О назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решение № 2-1013/2010 от 22.09.2010



Дело № 2-1013/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2010 года

Суздальский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Матвеевой И.И.,

при секретаре Панфиловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Арзянцевой А.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Суздале Владимирской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

У С Т А Н О В И Л:

Арзянцева А.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Суздале Владимирской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и просила включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы:

- с 11.02.1981 г. по 09.03.1982 г. в календарном исчислении в должности выездного фельдшера отделения скорой помощи в Городской больнице скорой медицинской помощи № 1 г.Ангрен;

- с 11.03.1982 г. по 02.01.1985 г. в календарном исчислении в должности фельдшера здравпункта в Ангренской городской поликлинике, включая отпуск по уходу за ребенком 09.02.1984 года рождения - с 09.02.1984 г. по 01.01.1985г.;

- с 02.01.1985 г. по 07.09.1990 г. в календарном исчислении в должностях фельдшера в здравпункте и заведующей здравпунктом в Городской поликлинике п.Нурабад, включая отпуск по уходу за ребенком 03.10.1986 года рождения - с 03.10.1986 г. по 02.04.1988 г.;

- с 17.05.1994 г. по 01.07.2002 г. в льготном исчислении: один год работы как один год и три месяца - в должностях акушерки и лаборанта в Гавриловской сельской врачебной амбулатории в Суздальской ЦРБ;

а также обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента первоначального обращения - с 29 января 2010 года.

В обоснование иска указала, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, однако при обращении в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Суздале Владимирской области за назначением такой пенсии, она получила отказ.

В судебном заседании Арзянцева А.В. и её представитель Уланова Т.А. поддержали заявленные требования, ссылаясь на то, что на момент обращения истца с заявлением в пенсионный фонд её специальный стаж составил более 30 лет.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Суздале - Данилова Е.В., действующая по доверенности, возражая против иска, ссылалась на то, что действующим пенсионным законодательством включение спорных периодов в специальный стаж не предусмотрено. Так, периоды работы с 11.02.1981 г. по 09.03.1982 г. в Городской больнице скорой медицинской помощи в должности «выездной фельдшер отделения скорой помощи», с 11.03.1982 г. по 02.01.1985 г. в Ангренской городской поликлинике в должности «фельдшер здравпункта», с 02.01.1985 г. по 07.09.1990 г. в городской поликлинике п. Нурабад в должности «фельдшер» в здравпункте, «заведующий здравпунктом» не подлежат включению в специальный стаж, так как наименование указанных должности не предусмотрено Списком соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10. 2002 г. Указывала, что не предоставлены документы, подтверждающие наименование структурного подразделения (фельдшерский здравпункт или врачебный здравпункт), а также не предоставлены документы, подтверждающие периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Полагала, что период работы с 17.05.1994 г. по 01.07.2002г. в Гавриловской амбулатории в должностях «акушерка сельской врачебной амбулатории», «клинический лаборант» подлежит включению в специальный стаж только в случае предоставления за весь период документов подтверждающих наименование должности «акушерка» и «лаборант».

Кроме того, указывала, что сведения индивидуального персонифицированного учета за 2 полугодие 2000 года предоставлены без указания доли ставки, на которую осуществлялась трудовая деятельность.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца и её представителя, объяснения представителя ответчика, суд находит исковые требования Арзянцевой А.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункта 2 ст. 27 настоящего Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии пунктом 1 статьи 27, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18,19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных переделах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В судебном заседании установлено, что, согласно записям в трудовой книжке, Арзянцева А.В. с 11.02.1981 г. по 09.03.1982 г. работала в должности выездного фельдшера отделения скорой помощи в Городской больнице скорой медицинской помощи № 1 г.Ангрен; с 11.03.1982 г.по 02.01.1985 г. в должности фельдшера здравпункта в Ангренской городской поликлиники; со 02.01.1985 г. по 07.09.1990 г. в должностях фельдшера в здравпункте и заведующей здравпунктом в Городской поликлинике п.Нурабад; С 17.05.1994 г. по 01.07.2002 г. в должностях акушерки и лаборанта в Гавриловской сельской врачебной амбулатории в Суздальской ЦРБ л.д. 12-14).

На момент осуществления Арзянцевой А.В. деятельности выездного фельдшера отделения скорой помощи действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым предусмотрена должность фельдшера учреждения скорой медицинской помощи независимо от наименования должности. Указанное Постановление утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, yтвepжденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. № 464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

С принятием Списка должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, указанное Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 утратило силу, однако в нем также предусмотрена должность фельдшера, а среди учреждений указаны больницы всех наименований и станции скорой медицинской помощи.

Должность «выездной фельдшер отделения скорой помощи» не предусмотрена ни Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, специалистов с высшим и средним медицинским образованием в учреждениях здравоохранения, ни другими ведомственными нормативными актами. В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г., так и в Списке от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрена лишь должность фельдшера.

