работ с грузоподъемными механизмами, выразившееся в том, что:

а) при производстве работ с использованием грузоподъемного крана машинист крана начал подъем вибропогружателя гусеничным краном не убедившись в том, что все работники покинули опасную зону работ крана;

б) пострадавший Лежнев А.В. в момент подъема вибропогружателя гусеничным краном находился в опасной зоне работы крана.

3. Отсутствие должного контроля со стороны ответственного за безопасное производство работ кранами мастера СМР за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности.

Вышеуказанные нарушения и привели к тому, что произошел несчастный случай. Степень ответственности Попкова А.В. была поставлена комиссией на последнее место. Контроль в данном случае вторичен.

Во время проведения расследования были запрошены все необходимые документы. Рассматривались конкретные обстоятельства, только работа по 7-му шпунту. Было установлено, что строповка была произведена неправильно, во время работ ответственный не знал о том, что механизм вышел из строя. Он физически не мог остановить процесс. Именно в тот момент, когда Лежнев А.В. находился в опасной зоне, оборудование вышло из строя. В какой момент Лежнев А.В. оказался в опасной зоне никто из работников пояснить не смог.

Машинист крана не находился в состоянии алкогольного опьянения, что было подтверждено медицинской экспертизой. В момент происшедшего крановщик уже был отведен из процесса. Если вибропогружатель включен, то кран уже не работает. Вины крановщика в данном случае нет, поскольку стропальщик дал ему знак для подъема груза. В проекте производства работ подпись Лежнева А.В. отсутствует, он был ознакомлен дополнительно, так как в этом ППР указаны лица, относящиеся к ООО «СК Мост».

Он не может сказать по фамилии кто именно является виновником несчастного случая. В совокупности нарушений основным на первое место ставится стропальщик. Степень ответственности Попкова А.В. комиссией поставлена на последнее место. Люди были выведены, и в последний момент Лежнев А.В. оказался в опасном месте. Стропальщик не должен был допускать других лиц. Имеется схема строповки шпунта. По хронологии виновности стропальщик «О» стоит на первом месте. Если бы оборудование было правильно закреплено, то этого бы не случилось. На всех лиц возложена ответственность за несоблюдение инструкции. Крановщик тоже в какой-то степени ответственен за происшедшее. Все лица, указанные в акте ответственны в совокупности.

Работу стропальщика контролировал мастер Попков А.В., он давал ему команды. В результате расследования были проверены действия всех лиц. Виновность Лежнева А.В. исследовалась, но степень его вины не рассматривалась, в связи с его смертью. Все обстоятельства, в том числе действия самого Лежнева А.В. были исследованы в ходе расследования комиссии.

Свидетель Тюнин ИЛ. показал, что о несчастном случае он узнал 29.03.2010 года утром по телефону. Согласно своим должностным обязанностям главного инженера он отвечает за проектную документацию строительства моста. За технику безопасности и охрану труда он не отвечает. Как появился вибропогружатель, и Лежнев А.В. он узнал у следователя.

В проекте производства работ указано, какие основные работы должны быть выполнены. По установке гидростанции были указаны условные обозначения, поскольку начинался подмыв грунта, она была размещена не так, как указано в проекте производства работ.

В зависимости от существующей ситуации на конкретный день из существующих условий труда оператор должен был поставить станцию в нужное место. Схема того, где должна быть расположена техника, указана условно. Техника должна устанавливаться в соответствии с погодными условиями - землетрясение, затопление. В то время на р. Нерль был паводок. Органы МЧС сообщали им, когда будет паводок. Низководный мост мог быть поврежден в результате паводка и его разобрали.

О том, кто конкретно находился на строительной площадке 29.03.2010 года, он узнал только у следователя. Любой человек, прошедший обучение мог выполнять работу стропальщика.

Проект производства работ находился на объекте вместе со всей документацией, сотрудники обязаны были ознакомится с ним. Если на объект приезжают прикомандированные сотрудники, то они тоже знакомятся со своими обязанностями и проектом. Какие должностные обязанности были у Попкова А.В. он не знает, поскольку Попков относится к другой структуре.

Допрошенный в качестве специалиста государственный инспектора по охране труда в городе Москве «Б» суду пояснил, что в инспекцию поступило извещение № 100316 29.03.2010 года в 10 часов 10 минут от ООО «Спецмост». Была назначена комиссия, возглавлял которую он. Комиссия работала с 29 марта по 27 мая 2010 года. Вывод комиссии был оформлен актом расследования, он подтверждался так же материалами расследования.

При проведении строительных работ пострадавший находился в опасной зоне. Если бы он находился на безопасном расстоянии, то несчастного случая не произошло бы. Механизм вышел из строя в связи с недостаточной страховкой. Несчастный случай произошел в совокупности по нескольким причинам, а именно:

1. Нарушение технологического процесса при производстве работ с использованием грузоподъемного крана, выразившееся в том, что стропальщик самоустранился от выполнения поставленной задачи и не проверил правильность зацепки страховочного троса электрогазосварщиком.

2. Нарушение работниками правил безопасности при производстве работ с грузоподъемными механизмами, выразившееся в том, что:

а) при производстве работ с использованием грузоподъемного крана машинист крана начал подъем вибропогружателя гусеничным краном, не убедившись в том, что все работники покинули опасную зону работ крана;

б) пострадавший Лежнев А.В. в момент подъема вибропогружателя гусеничным краном находился в опасной зоне работы крана.

