О признании незаконным бездействия должностных лиц. Решение № 2-1510/2010 от 01.11.2010



Дело № 2-1510/2009 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Суздаль 01 ноября 2010 года

Суздальский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Кондратьевой О.А.,

при секретаре Панфиловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Годунина М.А., действующего в интересах Володиной А.Н., о признании незаконным бездействия администрации г.Суздаля Владимирской области по его обращению от 15.03.2010г., возложении обязанности по принятию решения по вопросу включения Володиной А.Н. в список нуждающихся в жилье,

УСТАНОВИЛ:

Годунин М.А., действуя в интересах Володиной А.Н., обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.Суздаля Владимирской области, по его обращению от 15.03.2010г. возложении обязанности по принятию решения по вопросу включения Володиной А.Н. в список нуждающихся в жилье. В обоснование уточненного заявления указано следующее. Решением Суздальского районного суда от 17 августа 2010 года Володина А.Н. признана недееспособной. Постановлением главы Суздальского района от 10.09.2010г. он назначен опекуном недееспособной Володиной А.Н., в связи с чем при обращении в суд действует в её интересах. 15 марта 2010 года он обратился в администрацию г.Суздаля с заявлением о признании его родственницы - вдовы участника Великой Отечественной войны нуждающейся в жилье за счет средств федерального бюджета на основании Федерального закона от 21.12.2009г. №327-ФЗ. Однако по получении данного обращения администрацией г.Суздаля не принято решения о включении Володиной А.Н. в список нуждающихся в жилье либо решения об отказе в этом, что явилось основанием к обращению в суд с данным заявлением.

Представители заявителя Гаранин Н.А., Гаврилов Р.Н. в судебном заседании заявление поддержали, просили его удовлетворить. Пояснили, что при обращении 15.03.2010г. в администрацию г. Суздаля Годунин М.А. действовал на основании выданной Володиной А.Н. доверенности от 25.05.2007г. Обращение в суд в интересах Володиной А.Н. по истечение семи месяцев после обращения в администрацию г.Суздаля с заявлением от 15.03.2010г. было вызвано теми обстоятельствами, что в мае 2010 года истек срок действия доверенности, выданной Володиной А.Н. на имя Годунина М.А. В этот период времени Володина А.Н. была больна, что явилось основанием к обращению супруги Годунина М.А. с заявлением в суд о признании Володиной А.Н. недееспособной и впоследствии вынесением решения суда о признании Володиной А.Н. недееспособной. Обращение в суд в интересах недееспособной Володиной А.Н. стало возможным лишь после вынесения постановления о назначении опекуна. Представитель заявителя Гаврилов Р.Н. пояснил, что форма обращения в суд- с исковым заявлением влечет применение трехлетнего срока исковой давности на данные правоотношения.

Заинтересованное лицо администрация г.Суздаля в суд не явилась, представила отзыв, в котором просила в удовлетворении заявления отказать, указав следующее. На обращение Годунина М.А. от 15.03.2010г. в установленные сроки был дан ответ, в котором администрация г.Суздаля разъяснила заявителю порядок обращения граждан с целью признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законом Владимирской области от 06.05.2005г. №49-ОЗ, указав перечень документов, которые необходимо представить. В дополнение к ранее направленному обращению представитель Володиной А.Н. -Годунин М.А. повторно написал обращению в администрацию, приложив к заявлению копию документа, свидетельствующего о том, что доверитель является вдовой участника ВОВ. Администрацией г.Суздаля также в установленные сроки на данное заявление был дан ответ, в котором была разъяснена компетенция органов местного самоуправления г.Суздаля в вопросе признания жилых помещений непригодными для проживания. С целью рассмотрения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания от Годунина М.А. было взято заявление на имя главы г.Суздаля с просьбой делегировать полномочия межведомственной комиссии по оценке помещения на соответствие техническим и санитарным нормам.

Заслушав представителей заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 в редакции от 09.01.2010 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» установлено, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий Ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", должны быть обеспечены жильем.

В соответствии с ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки по обеспечению жильем распространяются в том числе на инвалидов Великой Отечественной войны.

Федеральным законом от 21.12.2009 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения в порядок обеспечения жильем инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны.
Согласно данным изменениям обеспечение жильем инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны осуществляется без учета даты постановки на учет в органах местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Таким образом, если решением комиссии, жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признанны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат.

В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.

На основании доверенности от 25.05.2007г. (л.д.66) Годунин М.А., действуя в интересах Володиной А.Н., 15 марта 2010 года обратился в администрацию города Суздаля с заявлением, указав, что просит в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2008г. обеспечить Володину А.Н. жильем ввиду того, что дом, в котором она проживала, пришел в негодность, и она там не проживает с 2000 года. Заявление принято канцелярией администрации города Суздаля 15.03.2010г. (л.д.28).

22 марта 2010 года администрацией города Суздаля был направлен ответ Годунину М.А. с указанием необходимости предоставления ряда документов в соответствии с Законом Владимирской области от 06.05.2005г. №49-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (л.д.29-30).

28 апреля 2010 года Годунин М.А. обратился в администрацию города Суздаля с заявлением, в котором просил принять справку о том, что муж Володиной А.Н.- «В» являлся участником Великой Отечественной войны, и Володина А.Н. в соответствии с Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008г. имеет право на улучшение жилищных условий, так как её дом, находящийся в её собственности, непригоден для проживания (л.д.31).

