Именем Российской Федерации
17 ноября 2010 года
Суздальский районный суд Владимирской области в составе:
судьи Лепёшина Д.А.
при секретаре Евдокимовой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале Владимирской области гражданское дело по иску Архипова А.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в городе Суздале Владимирской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
у с т а н о в и л:
Архипов А.Е. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Суздале, с учетом уточнений от 17 ноября 2010 года, о включении периодов работы в льготный стаж и досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с даты обращения к ответчику с 8 августа 2007 года.
В исковом заявлении и судебном заседании истец и его представитель Луняшина Г.Ф. в обоснование указали следующее. Архипов А.Е. с 1974 года в работал в ДЮСШ при Владимирском областном совете в должности тренера, затем проходил действительную военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР, после чего работал в профкоме завода имени 50-летия СССР в должности тренера ДЮСШ, а в последующем в Ново-Александровской ДЮСШ в должности тренера-преподавателя, в настоящее время продолжает преподавательскую деятельность. Полагает, что специальный стаж работы к дате обращения для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью составляет более 25 лет. Ответчиком необоснованно отказано в назначении пенсии на льготных основаниях, поскольку периоды времени с 16 сентября 1974 года по 4 ноября 1974 года - работа в ДЮСШ при Владимирском областном совете в должности тренера; с 29 января 1980 года по 1 июля 1983 года - работа в профкоме завода имени 50-летия СССР в должности тренера ДЮСШ; с 3 декабря 1984 года по 31 июля 1985 года, с 1 сентября 1985 года по 31 января 1986 года, с 1 марта 1986 года по 15 декабря 1986 года, с 15 апреля 1987 года по 15 мая 1987 года - работа в Ново-Александровской ДЮСШ в должности тренера-преподавателя; с 10 ноября 1974 года по 12 ноября 1976 года - действительная военная служба по призыву в Вооруженных Силах СССР исключены из исчисления двадцатипятилетнего стажа работы.
Представитель ответчика по доверенности Данилова Е.В. иск не признала, пояснив, что спорные периоды не могут быть засчитаны в льготный стаж по следующим основаниям.
Период работы с 16 сентября 1974 года по 4 ноября 1974 года во Владимирской ДЮСШ при Владимирском областном Совете в должности «тренер по л/атлетике» и с 29 января 1980 года по 1 июля 1983 года в профкоме завода им. 50-летия СССР в должности «тренер ДЮСШ» не включается в специальный стаж, так как Правилами от 29 октября 2002 года не предусмотрено структурное подразделение ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа), в данном случае ДЮСШ не является юридическим лицом. Указанное наименование должности также не предусмотрено Списком должностей от 29 октября 2002 года. Указанные периоды работы с 3 декабря 1984 года по май 1987 года в Ново-Александровской ДЮСШ в должности «тренер-преподаватель» не включаются в специальный стаж, так как заявителем не предоставлены документы, оговаривающие, на каком основании ООО «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов» является хранителем архива по данной ДЮСШ, а также документов, подтверждающих полное наименование ДЮСШ. В справке о заработной плате имеются пропуски. Период действительной службы по призыву не включается в специальный стаж, так как это не предусмотрено Правилами от 11 июля 2002 года.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что 8 августа 2007 года в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Архипов А.Е. обратился в ГУ-УПФ РФ в г.Суздале с соответствующим заявлением. Однако комиссия уведомила истца об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, исключив указанные периоды из льготного стажа решением № 20 от 9 ноября 2007 года.
Суд не может признать данный отказ обоснованным.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст.7), также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми, вредными, особыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились согласно действовавшим нормативным правовым актам к работам с особыми условиями труда.
Истолкование названных норм, как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются особыми, связанными с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.1 и ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 (п.3) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.
Правила, утвержденные пунктом 1 Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.