3. Отсутствие должного контроля со стороны ответственного за безопасное производство работ кранами мастера СМР за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. Мастер показывал, как делать строповку, осуществлял контроль за работой других. За технику безопасности отвечал мастер.

Вышеуказанные нарушения и привели к тому, что произошел несчастный случай. Мастером Попковым А.В. был нарушен п. 2.1.17 Должностной инструкции ООО «СК «Мост» мастера строительных и монтажных работ участка. Все причины несчастного случая взаимосвязаны.

В тот же день, когда произошел несчастный случай, был составлен акт формы Н 1. Форма данного акта утверждена, он составляется строго согласно инструкции. Почему акт не имеет порядкового номера это вопрос к работодателю, но это незначительное нарушение, оно не влечет за собой недействительность данного акта.

Медицинское обследование всех работников на наличие алкоголя или наркотиков они не проводили. В ходе расследования в первую очередь проверялось, обучены ли работники, проводился ли инструктаж. Если работник не обучен, он не может отвечать за свою работу. Исследовался так же вопрос, мог ли Лежнев А.В. находиться в безопасной зоне. Было установлено, что он мог быть в безопасной зоне. В какой момент Лежнев А.В. оказался в опасной зоне, никто из работников пояснить не смог.

Исследовалась и виновность Лежнева А.В., но степень его вины не рассматривалась, в связи с его смертью. Все обстоятельства, в том числе действия самого Лежнева А.В. были исследованы в ходе расследования комиссии.

При расследовании несчастного случая был исследован вопрос проведения инструктажа работников, если работник не обучен, то он не может быть обвиняемым и ответственным лицом является генеральный директор организации, в акте это было бы обязательно указано.

Из показаний свидетеля «Д», оглашенных в судебном заседании следует, что в ООО «СК «МОСТ» он работает с 2008 года в должности сварщика. В его обязанности входит проведение сварочных работ. 28.03.2010 года около 19 часов он и «Ч» Дмитрий получили задание от мастера Попкова А.В. подготовить площадку для выемки из земли шпунтов. Все указания по проведению работ они получали от мастера Попкова А.В.. В этот же день, около 19 часов 30 минут он совместно с монтажником по монтажу стальных и железобетонных конструкций ООО «СК «МОСТ» «О», машинистом вибропогружателя ООО «СПЕЦМОСТ» Лежневым А.В. приступили к перемещению вибропогружателя и гидростанции при помощи крана РДК-250 с правого на левый берег р. Нерль по временному мосту. Вибропогружатель, гидростанцию и гусеничный кран они поставили к опоре № 2 на место проведения работ 29.03.2010 около 3 часов ночи.

После этого, они приступили к извлечению металлического шпунта длиной 12 метров с помощью крана РДК-250, для этого был установлен вибропогружатель на 1-ый шпунт. Работу проводили под руководством мастера Попкова А.В. Мастер Попков перед первой выемкой шпунта, показал, как проводится эта работа. По указанию мастера Попкова в его обязанности входило заносить шланги и оказывать помощь при повороте вибропогружателя, а «Ч» Дмитрий стропил страховочный трос (производил зацепку вибропогружателя со шпунтом страховочным металлическим тросом при помощи серьги). После произведенных вышеуказанных работ, мастер Попков давал указания машинисту крана Шикину А.В. на подъем, а машинисту вибропогружателя Лежневу А.В. на вибрацию. Когда шпунт выходил из земли Попков давал указание машинисту Лежневу об окончании вибрации, и машинист крана Шикин перемещал груз вправо, опуская шпунт торцом на землю.

В дальнейшем Попков давал указание машинисту вибропогружателя на разжим, затем машинисту крана на подъем вибропогружателя вверх. При подъеме вибропогружателя шпунт повисал на тросе, а машинист крана опускал в правую сторону на землю. Таким образом, они вытащили шесть шпунтов. Захват на седьмой шпунт устанавливали: он, мастер Попков А.В., «Ч» Дмитрий. На улице было темно, из освещения была только лампа, которая находилась на крыше крана. При подготовке поднятия шпунта, он продел строп в отверстие вибропогружателя, далее продел один конец в отверстие шпунта, продел серьгу в один конец стропа, продел серьгу во вторую петлю стропа. После этого, держа правой рукой серьгу, левой рукой снизу серьги стал продевать «палец», для того, чтобы сверху на него накрутить гайку. «Палец» в отверстие не лез, тогда он левой рукой взял серьгу, правой рукой взял «палец» и продел его в серьгу сверху, после чего закрутил гайку и вставил штопорный шплинт. После проделанной работы, он отошел на безопасное расстояние, и находился слева от крана у основания стрелы.

После этого, мастер Попков дал указание машинисту крана на подъем, а машинисту вибропогружателя Лежневу на вибрацию. В это время, Лежнев сидел на подножке вибропогружателя, и производил работы, управляя пультом. Всем процессом руководил мастер Попков. Когда шпунт вышел из земли, мастер Попков дал команду машинисту вибропогружателя Лежневу освободить зажим. Когда зажим был отпущен, шпунт выпал из захвата, погрузился в грунт, после чего стал наклоняться и падать. Они все увидели, что один конец стропа оказался не закрепленным. Он крикнул Лежневу А.В., что в его сторону падает шпунт. У Лежнева на голове был капюшон, он попытался подняться, но в этот момент шпунт упал прямо на него. После этого, все работы были прекращены.

Когда они с «О» устанавливали захват на седьмой шпунт, в это время мастер Попков находился сзади них и контролировал их работу. Мастер Попков А.В. не проверял правильность произведенной строповки. Курсы стропальщика он не проходил и удостоверение стропальщика не имеет. Ответственным 29.03.2010 при производстве погрузочно - разгрузочных работ был мастер Попков А.В.

