Дело Номер обезличен год Копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 апреля 2010 года
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
судьи Матвеевой И.И.,
при секретаре Панфиловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале гражданское дело по иску «С» к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Суздале о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,
У С Т А Н О В И Л:
«С» обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Суздале о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и просила суд включить в её специальный стаж период нахождения в отпуске по беременности и родам - с 22.06.1983 г. по 12.10.1983 г. и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком - с 13.10.1983 г. по 18.02.1985 г. в льготном исчислении: один год работы как один год и 3 (три) месяца, а также назначить пенсию с 2.11.2009 года.
В обосновании иска «С» указала в заявлении и пояснила в судебном заседании, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в городе Суздале ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, так как в специальный стаж работы не были включены в льготном исчислении - один год работы как один год и три месяца - период нахождения её в отпуске по беременности и родам и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда РФ в городе Суздале «Д» исковые требования «С» не признала и суду пояснила, что «С» обратилась в УПФ 02 ноября 2009 года с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». В назначении пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В соответствии с нормами действующего законодательства исключению из специального стажа подлежат следующие периоды трудовой деятельности: период нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет (с 18.02.1985 г. по 24.03.1985 г.). Разъяснением, утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29 определено, что в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 г.
Вместе с тем разъяснение не конкретизировало нормы о продолжительности отпуска по уходу за ребенком (до полутора лет или до трех лет), так как в соответствии со ст.167 КЗоТ, утвержденного в 1971 г., по желанию женщин предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет ( а не трех) с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Дополнительный отпуск, в том числе и свыше полутора лет, подлежал зачету в общий непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 22 июня 1983 г. по 12 октября 1983 г., а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 13 октября 1983 г. по 17.02.1985 г. возможно включить в специальный стаж только в календарном исчислении.
Указанные виды отпусков по своей правовой природе не могут рассматриваться как соответствующая правовая деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период отпуска по беременности и родам и в период отпуска по уходу за ребенком сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная деятельность, а следовательно нет факта работы в сельской местности.
В соответствии с этим специальный стаж истца на момент обращения в пенсионный фонд составляет менее требуемого, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично.
В силу п.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.п. «а» п.5 Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Судом установлено следующее.
«С» с 02 апреля 1981 года работала в различных должностях, связанных с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в том числе, с 02 апреля 1981 г. по 23 апреля 1987 г. в должности заведующей фельдшерского пункта с.Брутово Суздальского района, что подтверждается записями в её трудовой книжке л.д. 6).
С 22 июня 1983 г. по 12 октября 1983 г. «С» находилась в отпуске по беременности и родам л.д. 20).
18 августа 1983 г. родилась «М», матерью которой является истица л.д. 7).
Согласно справке МУЗ «Суздальская ЦРБ» «С» с 02.04.1981 г. по 23.04.1987 г. работала заведующей фельдшерским пунктом с. Брутово; при этом с 12.10.1983 г. по 18.02.1985 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком л.д. 10).
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 утверждены Правила исчисления пepиoдов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 5 Правил, в стаж pаботы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в пepиод временной нетрудоспособности, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, а также периоды ежегодных оплачиваемых oтпyсков, включая дополнительные.
Согласно ст.255 Трудового Кодекса Российской Федерации основанием для предоставления oтпyска по беременности и родам служит медицинское заключение о временнoй нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.
Назначение пособия по беременности и родам производится на основании листка нетрудоспособности, который служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособностъ.
В связи с чем, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам должен рассматриваться как период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и включатъся в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В период с 13 октября 1983 г. по 18 февраля 1985 г. «С» находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Данный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года Номер обезличен «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождение в отпуске по уходу за детьми перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льгoтных условиях). То есть, действовавшее в период нахождения «С» в указанном отпуске законодательство не содержало запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Согласно пункта 7 разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработнoй платы по уходу за ребенком до достижeния им возраста трех лет», yтвepжденноro Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦШС от 29 ноября 1989г. Номер обезличен, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения зарaбoтной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитываются в том же порядке, как и работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
Учитывая, что специальный стаж работы истца до периода нахождения в отпуске по беременности и родам, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком исчислялся в льготном порядке, то и периоды данного отпуска, равно как и другие периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, должен быть исчислен с применением данной льготы, а именно, один год работы как один год и три месяца.
Поэтому период нахождения «С» в отпуске по беременности и родам - с 22.06.1983 г. по 12.10.1983 г. и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком - с 13.10.1983 г. по 18.02.1985 г. следует включить в специальный стаж в льготном исчислении: один год работы как один год и 3 (три) месяца.
С учетом включения спорных периодов в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, суд приходит к выводу, что право «С» для назначения досрочной трудовой пенсии по старости возникло с 05 декабря 2009 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования «С» удовлетворить частично.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Суздале включить «С» в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,
- период нахождения в отпуске по беременности и родам - с 22.06.1983 г. по 12.10.1983 г. и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком - с 13.10.1983 г. по 18.02.1985 г. в льготном исчислении: один год работы как один год и 3 (три) месяца.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Суздале назначить «С» досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 5 декабря 2009 года.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 14 апреля 2010 года.
Судья: (подпись) И.И. Матвеева
Верно.
Судья: И.И. Матвеева
Секретарь: Е.В. Панфилова