Дело№2-1249/2009г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Суздаль 21 сентября 2010 года
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Кондратьевой О.А.,
при секретаре Загорко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чеглакова М.А. о признании незаконным бездействия администрации Суздальского района Владимирской области, выразившегося в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка примерной площадью 400 кв.м., с месторасположением и ориентировочными границами, указанными в приложении к письму от 30.07.2010г. на кадастровой карте или кадастровом плане территории, обязании администрации Суздальского района Владимирской области в десятидневный срок со дня вступления судебного решения в законную силу утвердить и направить заявителю схему расположения земельного участка примерной площадью 400 кв.м., с месторасположением и ориентировочными границами, указанными в приложении к письму от 30.07.2010г. на кадастровой карте или кадастровом плане территории,
У С Т А Н О В И Л:
Чеглаков М.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Суздальского района Владимирской области, выразившегося в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка примерной площадью 400 кв.м., с месторасположением и ориентировочными границами, указанными в приложении к письму от 30.07.2010г. на кадастровой карте или кадастровом плане территории, обязании администрации Суздальского района Владимирской области в десятидневный срок со дня вступления судебного решения в законную силу утвердить и направить заявителю схему расположения земельного участка примерной площадью 400 кв.м., с месторасположением и ориентировочными границами, указанными в приложении к письму от 30.07.2010г. на кадастровой карте или кадастровом плане территории, в обоснование заявления указал следующее. 30.07.2010г. он обратился с письмом в администрацию Суздальского района Владимирской области на имя главы района о предоставлении земельного участка на праве аренды в порядке ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ). К письму прилагалось графическое приложение, в котором были отражены месторасположение и ориентировочные границы испрашиваемого земельного участка. 30.08.2010г. Комитет по управлению имуществом и землеустройству администрации Суздальского района письмом NN разъяснил ему, что в отдел архитектуры и строительства сделан запрос о выдаче письменного заключения о возможности использования земельного участка ориентировочной площадью 400 кв.м. для размещения автостоянки на 10 машино-мест придомовой территории, расположенного по адресу: <...>. В случае положительного заключения вопрос о предоставлении земельного участка будет решен в соответствии с действующим земельным законодательством. Указал, что при обращении в администрацию Суздальского района с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, он предоставил все необходимые документы, отвечающие требованиям п.3 ст.34 ЗК РФ. Данной статьей ЗК РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не связанных со строительством. В силу п.п.2,3 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственности или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Согласно п.4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячных срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Письмо комитета по управлению имуществом и землеустройству администрации Суздальского района от 30.08.2010г. фактически ставит в зависимость исполнение возложенной на комитет обязанности по предоставлению утвержденной схемы расположения земельного участка от получения письменного заключения отдела архитектуры и строительства о возможности использования земельного участка. Полагает, что бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неутверждении и невыдаче в установленный действующим законодательством срок схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории нарушает его права и законные интересы, предусмотренные п.4 ст.34 ЗК РФ, делает невозможным постановку испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет, что не дает ему возможности получить во временное владение и пользование указанный участок для целей, не связанных со строительством.
В судебном заседании заявитель Чеглаков М.А. заявление поддержал в полном объеме, указав следующее. В связи с необходимостью благоустройства придомовой территории дома, в которой он проживает, сносе самовольно установленных на придомовой территории гаражей, строительства детской площадки, 30.07.2010г. он обратился к главе Суздальского района с заявлением о предоставлении ему во временное владение и пользование земельного участка для размещения гостевой автостоянки, что, по его мнению, является благоустройством придомовой территории. Указал, что в соответствии с Постановлением Губернатора Владимирской области от 06.05.2006 N 341 "Об утверждении областных нормативов градостроительного проектирования" гостевые стоянки определяются как открытые площадки, предназначенные для кратковременного хранения (стоянки) легковых автомобилей, вследствие чего гостевая автостоянка не является объектом недвижимости, и, следовательно, её устройство не связано со строительством. Он намерен засыпать предоставленный ему земельный участок щебенкой, разровнять её, образовав площадку для гостевой автостоянки. Вследствие данных обстоятельств он обратился в администрацию с указанным заявлением в порядке ст.34 ЗК РФ, пункт 4 которой обязывает орган местного самоуправления на основании поданного им заявления в месячный срок со дня поступления заявления утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В дальнейшем, исходя из предоставленной схемы, отраженных на ней ограничений, на которые указывали в ходе рассмотрения дела представители заинтересованного лица, площади земельного участка, он вправе изъявить намерение об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. Однако такая схема ему предоставлена не была, что явилось основанием к обращению в суд с данным заявлением.