19.05.2010г. на обращение Годунина М.А. от 28.04.2010г. администрацией города Суздаля Володиной А.Н. дан ответ, с разъяснением процедуры признании жилого помещения непригодным для проживания (л.д.37).

Суду представлен протокол №13 заседания межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилого фонда от 18.06.2010г., которым отказано Володиной А.Н. в рассмотрении вопроса о признании жилого помещения по адресу: <...> (л.д.40-41).

15 октября 2010 года Годунин М.А., действуя в интересах Володиной А.Н., обратился в суд с указанным заявлением. Исходя из предмета обжалования, суд определил рассмотреть заявление Годунина М.А. в порядке глав 23,25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), как дело, возникающее из публично-правовых отношений, по заявлению об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, несмотря на избрание Годуниным М.А. формы обращения в виде искового заявления. Суд не принимает доводы стороны заявителя, что избранная форма обращения в суд- исковое заявление влечет применение трехлетнего срока исковой давности, поскольку данная позиция основана на неверном толковании законодательства.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Исходя из обстоятельств дела: наличия у Годунина М.А. доверенности от имени Володиной А.Н., действовавшей до 25.05.2010г., признании Володиной А.Н. в дальнейшем- 17.08.2010г. решением Суздальского районного суда недееспособной, временного промежутка, потребовавшегося для вынесения постановления об опеке над недееспособной Володиной А.Н., суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска трехмесячного срока обращения в суд.

Законом Владимирской области от 27.04.2005г. №185 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» утвержден "Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", согласно п.п.6,7 которого ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительными органами местного самоуправления по месту их жительства с соблюдением гласности путем принятия решений по данным вопросам на заседаниях жилищной комиссии, состав и положение о которой утверждаются постановлением главы (главы администрации) муниципального образования.
На заседаниях жилищной комиссии при принятии решений о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в постановке на учет и о предоставлении жилых помещений вправе присутствовать граждане, жилищный вопрос которых решается на данном заседании. Пунктам 12,13 установлено, что в течение тридцати рабочих дней со дня представления гражданином заявления и всех необходимых к нему документов орган, осуществляющий принятие на учет, по результатам рассмотрения заявления гражданина готовит проект решения жилищной комиссии о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, выносит его на рассмотрение комиссии, и утверждается главой (главой администрации) муниципального образования. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня утверждения главой (главой администрации) решения комиссии о принятии на учет выдает или направляет

заявителю уведомление о принятии на учет, форма которого утверждается постановлением Губернатора области.
Администрацией города Суздаля представлено суду Постановление города Суздаля от 20.11.2008г. №618 «Об утверждении положения о жилищной комиссии администрации города Суздаля», Распоряжение главы города Суздаля от 19.01.2006г. №44-р «О составе жилищной комиссии при администрации города Суздаля» (л.д.137-142). В соответствии с п.7 указанного Положения к компетенции жилищной комиссии относится принятие решения о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Суд полагает, что поскольку при рассмотрении заявления от 15.03.2010г. жилищной комиссией администрации города Суздаля не принималось решения о постановке Володиной А.Н., как вдовы ветерана Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, администрацией города Суздаля было допущено бездействие в нарушение вышеприведенных требований законодательства.

Исходя из данных обстоятельств, суд признает бездействие администрации города Суздаля по рассмотрению заявления Годунина М.А., действовавшего в интересах Володиной А.Н. от 15.03.2010г. незаконным и считает необходимым обязать администрацию города Суздаля рассмотреть данные заявления в срок до 30.11.2010 года. Данный срок установлен судом, исходя из обстоятельств дела и требований Закона Владимирской области от 27.04.2005г. №185 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В соответствии со ст.98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с администрации города Суздаля в пользу заявителя Годунина М.А. понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей.

В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В подтверждение произведенных расходов заявителя на оплату услуг представителя суду представлен договор №33 от 10.10.2010г. об оказании юридической помощи, заключенный между Гаранининым Н.А. и Годуниным М.А. (л.д.127), пунктом 3.1 которого стоимость услуг исполнителя установлена в *** рублей, также представлена расписка от 10.10.2010г. (л.д.128) о передаче указанной суммы.

Исходя из принципа разумности пределов расходов на оплату услуг представителя, степени его участия в судебных заседаниях, суд считает необходимым взыскать с администрации города Суздаля в пользу Годунина М.А. расходы по оплате услуг представителя в сумме *** рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98,100, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Годунина М.А., действующего в интересах Волдодиной А.Н. - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.Суздаля Владимирской области по рассмотрению заявления Годунина М.А., действующего в интересах Володиной А.Н., от 15.03.2010г. об обеспечении жильем в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2007г.

Обязать администрацию г.Суздаля Владимирской области рассмотреть по существу заявление Годунина М.А., действующего в интересах Володиной А.Н., от 15.032010г. об обеспечении жильем в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2007г. - в срок до 30.11.2010 года.

Взыскать с администрации г.Суздаля в пользу Годунина М.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей, по оплате услуг представителя в сумме *** рублей, а всего *** рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в десятидневный срок со дня принятия его в окончательной форме.

Судья: (подпись) О.А.Кондратьева

Верно.

Судья: О.А.Кондратьева

Секретарь: Е.В. Панфилова