Из содержания трудовой книжки истца (л.д. 9-21), справки №43 от 9 сентября 2008 года (л.д. 47), архивной справки № 41 АРХ от 14 августа 2007 года и распоряжения № 140 (л.д. 48-51) установлено, что Архипов А.Е. действительно с 16 сентября 1974 года по 4 ноября 1974 года работал в ДЮСШ при Владимирском областном совете в должности тренера; с 29 января 1980 года по 1 июля 1983 года работал в профкоме завода имени 50-летия СССР в должности тренера ДЮСШ; с 3 декабря 1984 года по 31 июля 1985 года, с 1 сентября 1985 года по 31 января 1986 года, с 1 марта 1986 года по 15 декабря 1986 года, с 15 апреля 1987 года по 15 мая 1987 года работал в Ново-Александровской ДЮСШ в должности тренера-преподавателя.
Действительно, ДЮСШ являлись структурными подразделениями юридических лиц.
В п.2 Постановления № 463 указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (л.д.15).
ДЮСШ, в которых работал истец, являлись частью учреждений (организаций). В Постановлении № 463 (в отличие от постановлений №№1067 и 781) не указано, что ДЮСШ обязательно должна быть самостоятельным учреждением.
Суд считает, что трудовая пенсия по старости назначается педагогическим работникам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Более того, обязанность по регистрации и лицензированию учреждения и приведения его статуса в соответствие с действующим законодательством лежит на работодателе. Поэтому не приведение правового статуса образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством и отсутствие его регистрации в качестве юридического лица не может являться основанием нарушения права гражданина на льготное пенсионное обеспечение.
Таким образом, истец работал в указанные спорные периоды в должности, поименованной в Списке № 463 - тренером-преподавателем и в учреждении, поименованном в Списке № 463 - детской юношеской спортивной школе, поэтому указанные периоды подлежат включению в льготный стаж.
Военный билет на имя истца ### и распоряжение № 228 от 4 ноября 1974 года свидетельствуют о прохождении истцом с 10 ноября 1974 года по 12 ноября 1976 года действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР.
Действующим законодательством не предусмотрено включение в льготный стаж периода военной службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Вместе с тем, в указанный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стажа учителя в стаж работы по специальности, кроме работы в должностях, которые дают право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в Вооруженных Силах СССР.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены. Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Отказ ответчика засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды военной службы в составе Вооруженных сил СССР в связи с неприменением нормативного акта, действующего в период работы, порождают такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушают предписания статей 19, 39 и 55 Конституции РФ.
Таким образом, призываясь на срочную военную службу в состав Вооруженных Сил СССР истец был уверен в том, что данный период будет включен ему в педагогический стаж и эта уверенность основывалась на действующем законодательстве.
Отсюда следует, что отказ ответчика включить указанный период в льготный стаж по причине отсутствия такой возможности в связи с изменением законодательства не может быть расценен судом, как законный и обоснованный, поэтому период срочной службы истца в составе Вооруженных Сил СССР подлежит включению в льготный стаж.
Таким образом, специальный стаж работы Архипова А.Е. к дате обращения (8 августа 2007 года) составит 26 лет 2 месяца 7 дней. При таких обстоятельствах, досрочная трудовая пенсия по старости Архипову А.Е. в силу п.1 ст.19 Закона о трудовых пенсиях должна быть назначена с момента обращения к ответчику, то есть с 8 августа 2007 года.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Архипова А.Е. удовлетворить.
Включить Архипову А.Е. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды:
с 16 сентября 1974 года по 4 ноября 1974 года - работа в ДЮСШ при Владимирском областном совете в должности тренера;
с 29 января 1980 года по 1 июля 1983 года - работа в профкоме завода имени 50-летия СССР в должности тренера ДЮСШ;
с 3 декабря 1984 года по 31 июля 1985 года, с 1 сентября 1985 года по 31 января 1986 года, с 1 марта 1986 года по 15 декабря 1986 года, с 15 апреля 1987 года по 15 мая 1987 года - работа в Ново-Александровской ДЮСШ в должности тренера-преподавателя;
с 10 ноября 1974 года по 12 ноября 1976 года - действительная военная служба по призыву в Вооруженных Силах СССР.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Суздале Владимирской области назначить Архипову А.Е. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения с 8 августа 2007 года.
На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.А. Лепёшин
н