Команды машинисту крана РДК-250 Шикину А.В. и машинисту вибропогружателя Лежневу подавались Попковым словесно. В какой момент машинист вибропогружателя Лежнев А.В. появился на подножке вибропогружателя, он сказать не может, так как он не видел этого момента. Попков мог видеть машиниста вибропогружателя Лежнева А.В., когда тот сидел на подножке вибропогружателя, но видел ли Попков его, не знает.

С проектом производства работ № 2393-2009-ППР-КБ они ознакомлены не были. Руководителем работ по перемещению и установке вибропогружателя, гидростанции и крана был мастер Попков А.В.

Во время проведения погрузочно - разгрузочных работ мастер Попков и машинист вибропогружателя Лежнев А.В. разговаривали о том, как расположить вибростанцию и контейнер с оборудованием вибропогружателя (т.2 л.д. 181-187).

Из показаний свидетеля Ефимова И.А., оглашенных в судебном заседании, следует, что в ООО «СПЕЦМОСТ» он работает с 2005 года в должности главного инженера. В его должностные обязанности входит: осуществление технической политики развития предприятия, надзор и контроль за соблюдением безопасных методов производства работ, принятие основных строительных решений по конструированию и проектированию сложных вспомогательных строительных устройств и конструкций.

1.10.2009 года между ООО «СПЕЦМОСТ» (арендодатель) и ООО «Строительной компании «МОСТ» (арендатор) был заключен договор № 110/2009 аренды техники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. Согласно п. 1.1 вышеуказанного договора арендодатель предоставляет технику для использования в ходе производимых арендатором строительных работ. В рамках договора на строительный участок ООО «Строительная компания «МОСТ» была направлена техника: гидростанция JP 10 «JUNTTAN» и вибропогружатель JV-25 «JUNTTAN», а именно на строительство моста через реку Нерль, на 202 км. участка Москва - Нижний Новгород, Горьковской железной дороги.

Кроме этого, на данный строительный участок, согласно распоряжению начальника бурового участка, был направлен машинист вибропогружателя Лежнев А.В., который прибыл к месту проведения работ 15.03.2010 года. Перед тем как приступить к выполнению работ, с машинистом вибропогружателя Лежневым А.В. необходимо было провести инструктаж на рабочем месте за записью в журнале регистрации инструктажа. Согласно записи журнала регистрации инструктажа на рабочем месте прорабом ООО «Строительная компания «МОСТ» «Х» с Лежневым А.В. был проведен инструктаж на рабочем месте 15.03.2010 года.

Перед проведением работ ООО «СК «МОСТ» в соответствии с нормативными документами должен быть подготовлен проект производства работ на строительном участке строительства моста через реку Нель, на 202 км. участка Москва - Нижний Новгород, Горьковской железной дороги. Ознакомлен ли был машинист вибропогружателя Лежнев А.В. с проектом производства работ ему не известно.

29.03.2010 года около 11 часов он узнал, о том, что произошел несчастный случай со смертельным исходом с машинистом вибропогружателя ООО «СПЕЦМОСТ» Лежневым А.В., происшедший на объекте строительства железнодорожного моста через реку Нерль в поселке Боголюбово, Суздальского района, Владимирской области.

С 29.03.2010 г. по 27.05.2010 г. проводилось комиссионное расследование данного несчастного случая, где он являлся членом комиссии. Председателем комиссии выступал государственный инспектор по труду в городе Москве «Б»

В ходе расследования комиссия установила, что при извлечении из земли седьмого по счету шпунта монтажник «О» продел страховочный трос в прорезь шпунта, электрогазосварщик «Д» произвел зацепку страховочного троса и сказал монтажнику, что все готово. «Ч» сказал мастеру Попкову А.В., что зацепка произведена, и после выхода работников из опасной зоны крана дал команды машинисту крана на подъем и машинисту вибропогружателя на вибрацию. Шпунт был извлечен из земли, отведен вправо к опоре и установлен торцом на землю. Попков А.В. дал команду на разжим вибропогружателя. После разжима вибропогружателя Попков А.В. повернулся к машинисту крана и дал команду на подъем вибропогружателя вверх. Шпунт вышел из замка вибропогружателя и стал клониться в сторону гидростанции. «Д» и «О» увидели, что одна петля троса не продета в серьгу, увидели, что Лежнев сидит на подножке гидростанции в опасной зоне и закричали ему, что шпунт падает.

Лежнев А.В. не успел среагировать, и шпунт, задев гидростанцию, упал ему на голову. В какой момент пострадавший Лежнев А.В. подошел в опасную зону и сел на подножку, работники пояснить не смогли. До этого он все время стоял с другого края гидростанции около р. Нерль.

В ходе расследования установлено, что электрогазосварщик «Д», когда зацеплял страховочный трос, не попал серьгой в петлю на одном его конце и не убедился в правильности зацепки. Монтажник «О» не только позволил электрогазосварщику зацепить страховочный трос, но и не проверил правильность зацепки и сказал мастеру СМР Попкову А.В., что зацепка произведена правильно.

Также установлено, что машинист вибропогружателя Лежнев А.В. (работник ООО «СПЕЦМОСТ») работал на данном участке строительства ООО «СК «МОСТ» на основании Договора ### аренды техники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации от 1.10.2009 г.

Договором установлены права и обязанности сторон. Арендодатель обязуется:

- осуществлять надзор за техническим состоянием и нести ответственность за безопасность при технической эксплуатации техники;.