Представитель заинтересованного лица администрации Суздальского района Козленко Е.В. заявление не признала, просила в его удовлетворении отказать, указав следующее. На заявление Чеглакова М.А. 30.08.2010г. комитетом по управлению имуществом и землеустройства администрации Суздальского района был дан ответ. 10.09.2010г. после получения заключения из отдела архитектуры и строительства администрации Суздальского района КУМИ был отправлен отказ Чеклагову М.А. в предоставлении в аренду земельного участка в связи с тем, что участок застроен металлическими гаражами, рядом проходит газопровод высокого давления с охранной зоной 7м., а также должны быть соблюдены требования СНиП 02.07.01.89 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений», в соответствии с которыми расстояние от жилых домов до стоянки должно составлять не менее 10 м. Указала на несогласие с позицией заявителя о том, что гостевая автостоянка не является объектом недвижимости, поскольку в соответствии со СНиП 21-02-99 стоянка для автомобилей (автостоянка)- здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка. Предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей. В соответствии с п.4.2 СНиП 21-02-99 автостоянки могут размещаться ниже и /или выше уровня земли, состоять из подземно и надземной частей, пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располгагаться пож этими зданиями в подземных, подвальных, цокольных или в нижних надземных этажах, а также размещаться на специальной оборудованной открытой площадке на уровне земли. Обращение Чеглакова М.А. рассмотрено в соответствии со ст.30,31 ЗК РФ в порядке предоставления земельных участков для строительства. При предоставлении земельного участка для размещения гостевой автостоянки в соответствии с нормами ст.ст.30, 31 ЗК РФ, возможность или невозможность предоставления выбранного земельного участка будет согласована с соответствующими службами: газовыми, природоохранными, Ролспотребнадзором, с владельцами наземных и подземных коммуникаций, располагающихся на участке и вблизи участка во избежание ситуаций, угрожающих безопасности, жизни и здоровью жителей поселка. По земельному участку, который желает оформить в аренду Чеглаков М.А., проходит газопровод высокого давления, требующий определенного нормативного расстояния от него до зданий и сооружений. Указала, что гостевая автостоянка должна располагаться на земельном участке, примыкающем к какому-либо административному, бытовому зданию, как предназначенная для парковки машин посетителями зданий непродолжительное время. В связи с чем нельзя считать гостевой автостоянку, расположенную на земельном участке, не примыкающем к какому-либо административному, бытовому зданию. Кроме того, при доме NN по ул.<...> имеется заасфальтированная площадка, которая используется жильцами дома для парковки автотранспорта. Поскольку предоставление земельных участков для строительства осуществляется в ином порядке, чем для целей, не связанных со строительством, администрация Суздальского района не должна была выдавать заявителю утвержденную схему расположения земельного участка примерной площадью 400 кв.м., расположенного у жилого дома NN по ул.<...> на кадастровой карте или кадастровом плане.
Представитель заинтересованного лица администрации Суздальского района Бахирев П.Н. заявление не признал, просил в его удовлетворении отказать, указав, что земельный участок, по которому обратился в администрацию Чеглаков М.А., находится вблизи различных объектов: газопровода, водозаборной станции, котельной, ограничивающих возможность его использования в качестве автостоянки.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 30.07.2010г. в администрацию Суздальского района Владимирской области от Чеглакова М.А. поступило заявление, в котором указано, что в соответствии со ст.34 ЗК РФ он просит предоставить ему во временное владение и пользование (в аренду) на срок 2 года земельный участок, ориентировочной площадью 400 кв.м. с целью благоустройства придомовой территории, размещения гостевой автостоянки жилого дома NN по ул.<...>, на десять машино-мест. Местоположение и ориентировочные границы испрашиваемого земельного участка отражены в графическом приложении к заявлению. Организация гостевой автостоянки необходима для эффективного использования придомовой территории и оптимизации движения автотранспорта по земельному участку. Обязуется предоставить право прохода и проезда по указанному участку для доступа соответствующих служб и сотрудников к ТП и котельной, добросовестно уплачивать арендную плату, использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования. Обязуется обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» л.д.5).
