Дело № 2 - 1176/2010
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2010 года
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
судьи Бочкарева А.Е.,
при секретаре Кузиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Суздале гражданское дело по исковому заявлению Шуваловой Т.В. к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Суздале о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Шувалова Т.В. обратилась в суд с иском с учетом уточнений к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Суздале о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью с 15 марта 2010 года (л.д.3-9, 94).
В обосновании заявленных исковых требований Шувалова Т.В. в судебном заседании пояснила, что с 1 апреля 1986 года по 2 августа 2008 года работала акушеркой родильного отделения Суздальской центральной районной больницы. За весь период работы она занимала одну и ту же должности выполняла одинаковые обязанности, отделение также выполняло одну и туже функцию. 15 марта 2010 года она обращалась с заявлением ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Суздале о назначении трудовой пенсии, в чем ей было отказано. Полагает, что спорные периоды работы акушеркой должны быть зачтены в специальный стаж в льготном исчислении в полуторном размере, в том числе периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с 6 июля 1990 года по 25 октября 1990 года, с 18 января 1997 года по 7 июня 1997 года, когда она фактически находилась на больничном листе, а также период отпуска по уходу за ребенком с 26 октября 1990 года по 23 марта 1992 года. С исключением из специального стажа иных не оспариваемых ею периодов она согласна. Это связано с отпусками за свой счет, курсами, уходом за ребенком после октября 1992 года и другими обстоятельствами. Указывает на то, что неправильное оформление ряда документов работодателем не должно влиять на ее пенсионные права. В связи с чем, период с 3 августа 2007 года по 15 ноября 2008 года работы медсестрой в доме престарелых также подлежит зачету в ее специальный стаж.
Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда РФ в городе Суздале Данилова Е.В. исковые требования не признала, представила письменный отзыв (л.д.34). Суду пояснила, что специальный стаж истца на момент обращения в пенсионный фонд составляет менее требуемого, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат. Полагал, что спорные периоды работы акушеркой не могут быть включены в стаж в льготном исчислении, поскольку по документам работодателя отчество истца написано не верно, наименование должности «акушерка» дополнялось уточняющими обозначениями, название отделения также постоянно менялось. Кроме того, не могут быть исчислены в льготном порядке периоды отпусков по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком. За период работы в доме престарелых работодателем не представлены документы о коде льготы истца.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В силу п.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
На основании п.2 ст. 27 Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утверждены Правила и Список соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 20 ст.27 Федерального закона, а также Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (далее Правила, Список и Перечень соответственно).
В разделе "Наименование должностей" Списка предусмотрена должность «акушерка», «медицинская сестра палатная», одновременно в пунктах 1, 31 раздела "Наименование учреждений" Списка указано «больницы всех наименований», «дом-интернат для престарелых и инвалидов».
В соответствии с п.1 Перечня «наименование структурных подразделений, наименование должностей» предусмотрены акушерское, акушерское физиологическое, гинекологическое, родовое (родильное) отделения стационаров, учреждений, предусмотренных пунктом 1 Списка.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно Перечню, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Судом установлено следующее.
1 апреля 1986 года Шувалова Т.В. принята на должность акушерки родильного отделения Суздальской центральной районной больницы, где работала по 2 августа 2008 года. В соответствии с приказом от 29 декабря 2003 года установлено считать Шувалову Т.В. работающей в акушерском отделении акушеркой. Со 2 августа 2007 года по 15 ноября 2008 года Шувалова Т.В. работала медсестрой палатной ОГСУ «Суздальский дом - интернат для престарелых». С 14 мая по 13 ноября 2009 года истец работала акушеркой акушерского отделения Суздальской центральной районной больницы. Приведенные данные отражены в трудовой книжке истца, а также соответствующих приказах (л.д.12-14, 46, 76).
15 марта 2010 года Шувалова Т.В. обратилась в ГУ УПФ Российской Федерации с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью (л.д.98).
Решением от 22 апреля 2010 года №16 ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в связи с отсутствием требуемого специального стажа (л.д.10). Управлением Пенсионного фонда не включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды с 1 января 1988 года по 22 мая 1988 года, с 23 июня 1988 года по 8 ноября 1993 года, с 10 декабря 1993 года по 7 июня 1997 года, с 1 октября 1998 года по 6 октября 2002 года, со 2 ноября 2002 года по 2 августа 2007 года. Данные периоды не зачтены поскольку в карточках справках по заработной плате указано отчество работника Витальевна, а не Викторовна, в штатных расписаниях предусмотрены должности акушерок для обслуживания физиологических коек, для обслуживания обсервационных коек, для обслуживания патологических беременных; наименование отделения изменялось: акушерско-гинекологическое, акушерско-физиологическое, родильное, акушерское. Пенсионным фондом указано также, что Шувалова Т.В. находилась в отпусках по беременности и родам с 6 июля 1990 года по 25 октября 1990 года, с 18 января 1997 года по 7 июня 1997 года, а также в отпуске по уходу за ребенком с 26 октября 1990 года по 23 марта 1992 года, что не дает право на исчисление стажа в льготном порядке.
Не включен в специальный стаж также период с 3 августа 2007 года по 15 ноября 2008 года работы в должности медсестры палатной в ОГСУ «Суздальский дом - интернат для престарелых и инвалидов» поскольку работодателем не представлены сведения персонифицированного учета с указанием кода медицинской льготы.
Согласно данным о страховом стаже, учтенном ГУ УПФ РФ в г. Суздале, специальный стаж истца составил 2 года 4 месяца 9 дней, без учёта оспариваемых периодов (л.д.35). Решением пенсионного фонда в льготном исчислении учтен период работы с 1 апреля 1986 года по 27 октября 1987 года один год как 1 год шесть месяцев (л.д.10).