- самостоятельно провести все необходимые инструктажи и проверку знаний по охране труда работников, направляемых для управления и технической эксплуатации техники. При прибытии машиниста вибропогружателя Лежнева А.В. на данный участок строительства 15.03.2010 г. прорабом ООО «СК «МОСТ» «Х» ему был проведен инструктаж на рабочем месте, в ходе проведения которого Лежнев был ознакомлен с инструкциями по охране труда ООО «СК «МОСТ» и ППР в части, касающейся его производственной деятельности.

Причинами несчастного случая явились:

1. Нарушение технологического процесса (код 05) при производстве работ с использованием грузоподъемного крана, выразившееся в том, что стропальщик самоустранился от выполнения поставленной задачи и не проверил правильность зацепки страховочного троса электрогазосварщиком. Нарушены требования: п. п. 3.26.2 Инструкции по охране труда ООО «СК «МОСТ» для стропальщика по безопасному производству работ грузоподъемными кранами № ОТ -17.

2. Нарушение работниками правил безопасности при производстве работ с грузоподъемными механизмами (код 15), выразившееся в том, что: а) при производстве работ с использованием грузоподъемного крана машинист крана начал подъем вибропогружателя гусеничным краном РДК-250 не убедившись, что все работники покинули опасную зону работ крана. Нарушены требования п. 3.31 Производственной инструкции № 1 ОАО «УСК МОСТ» для крановщиков (машинистов) стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных); б) пострадавший Лежнев А.В. в момент подъема вибропогружателя гусеничным краном РДК-250 находился в опасной зоне работы крана; п. 3.9 Инструкции ООО «СПЕЦМОСТ» № 63 по охране труда для машинистов вибропогружателей:

п. 3.31 Производственной инструкции ОАО «УСК «МОСТ» № 1 для крановщиков (машинистов) стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных): при подъеме или перемещении грузов крановщик должен руководствоваться следующими правилами: перед подъемом груза следует предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех находящихся около крана лиц о необходимости уйти из зоны перемещаемого груза, возможного падения груза и опускания стрелы. Перемещать груз можно только при отсутствии людей в зоне работы крана.

п. 3.9 Инструкции ООО «СПЕЦМОСТ» № 63 по охране труда для машинистов вибропогружателей: При извлечении свай и шпунта при помощи вибропогружателя необходимо соблюдать следующие меры безопасности: в зоне работы вибропогружателя в радиусе 20 метров от него не допускается нахождение людей.

3. Отсутствие должного контроля со стороны ответственного за безопасное производство работ кранами мастера СМР за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности.

Нарушены требования п. 2.1.17 Должностной инструкции ООО «СК «МОСТ» мастера строительных и монтажных работ участка.

п. 2.1.17 Должностной инструкции ООО «СК «МОСТ» мастера строительных и монтажных работ участка: Контролирует соблюдение рабочими правил охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины. Правил внутреннего трудового распорядка, способствует созданию в коллективе обстановки взаимной помощи и взыскательности, развитию у рабочих чувства ответственности и заинтересованности в своевременном и качественном выполнении производственных заданий.

Лица, допустившие нарушения требований охраны труда:

1. «О» - монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций ООО «СК «МОСТ» - самоустранился от выполнения поставленной задачи и не проверил правильность зацепки страховочного троса электрогазосварщиком, чем нарушил требования п. 3.26.2 Инструкции по охране труда ООО «СК «МОСТ» для стропальщика по безопасному производству работ грузоподъемными кранами № ОТ -17.

2. Шикин А.В.- машинист крана РДК-250 ОАО «УСК МОСТ» - при производстве работ начал подъем вибропогружателя гусеничным краном РДК-250 не убедившись, что все работники покинули опасную зону работ крана, чем нарушил требования п. 3.31 Производственной инструкции №1 ОАО «УСК «МОСТ» для крановщиков (машинистов) стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных).

3. Лежнев А.В.- машинист вибропогружателя ООО «СПЕЦМОСТ» - в момент подъема вибропогружателя гусеничным краном РДК-250 находился в опасной зоне работы крана, чем нарушил требования п. 3.9 Инструкции ООО «СПЕЦМОСТ» № 63 по охране труда для машинистов вибропогружателей.

Грубой неосторожности со стороны пострадавшего комиссией не рассматривалось, в связи с его смертью.

4. Попков А.В. - мастер СМР ООО «СК «МОСТ», являясь ответственным за безопасное производство работ кранами, не осуществил должного контроля за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, чем нарушил требования п. 2.1.17 Должностной инструкции ООО «СК «МОСТ» мастера строительных и монтажных работ участка.

Ответственным за безопасное производство работ по извлечению шпунтовых свай из грунта на строительном участке строительства моста через реку Нерль, на 202 км. участка Москва - Нижний Новгород, Горьковской железной дороги, являлся мастер строительных и монтажных работ ООО «СК «МОСТ» Попков А.В.

Гидростанция JP 10 «JUNTTAN» находилась в пределах опасной зоны крана. Ответственным за установку гидростанции JP 10 «JUNTTAN» в соответствии с проектом производства работ, являлся мастер строительных и монтажных работ ООО «СК «МОСТ» Попков А.В.

Мастер строительных и монтажных работ ООО «СК МОСТ» Попков А.В. при производстве работ перед командой должен был убедиться, что все участники производства покинули опасную зону. Взаимодействие машиниста вибропогружателя и стропальщика при производстве работ с помощью вибропогружателя указано в проекте производства работ ООО «СК «МОСТ» через руководителя работ, в данном случае через Попкова А.В. (т.2 л.д. 162-168).