Как следует из архивной справки Ангренского городского отдела здравоохранения, на основании приказа № 22 от 11.02.1981 г., Арзянцева А.В. с 11.02.1981 года принята фельдшером в отделение «скорой помощи» л.д. 24-26).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истица, имея среднее специальное медицинское образование по специальности фельдшера, в период с 11.02.1981 г. по 09.03.1982 г., осуществляла иную деятельность по охране здоровья населения, выполняла обязанности, соответствующие обязанностям фельдшера отделения скорой помощи. Поэтому указанный период работы подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

На момент работы истицы в должностях «фельдшера здравпункта» в Ангренской городской поликлинике с 11.03.1982 г. по 02.01.1985 г., «фельдшера в здравпункте» и «заведующей здравпунктом» в Городской поликлинике пос. Нурабад с 02.01.1985 г. по 07.09.1990 г., также действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464. Должность фельдшера относится, согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образование в учреждениях здравоохранения, к должностям среднего медперсонала, больницы и поликлиники, согласно Номенклатуре учреждений здравоохранения, - к лечебно - профилактическим учреждениям. Согласно Номенклатуре должностей, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15.10.1999г. N 377, наименование должности «заведующий» (структурным подразделением) должна дополняться наименованием специальности, по которой он имеет соответствующую подготовку. Неполное (сокращенное) наименование должности при записи в трудовую книжку не может повлечь за собой ограничения прав гражданина на пенсионное обеспечение.

Согласно Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства СССР от 23 октября 1978г. N 1000 и действующий во время оспариваемых периодов, здравпункты (как фельдшерский, так и врачебный) относятся к амбулаторно - поликлиническим учреждениям (пункт 4), которые, в свою очередь, указаны в разделе «Лечебно - профилактические учреждения».

В связи с чем, периоды работы истицы в должностях «фельдшера здравпункта» в Ангренской городской поликлинике с 11.03.1982 г. по 02.01.1985 г., «фельдшера в здравпункте» и «заведующей здравпунктом» в Городской поликлинике пос. Нурабад с 02.01.1985 г. по 07.09.1990 г. подлежат включению в специальный стаж.

В указанные периоды работы истица имела отпуска по уходу за детьми 9 февраля 1984 года рождения и 3 октября 1986 года рождения л.д. 20, 21). Определять периоды нахождения Арзянцевой А.В. в отпуске по уходу за ребенком следует исходя из продолжительности указанного отпуска, который на тот момент времени составлял не более 1,6 лет. Данные отпуска имели место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях). Следовательно, периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 09.02.1984 года по 01.01.1985 года и с 03.10.1986 года по 02.04.1988 года не должны исключаться из стажа ее работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Разрешая вопрос о периоде работы истицы - с 17.05.1994 г. по 01.07.2002 г. -

в должностях «акушерка» и «лаборант» в Гавриловской сельской врачебной амбулатории в Суздальской ЦРБ, суд учитывает следующее.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на выслугу лет» предусматривалось, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: «акушерка» и «лаборант», а в наименовании учреждений указаны, в том числе, больница центральная (районная), и амбулатория. При этом, среднему медицинскому персоналу один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и три месяца.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра).

Факт работы Арзянцевой А.В. в должностях «акушерки» и «лаборанта» СВА в с. Гавриловское подтвержден также выписками из приказов: от 17.05.1994 г. № 5; от 21.11.1994 г. № 14; от 09.01.1995 г. № 2; от 10.09.2001 г. № 18 л.д.27-31).

Гавриловская сельская врачебная амбулатория расположена в сельской местности ( в муниципальном образовании «Сельцкое сельское поселение»), что ответчиком не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд полагает включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы истицы с 17.05. 1994 г. по 01.07.2002 г. в должностях акушерки и лаборанта в Гавриловской сельской врачебной амбулатории в Суздальской ЦРБ в льготном исчислении: один год работы как один год и три месяца.

Ссылку ответчика на непредставление сведений персонифицированного учета за 2 полугодие 2000 года без указания объема выполняемой работы суд находит несостоятельной, поскольку, на основании ст. 25 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ответственность за достоверность сведений, предоставляемых для ведения индивидуального (персоницированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, возложена на работодателя.

В соответствии со ст.19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На момент обращения истицы с заявлением в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Суздале о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья, специальный стаж её работы составил более 30 лет, поэтому суд полагает назначить ей пенсию с 29 января 2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Арзянцевой А.В. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Суздале (государственное учреждение) включить Арзянцевой А.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды работы:

- с 11.02.1981 г. по 09.03.1982 г. в календарном исчислении в должности выездного фельдшера отделения скорой помощи в Городской больнице скорой медицинской помощи № 1 г.Ангрен;

- с 11.03.1982 г. по 02.01.1985 г. в календарном исчислении в должности фельдшера здравпункта в Ангренской городской поликлиники, включая отпуск по уходу за ребенком 09.02.1984 года рождения с 09.02.1984 г. по 01.01.1985г.;

- с 02.01.1985 г. по 07.09.1990 г. в календарном исчислении в должностях фельдшера в здравпункте и заведующей здравпунктом в Городской поликлинике п.Нурабад, включая отпуск по уходу за ребенком 03.10.1986 года рождения, с 03.10.1986 г. по 02.04.1988 г.;

- с 17.05.1994 г. по 01.07.2002 г. в льготном исчислении: один год работы как один год и три месяца в должностях акушерки и лаборанта в Гавриловской сельской врачебной амбулатории в Суздальской ЦРБ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Суздале (государственное учреждение) назначить Арзянцевой А.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения - с 29 января 2010 года.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в десятидневный срок с момента его принятия в окончательной форме.

Судья: (подпись) И.И. Матвеева

Верно.

Судья: И.И. Матвеева

Секретарь: Е.В. Панфилова