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из следующего.
Как следует из трудовой книжки Шуваловой Т.В., в спорные периоды работы в Суздальской центральной районной больницы, истец была трудоустроена акушеркой в родильном отделении, которое позднее переименовано в акушерское.
При этом, в Перечне предусмотрены должность акушерки, а также родительное и акушерское отделения. Более того, в Перечне приведены и иные наименования отделений, которые указывались в штатном расписании акушерское, акушерское физиологическое, гинекологическое. Совмещение наименований акушерское и гинекологическое также указывает на то, что данное отделение предусмотрено Перечнем.
Тот факт, что к наименованию должности «акушерка» в штатном расписании дополнялось указание на обслуживание определенных коек либо конкретной категории больных, указывает лишь на распределение обязанностей между различными акушерками и не свидетельствует о занятии иной должности.
Разрешая данный спор, суд также руководствуется Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и утверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии», согласно пункта 6 которого основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка установленного образца. В этой связи, при устранении противоречий в различных документах в написании фамилии, должности и отделения, суд руководствуется данными трудовой книжки.
На основании перечисленных доказательств судом установлено, что Шувалова Т.В. в спорные периоды работы в Суздальской центральной больнице в должности и отделении, дающими право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью с исчислением стажа в льготном размере 1 год как 1 год 6 месяцев.
Периоды нахождения Шуваловой Т.В. в отпусках по беременности и родам с 6 июля 1990 года по 25 октября 1990 года, с 18 января 1997 года по 7 июня 1997 года (л.д.34), а также в отпуске по уходу за ребенком с 26 октября 1990 года по 23 марта 1992 года (л.д.17, 38, 57) во время работы в должности, которая засчитывается в специальный стаж в полуторном исчислении, также подлежат льготному исчислению.
В силу ст. 255 Трудового кодекса РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию
Постановлением от 11 июля 2002 г. № 516 Правительства РФ утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Согласно п.5 Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Начисления именно по больничному листу за периоды с 6 июля 1990 года по 25 октября 1990 года, с 18 января 1997 года по 7 июня 1997 года отражены в карточках справках за соответствующие годы (л.д.17, 23) а также в акте проверки Пенсионного фонда (л.д.101-106).
Поскольку отпуска по беременность и родам фактически являлись периодами временной нетрудоспособности Шуваловой Т.В. они подлежат зачету в стаж в льготном исчислении.
Отпуск по уходу за ребенком Шуваловой Т.В. подлежит зачету в льготном порядке в соответствии со ст.167 КЗоТ РФ, поскольку он имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» от 25 сентября 1992 года № 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях).
Согласно письма Минздрава и соцразвития РФ от 04 июня 2004 года № МЗ-637 исчисление стажа, в том числе и специального, может проводиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Таким образом, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком по правовым последствиям приравнивалось законодателем к времени основной работы женщины, поэтому при кратном зачете времени работы для пенсионных целей и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком должно засчитываться в льготном (кратном) исчислении.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период нахождения Шуваловой Т.В. в отпуске по уходу за ребенком включается в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости в льготном исчислении - один год работы как 1 год 6 месяцев.
Период работы истица со 2 августа 2007 года по 15 ноября 2008 года медсестрой палатной ОГСУ «Суздальский дом - интернат для престарелых» подлежит зачет у специальный стаж, поскольку и должность, и учреждение предусмотрены Списком.
Таким образом, в специальный стаж истца, дающий право на досрочную пенсию должны быть включены следующие периоды в льготном исчислении с 1 января 1988 года по 22 мая 1988 года (7 месяца 1 день), с 23 июня 1988 года по 8 ноября 1993 года (8 лет 22 дня), с 10 декабря 1993 года по 7 июня 1997 года (5 лет 2 месяца 25 дней), с 1 октября 1998 года по 6 октября 2002 года (6 лет 9 дней), со 2 ноября 2002 года по 2 августа 2007 года (7 лет 1 месяц 15 дней) в календарном исчислении с 3 августа 2007 года по 15 ноября 2008 года (1 год 3 месяца 12 дней), что в общей сложности составит 28 лет 3 месяц 24 дня специального стажа.
С учетом учтенного пенсионным фондом периода с 1 апреля 1986 года по 27 октября 1987 года в льготном исчислении (2 года 4 месяца 9 дней) (л.д.10) специальной стаж истца на дату обращения за назначением пенсии составит более 30 лет.
При таких обстоятельствах, досрочная трудовая пенсия по старости Шуваловой Т.В. в силу п.1 ст.19 Закона о трудовых пенсиях должна быть назначена с момента обращения, то есть с 15 марта 2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шуваловой Т.В. удовлетворить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Суздале Владимирской области включить Шуваловой Т.В. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды работы:
с 1 января 1988 года по 22 мая 1988 года, с 23 июня 1988 года по 8 ноября 1993 года, с 10 декабря 1993 года по 7 июня 1997 года, с 1 октября 1998 года по 6 октября 2002 года, со 2 ноября 2002 года по 2 августа 2007 года в должности акушерки в родильном отделении в Суздальской центральной районной больнице, включая периоды нахождения в отпусках по беременности и родам с 6 июля 1990 года по 25 октября 1990 года, с 18 января 1997 года по 7 июня 1997 года, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 26 октября 1990 года по 23 марта 1992 года, в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев;
с 3 августа 2007 года по 15 ноября 2008 года (1 год 3 месяца 12 дней) в должности медсестры палатной в ОГСУ «Суздальский дом - интернат для престарелых и инвалидов» в календарном исчислении
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Суздале Владимирской области назначить Шуваловой Т.В. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с 15 марта 2010 года.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 28 сентября 2010 года.
Судья А.Е. Бочкарёв