Из показаний свидетеля «О», оглашенных в судебном заседании, следует, что с августа 2008 года их организация строила железнодорожный мост через реку Нерль в поселке Боголюбово, Владимирской области. 28 марта 2010 года с 19 часов до 07 часов 29 марта 2010 года он, в качестве монтажника стальных и железобетонных конструкций, приступил к производству работ по переброске вибропогружателя и крана РДК-250 с правого берега на левый берег реки Нерль. В состав бригады входили следующие работники: машинист вибропогружателя ООО «Спецмост» Лежнев А.В., мастер строительных и монтажных работ Попков А.В., электрогазосварщик ООО «СК МОСТ» «Д», и машинист крана РДК-250 ОАО «УСК «МОСТ» Шикин.

Попков дал задание ему и электрогазосварщику «Д» переместить вибропогружатель и гидростанцию при помощи крана РДК-250 с правого на левый берег реки Нерль по временному мосту. В этот же день, они преступили к производству работ. Около 19 часов 30 минут Гидростанция «JUNTTA» была установлена в опасной зоне работ крана РДК -250, а не в место, указанное в проекте производства работ.

29 марта 2010 около 03 часов под руководством Попкова А.В., они закончили установку гидростанции и гусеничного крана РДК-250, подключили к гидростанции вибропогружатель и приступили к извлечения металлического шпунта длиной 12 метров. С помощью крана РДК-250 установили вибропогружатель на 1-ый шпунт. Попков показал ему, как производить зацепку вибропогружателя со шпунтом, страховочным тросом при помощи серьги. После этого, он и «Д» покинули опасную зону гусеничного крана. Попков дал команду машинисту крана Шикину А.В. на подъем, а машинисту вибропогружателя Лежневу А.В. на вибрацию. После выхода шпунта из земли, Попков дал команду в виде взмаха руки об окончании вибрации машинисту Лежневу А.В. Машинист крана Шикин переместил груз вправо, отпустил шпунт торцом на землю.

После этого, Попков дал команду машинисту вибропогружателя на разжим, затем машинисту крана на подъем вибропогружателя вверх. При подъеме вибропогружателя шпунт повис на тросе, затем машинист крана опустил шпунт в правую сторону на землю. Он и «Д» стали насаживать вибропогружатель на шпунт, после чего стропили его. Освещение было слабым, так как светил прожектор с боку, поэтому как крепили было плохо видно. Когда крепили вибропогружатель к шпунту, он находился со стороны опоры к шпунту, а «Д» находился со стороны реки Нерль. Закручивать стропы и серьги пришлось «Д». Он по просьбе «Д» подошел к крану, взял с него от серьги палец, гайку, страховочную булавку, чтобы гайка не открутилась с пальца серьги, и стал подавать все это «Д» в порядке очереди. На данный момент, он находился сзади «Д».

После того, как «Д» закончил работу, его мастер Попков спросил, готово ли, на что «Д» сообщил, что все закрепил. Тогда мастер Попков дал команду машинисту крана и машинисту вибропогружателя начать работу. Когда вытащили шпунт из земли, они его вправо подавали краном и приставили к опоре моста. После того, как шпунт был поставлен на землю, мастер дал команду Лежневу разжать у вибропогружателя зажим, крановщику команду «Вира». В дальнейшем вибропогружатель приподнялся и шпунт вышел из зажима, после чего шпунт стал наклоняться, и он заметил, что строп его не держит.

Он услышал крики и увидел Лежнева сидящего на ступеньках установки, у которого на голове был капюшон. После того, как Лежнев снял капюшон, то в этот момент шпунт ударил его по голове и телу. Осмотрев место происшествия, мастер Попков кому-то позвонил, а он и «Д» пытались скинуть шпунт с Лежнева.

Мастер строительных и монтажных работ Попков А.В., показал ему только одному на первом шпунте строповку вибропогружателя к шпунту, на что он предложил строповку поменять, так как она была неудобна. Больше он никому не показывал, и стропили они так, как показывал Попков А.В. Его предложение он проигнорировал.

Машинист вибропогружателя Лежнев при командах мастера Попкова на разжим вибропогружателя находился возле станции вибропогружателя.

Ранее, он производил такие работы по извлечению шпунта из земли. При ведении

работ на предыдущей работе, шпунт падал на виброустановку сверху, где так же был ответственным за проведение работ Попков. Тогда все закончилось без жертв.

Инструктажи 28.03.2010 года не проводились не с ним, не с электрогазосварщиком «Д», не с машинистом вибропогружателя Лежневым, не с машинистом крана Шикиным. Они не проводились никогда (т.2 л.д. 136-143).

Кроме перечисленных доказательств вина подсудимого Попкова А.В. подтверждается:

- рапортом об обнаружении признаков преступления от 08.06.2010 г., из которого следует, что 28 марта 2010 года в 19 часов 00 минут бригада в составе: мастера СМР 000 «СК «Мост» Попкова А.В., машиниста вибропогружателя Лежнева АВ., монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций «О», электрогазосварщика «Д» и машиниста крана РДК-250 ОАО УСК «Мост» Шикина А.В. заступила на ночную смену. Мастер Попков А.В. дал задание монтажнику «О» и электрогазосварщику «Д» помочь переместить вибропогружатель и гидростанцию при помощи крана с правого крана на левый берег реки Нерль по временному мосту.