30.08.2010г. Чеглакову М.А. Комитетом по управлению имуществом и землеустройству администрации Суздальского района на указанное заявление дан ответ. Разъяснено, что в отдел архитектуры и строительства сделан запрос о выдаче письменного заключения о возможности использования земельного участка ориентировочной площадью 400 кв.м. для размещения автостоянки на 10 машино-мест придомовой территории, расположенного по адресу: <...>. В случае положительного заключения вопрос о предоставлении земельного участка будет решен в соответствии с действующим земельным законодательством л.д.7).
10.09.2010г. Чеглакову М.А. Комитетом по управлению имуществом и землеустройству администрации Суздальского района направлен ответ, которым разъяснено, что испрашиваемый земельный участок площадью 400 кв.м. для размещения автостоянки на 10 машино-мест предоставить нет возможности, так как участок застроен металлическими гаражами, и рядом проходит газопровод высокого давления с охранной зоной 7м. В соответствии со СНиП 02.07.89* «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» расстояние от жилых домов до стоянки должно составлять не менее 10м. л.д.11).
Правоотношения, связанные с участием граждан в решении вопросов, касающихся их прав на землю, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статья 30 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предусматривает принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении (п.8).
Статья 34 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Согласно п.2 данной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Согласно п.3 в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Пункт 4 данной статьи устанавливает, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из содержания заявления Чеглакова М.А. от 30.07.2010г., администрацией Суздальского района подлежал рассмотрению вопрос о предоставлении заявителю во временное владение и пользование (в аренду) на срок 2 года земельного участка с целью размещения гостевой автостоянки у жилого дома NN по ул.<...>, на десять машино-мест.
В соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации «Стоянки автомобилей», они распространяются на здания, сооружения и помещения для стоянки (хранения) автомобилей независимо от форм собственности и устанавливают основные положения и требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, а также к инженерному оборудованию таких здания и их размещению на территории поселений. Пунктом 3.1 дано определение стоянки для автомобилей -здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для хранения (стоянки) автомобилей. В соответствии с п.4.2 автостоянки могут размещаться (с учетом требований настоящих норм) ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземно и надземной частей…, пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться на специально оборудованной открытой площадке на уровне земли.
Вышеприведенное определение стоянки для автомобилей не противоречит определению гостевых стоянок, как открытых площадок, предназначенных для кратковременного хранения (стоянки) легковых автомобилей, данному в Постановлении Губернатора Владимирской обл. от 06.05.2006 N 341 "Об утверждении областных нормативов градостроительного проектирования"), на которое ссылается заявитель.
Таким образом, автостоянка вне зависимости от конструкции и назначения является объектом недвижимости, и её устройство подразумевает строительство объекта недвижимости.
Таким образом, обращение Чеглакова М.А. от 30.07.2010г. с указанием такой цели использования запрашиваемого земельного участка, как размещение гостевой автостоянки, подлежало рассмотрению органом местного самоуправления вне порядка, установленного для предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, то есть не в порядке ст.34 ЗК РФ.
Письмом от 10.09.2010г. Комитетом по управлению имуществом и землеустройству администрации Суздальского района Чеглакову М.А. отказано в предоставлении земельного участка.
Чеглаков М.А. с отдельным заявлением о выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в администрацию Суздальского района не обращался.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренной законом обязанности администрации Суздальского района Владимирской области утвердить и выдать заявителю на его обращение от 30.07.2010г. в порядке п.4 ст.34 ЗК РФ схему расположения земельного участка примерной площадью 400 кв.м., с месторасположением и ориентировочными границами, указанными в приложении к письму от 30.07.2010г. на кадастровой карте или кадастровом плане территории, вследствие чего заявление Чеглакова М.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 257,258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Чеглакова М.А. о признании незаконным бездействия администрации Суздальского района Владимирской области, выразившегося в неутверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка примерной площадью 400 кв.м., с месторасположением и ориентировочными границами, указанными в приложении к письму от 30.07.2010г. на кадастровой карте или кадастровом плане территории, обязании администрации Суздальского района Владимирской области в десятидневный срок со дня вступления судебного решения в законную силу утвердить и направить заявителю схему расположения земельного участка примерной площадью 400 кв.м., с месторасположением и ориентировочными границами, указанными в приложении к письму от 30.07.2010г. на кадастровой карте или кадастровом плане территории- отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в десятидневный срок со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий О.А.Кондратьева