29 марта 2010 года около 3 часов после переустановки вибропогружателя и гидростанции приступили к извлечению металлических шпунтов длиной 12 метров под руководством мастера Попкова А.В. с помощью крана РДК-250 был установлен вибропогружатель на 1-ый шпунт. Мастер Попков А.В. показал монтажнику «О», который имел смежную профессию стропальщика, как производить зацепку вибропогружателя со шпунтом страховочным металлическим тросом при помощи серьги. После чего, мастер Попков А.В., убедившись, что работники покинули опасную зону гусеничного крана, дал команду машинисту крана Шикину А.В. на подъем и машинисту вибропогружателя Лежневу А.В. на вибрацию. После выхода шпунта из земли мастер Попков А.В. дал команду машинисту вибропогружателя Лежневу А.В. стоп. Машинист крана Шикин А.В. перемести груз вправо, где опустил шпунт торцом на землю. В дальнейшем, мастер Попков А.В. дал команду машинисту вибропогружателя Лежневу А.В. на разжим, а машинисту крана Шикину А.В. на подъем вибропогружателя вверх. При подъеме вибропогружателя шпунт повис на тросе, который машинист крана Шикин А.В. опустил его в правую сторону на откос. Таким образом, было извлечено из земли шесть шпунтов. Во время выполнения этой работы зацепку страховочного троса производил стропальщик «Ч», а мастер Попков А.В. проверял правильность зацепки.

При извлечении из земли седьмого по счету шпунта монтажник «О» продел страховочный трос в прорезь шпунта, а электросварщик «Д» произвел зацепку страховочного троса. О чем, монтажник «О» сообщил мастеру Попкову А.В., который после выхода работников из опасной зоны дал команду машинисту крана Шикину А.В. на подъем, а машинисту вибропогружателя на вибрацию. Шпунт был извлечен из земли, отведен вправо к опоре и установлен торцом на землю. Мастер Попков А.В., убедившись, что машинист вибропогружателя Лежнев А.В. находится в неопасной зоне крана, дал команду на разжим вибропогружателя и его подъем вверх. В это время шпунт вышел из замка вибропогружателя и стал клониться в сторону гидростанции, где в тот момент в опасной зоне на подножке гидростанции находился машинист вибропогружателя Лежнев А.В.. При падении шпунт задел гидростанцию и упал на голову Лежнева А.В.. От полученной производственной травмы машинист вибропогружателя Лежнев А.В. скончался на месте происшествия.

Таким образом, в действиях неустановленных лиц ООО «СК «Мост» усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 143 УК РФ (т. 1 л.д.3-6);

- протоколом осмотра места происшествия с фототаблицами от 29 марта 2010 года, в котором указано, что местом осмотра является местность под железнодорожным мостом через реку Нерль в поселке Боголюбово Владимирской области. На левом берегу реки на песчаной насыпи находится гусеничный кран РДК-250 желтого цвета, со стрелы крана свисают металлические тросы. Рядом с краном на песке в котловане лежит вибропогружатель синего цвета, от которого направлены металлические тросы. Рядом на песке находится шпунт длиной 12 метров для ограждения котлована, один конец находится в котловане, второй на насыпи. На насыпи стоит станция управления вибропогружателем, на которой имеются повреждения в виде вмятин по всей ширине. На подножке станции управления вибропогружателем, лежит труп мужчины. Труп лежит на спине, ноги согнуты в коленях, руки согнуты в локтевых суставах. Голова трупа сильно деформирована, лобная часть пробита, имеются следы мозгового вещества, в ушных раковинах имеются капли бурого цвета. На песке имеется большое количество пятен бурого цвета. На краю шпунта, который находится в верхней части котлована, имеются пятна бурого цвета. Труп установлен, как Лежнев А.В..

На момент осмотра в руках трупа Лежнева А.В. находится пульт управления вибропогружателем, который разбит (т.1 л.д. 16-22);

- актом о несчастном случае на производстве, подписанным 27 мая 2010 года лицами, проводившими расследование несчастного случая, произошедшего 29 марта 2010 года в 5 часов, в результате которого погиб Лежнев А.В., утвержденного 27 мая 2010 года генеральным директором ООО «СПЕЦМОСТ» «Ф», в котором указаны основные причины несчастного случая:

- нарушение технологического процесса при производстве работ с использованием грузоподъемного крана, выразившееся в том, стропальщик самоустранился от выполнения поставленной задачи и не проверил правильность зацепки страховочного троса электрогазосварщиком;

- нарушение работниками правил безопасности при производстве работ с грузоподъемными механизмами выразившееся в том, что машинист крана начал подъем вибропогружателя гусеничным краном РДК-250 не убедившись, что все работники покинули опасную зону работ крана, пострадавший Лежнев А.В. в момент подъема вибропогружателя гусеничным краном находился в опасной зоне работы крана; отсутствие должного контроля со стороны ответственного за безопасное производство работ кранами мастера СМР за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. В акте указаны и лица, допустившие нарушения требований охраны труда:

1. «О», монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций ООО «СК «МОСТ», который самоустранился от выполнения поставленной задачи и не проверил правильность зацепки страховочного троса электрогазосварщиком.

2. Шикин А.В. машинист крана РДК-250 ОАО «УСК МОСТ», который при производстве работ начал подъем вибропогружателя гусеничным краном РДК-250 не убедившись, что все работники покинули опасную зону работ крана.

3. Лежнев А.В., машинист вибропогружателя ООО «СПЕЦМОСТ», который в момент подъема вибропогружателя гусеничным краном РДК-250 находился в опасной зоне работы крана, но грубой неосторожности со стороны пострадавшего комиссией не рассматривалось, в связи с его смертью.

4. Попков А.В. - мастер СМР ООО «СК «МОСТ» - являясь ответственным за безопасное производство работ кранами - не осуществил должного контроля за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, чем нарушил требования п. 2.1.17 должностной инструкции ООО «СК «МОСТ» мастера строительных и монтажных работ участка (т.1 л.д.82-87);

- актом о расследовании несчастного случая со смертельным исходом, подписанным 27 мая 2010 года лицами, проводившими расследование несчастного случая: «Б», «К», «М», Ефимовым И.А., «З», «Е» и Гончаровой Н.И., в котором указаны те же причины, вызвавшие несчастный случай и перечислены те же лица, что и в указанном выше акте о несчастном случае на производстве (т.1 л.д.89-98);

- извещением № 100316 ООО «СПЕЦМОСТ» от 29.03.2010 года о несчастном случае со смертельным исходом, из которого следует, что 29 марта 2010 года около 5 часов при извлечении шпунта на строительстве ж/д моста в дер. Боголюбское Владимирской области был смертельно травмирован машинист вибропогружателя Лежнев А.В. (т.1 л.д.99);

- приказом ООО «СПЕЦМОСТ» от 29.03.2010 года № 3-ОТ-н о создании комиссии по расследованию причин и обстоятельств несчастного случая с машинистом вибропогружателя Лежневым А.В. в составе: «Б», «К», «М», Ефимов И.А., «З», «Е» и Гончарова Н.И. (т.1 л.д.101);

- свидетельством о смерти Лежнева А.В., *** года рождения, умершего *** в <...> (т.1 л.д.106);

- протоколом осмотра места несчастного случая, произошедшего в ООО СК «МОСТ» с машинистом вибропогружателя ООО «СПЕЦМОСТ» Лежневым А.В. от 29 марта 2010 года с фототаблицами (т.1 л.д.129-146);

- приказом по ООО «СПЕЦМОСТ» № 1626к от 06.10.2008 года о переводе Лежнева А.В. с должности подсобного рабочего 3 разряда на должность машиниста вибропогружателя 5 разряда (т.1 л.д. 186);

- трудовым договором № 42/07 от 16.07.2007 года заключенного обществом с ограниченной ответственностью «СПЕЦМОСТ» с Лежневым А.В. о предоставлении работы (т.1 л.д.187-189);

- дополнительным соглашением от 16.10.2008 года к трудовому договору № 42/07 о внесении изменений в трудовой договор в связи с изменением у Лежнева А.В. должности подсобного рабочего на должность машиниста вибропогружателя 5 разряда (т.1 л.д.190);

- договором № 110/2009 аренды техники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации от 01 октября 2010 года, заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью «СПЕЦМОСТ» (Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Строительная Компания «Мост» (Арендатор) с приложением к договору тарифа за аренду вибропогружателя JV-25 (т.1 л.д.201-205);

- нарядом-допуском ООО «СК «Мост» на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов (на участке «Мост через р. Нерль на 202 км участка Москва-Нижний Новгород ГЖД», в котором указано, что ответственные лица должны обеспечивать выполнение работ согласно ППР и работы должны производиться под наблюдением ответственного лица (т.1 л.д.222-223);

- проектом производства работ кранами по монтажу контурных блоков и бетонированию тела опоры № 1 и № 2, № 2393-2009-ППР-КБ, зарегистрированным в Московском управлении Ростехнадзора, в котором имеется схема строповки шпунта и описание, как производится извлечение шпунта (т. 1 л.д. 226-245);

- должностной инструкцией ООО «Строительная компания «Мост» мастера строительных и монтажных работ, утвержденной генеральным директором ООО «Строительная компания «Мост» Почтовым В.А., из п.2.1.17 которой следует, что мастер контролирует соблюдение рабочими правил охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины. Правил внутреннего трудового распорядка, способствует созданию в коллективе обстановки взаимной помощи и взыскательности, развитию у рабочих чувства ответственности и заинтересованности в своевременном и качественном выполнении производственных заданий. Из п.2.2.2 этой же Инструкции следует, что мастер строительных и монтажных работ обязан обеспечивать организацию работ и рабочих мест в соответствии с требованиями правил, норм техники безопасности и производственной санитарии (т. 2 л.д. 31-34);

- журналами регистрации инструктажа на рабочем месте ООО «Спецмост» (начатого 15 сентября 2008 года оконченного 15 ноября 2008 года и начатого 16 ноября 2009 года оконченного 15 февраля 2010 года) с отметками о проведенных инструктажах с Лежневым А.В. (т.2 л.д.75-79);

- журналами регистрации инструктажа на рабочем месте ООО «Строительная компания «Мост» (начатого 15 марта 2010 года оконченного 27 марта 2010 года) с отметкой о проведении 15.03.2010 года повторного инструктажа с Лежневым А.В. (т.2 л.д.80-92);

- протоколом № 15 Са заседания комиссии по проверке знаний, требований охраны труда работников от 22 сентября 2009 года ООО «Строительная компания «Мост», из которого следует, что Попков А.В. экзамен сдал (т.2 л.д.96);

- постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 08 сентября 2010 года в отношении Шикина А.В., «О» и «Д» по основаниям п.2 ст.143 УК РФ (т.2 л.д. 197-199);

- заключением эксперта № 42 от 28.07.2010 года, из которого следует, что смерть Лежнева А.В. наступила от несовместимой с жизнью тяжелой открытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся множественными переломами костей мозгового и лицевого отделов черепа и размозжением вещества головного мозга.

Характер и локализация телесных повреждений, обнаруженных при исследовании трупа и перечисленных в судебно-медицинском диагнозе свидетельствуют, что эти повреждения являются частями одного травматического процесса и их комплекс мог образоваться от ударного воздействия массивного тупого твердого предмета с преобладающей поверхностью соударения или при ударе о поверхность такового, с первичным местом приложения силы в лобную область головы, возможно в срок и при обстоятельствах, указанных в постановлении

Данные телесные повреждения по признаку опасности для жизни причинили тяжкий вред здоровью и имеют прямую причинно - следственную связь с наступлением смерти Лежнева А.В. (т.2 л.д. 218-219).

Суд находит позицию подсудимого и его защитника о невиновности в совершении Попковым А.В. преступления не состоятельной, так как она опровергается материалами дела.

Суд полагает, что виновность подсудимого Попкова А.В. в совершенном преступлении, нашла свое подтверждение в судебном заседании. Подсудимый в судебном заседании согласился с выводами комиссии, которая пришла к выводу, что одной из причин несчастного случая послужило отсутствие должного контроля со стороны ответственного за безопасное производство работ кранами мастера СМР за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, которым нарушены требования п. 2.1.17 Должностной инструкции ООО «СК «МОСТ» мастера строительных и монтажных работ участка.

В акте комиссии отмечено, что Попков А.В. - мастер СМР ООО «СК «МОСТ» - являясь ответственным за безопасное производство работ кранами - не осуществил должного контроля за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, чем нарушил требования п. 2.1.17 должностной инструкции ООО «СК «МОСТ» мастера строительных и монтажных работ участка.

В этом же акте указаны и другие лица, допустившие нарушения требований охраны труда - монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций «О», машинист крана РДК-250 Шикин А.В. и машинист вибропогружателя Лежнев А.В. В отношении Лежнева А.В. комиссией грубой неосторожности не рассматривалось, в связи с его смертью, а в отношении Шикина А.В., «О» и «Д» вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, так как в их действиях отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.143 УК РФ.

Главный государственный инспектор по охране труда государственной инспекции труда по г. Москве «С», допрошенный в качестве специалиста, в совокупности нарушений, повлекших смерть Лежнева А.В., основным на первое место ставит стропальщика, но в то же время пояснил, что работу стропальщика контролировал мастер Попков А.В.

Из показаний свидетеля «Л» следует, что в нарушении проекта производства работ № 2393-2009-ППР-КБ гидростанция JP 10 «JUNTTAN» находилась в опасной зоне работы крана РДК-250. Свидетель Тюнин ИЛ. Так же подтвердил, что гидростанция была размещена не по проекту производства работ.

Свидетель «З» подтвердил, что крановщиком и извлечением шпунтов руководил мастер Попков А.В.

Из показаний свидетеля «Д» следует, что при извлечении шпунта мастер Попков А.В. не проверял правильность произведенной строповки. Курсы стропальщика он не проходил и удостоверение стропальщика не имеет. Ответственным 29.03.2010 при производстве погрузочно - разгрузочных работ был мастер Попков А.В.

Из его же показаний следует, что когда мастер Попков дал указание машинисту крана на подъем седьмого шпунта, а машинисту вибропогружателя Лежневу на вибрацию, в это время, Лежнев уже сидел на подножке вибропогружателя, и производил работы, управляя пультом.

Показаниями свидетеля Ефимова И.А. подтверждается, что ответственным за безопасное производство работ по извлечению шпунтовых свай из грунта на строительном участке строительства моста через реку Нерль, на 202 км. участка Москва - Нижний Новгород, Горьковской железной дороги, являлся мастер строительных и монтажных работ ООО «СК «МОСТ» Попков А.В., который при производстве работ перед командой должен был убедиться, что все участники производства покинули опасную зону.

Из показаний свидетеля «О» следует, что станция устанавливалась под руководством мастера Попкова А.В., как стропить шпунты мастер показал ему только на одном шпунте. Он предлагал мастеру поменять строповку, но мастер проигнорировал его предложение.

Виновность Попкова А.В. подтверждается и другими доказательствами.

Оценивая имеющиеся доказательства в их совокупности, суд находит вину подсудимого Попкова А.В. установленной и его действия квалифицирует по ч.2 ст.143 УК РФ, как нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности смерть человека.

При назначении наказания подсудимому Попкову А.В. суд принимает во внимание степень общественной опасности совершенного преступления, данные, характеризующие его личность, и обстоятельства, смягчающие наказание.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание подсудимого Попкова А.В., судом не установлено.

Подсудимый Попков А.В. имеет постоянное место жительства и работы, по месту жительства и работы характеризуется положительно, на учете у врачей психиатра и нарколога не состоит.

Принимая во внимание личность подсудимого, впервые совершившего преступление, положительные характеристики с места работы и жительства, мнение потерпевшего, не настаивающего на наказании подсудимого, а так же с учетом позиции государственного обвинителя, суд приходит к выводу о возможности при назначении наказания в виде лишения свободы применить положения ст. 73 УК РФ и не назначать Попкову А.В. дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 307, 308, 309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

приговорил:

Попкова А.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.143 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком 1 (один) год.

Возложить на Попкова А.В. обязанность не менять место жительства и работы без уведомления уполномоченного специализированного государственного органа.

Меру пресечения Попкову А.В. до вступления приговора в законную силу оставить прежней - подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в течение 10 суток со дня провозглашения.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий судья В.Р.Семенов